Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются денежные отношения, сопутствующие практически всем другим аспектам этой деятельности: поставка сырья сопровождается необходимостью его оплаты (авансовой, немедленной или отсроченной), продажа продукции- получением денег в обмен на поставленную продукцию, уплата налогов- платежами в бюджет, получение (погашение) банковского кредита- движением денежных средств по счетам предприятия. Все подобные денежные отношения реализуются в рамках финансовой системы предприятия. Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..5
1.1 Сущность и принципы организации финансов предприятий………...5
1.2. Структура и принципы формирования финансов предприятия…….11
2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ... 22
2.1. Концепция финансового менеджмента на предприятии……………22
2.2. Структура и принципы организации системы управления
финансами предприятия………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

В процессе определения целесообразности привлечения заемных средств проводится их классификация, в основу которой могут быть положены различные признаки. Например, кроме деления по срокам привлечения (долгосрочные и краткосрочные) заемные средства можно делить по форме и источникам привлечения. По форме привлечения выделяют заемные средства:

- в денежной форме- это выданные банком организациям и лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели на возвратной основе и обычно с уплатой процентов;

- в товарной форме (коммерческий или товарный кредит). Коммерческий кредит предоставляется одними организациями другим в виде отсрочки

 

уплаты денежных средств  за проданные товары;

- в форме оборудования (финансовый лизинг).

По источникам привлечения различают  заемные средства, привлекаемые из внешних источников (кредиты и займы банков и других организаций), и заемные средства из внутренних источников в виде минимальной переходящей задолженности по оплате труда и другим платежам.

В процессе анализа выделяются также заемные средства, обеспеченные залогом или поручительством и необеспеченные обязательства. Это обстоятельство является весьма важным, особенно в случаях, когда речь идет о несостоятельности должника.

Особое внимание уделяют и целям  привлечения заемных средств. В  практике финансового менеджмента  существует достаточно жесткое правило: для формирования и воспроизводства внеоборотных активов используются долгосрочные займы и кредиты, а оборотных активов- краткосрочные заемные средства.11

Обязательность выполнения этого  правила продиктована в основном различиями в оборачиваемости внеоборотных и оборотных активов.

Эта классификация служит базой  для принятия управленческих решений в процессе разработки финансовой политики на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Финансовые ресурсы образуют финансовый потенциал предприятия и создают благоприятные условия для его производственного и экономического развития. Финансовые ресурсы можно определить как совокупность всех денежных средств и поступлений, предназначенных для финансирования текущих и долговременных затрат, а также для выполнения финансовых обязательств.

Основные направления  использования финансовых ресурсов предприятия представлены на схеме  ниже:







 

 


 

 

 


 


 

Схема 5. Основные направления использования финансовых ресурсов

 

Таким образом, исходя из экономического содержания все затраты  можно разделить на следующие  группы: затраты на производство и реализацию продукции, связанные с текущей деятельностью и полностью возмещаемые после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции;

- затраты по формированию и воспроизводству основного капитала, связанные с созданием, реконструкцией и расширением основных производственных фондов. Увеличение объема производства также требует дополнительных затрат, то есть дополнительного авансирования капитала в оборотные активы. Источником финансирования капитальных затрат являются: средства фонда накопления, амортизационные отчисления, кредиты, займы, бюджетные средства и ряд других источников;

- затраты на социально-культурные мероприятия, связанные с содержанием социальных объектов (столовые, санатории, дома культуры). К этому виду затрат относятся также затраты на повышение квалификации работников, затраты на непроизводственные нужды, на улучшение бытовых условий. Источником финансирования этих затрат является чистая прибыль предприятия;

- принудительные затраты включают в себя налоги и налоговые платежи, отчисления во внебюджетные фонды, расходы по обязательному Страхова-нию, создание резервов, штрафные санкции.12

Необходимость изучения затрат предприятия вытекает из того, что их совокупность оказывает решающее влияние на формирование практически  всех финансовых показателей, они являются объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб предприятия.

 

 

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

        2.1. Концепция финансового менеджмента на предприятии

 

Финансовый менеджмент – это управление финансами хозяйствующих субъектов, финансовый анализ, планирование, а также нахождение и распределение капитала. Он охватывает все основные сферы финансов и распространяется на все сегменты финансового рынка. Многие функции и принципы общего менеджмента характерны для финансового менеджмента. Финансовый менеджмент - это также и вид управленческой деятельности. Он представляет собой систему воздействия субъекта финансового управления (финансового менеджера) на его объект с целью совершенствования последнего.13

 Цели финансового менеджмента вытекают из целей хозяйствующего субъекта и его экономической стратегии. Следовательно, цели финансового менеджмента и предприятия совпадают. Цели финансового менеджмента взаимосвязаны между собой, к ним относятся:

- максимизация рентабельности;

- достижение конкурентоспособного уровня прибыли, рост доходов собственника, менеджеров, персонала фирмы и усиление мотивации их труда;

- оптимизация затрат;

- повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков денежных средств;

- упрочение завоеванных позиций в конкурентной борьбе;

- финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение "прорывов" в необходимых направлениях деятельности и др.

В свою очередь, цели подразделяются на задачи финансового менеджмента. К ним относятся: нахождение оптимума в сочетании кратко- и долгосрочных задач развития предприятия; ограниченное вхождение в экономическую стратегию фирмы; маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кадровая, техническая, технологическая и экологическая стратегии фирмы; нахождение форм и методов достижения максимальных финансовых результатов деятельности фирмы.

К разновидностям финансового  менеджмента относятся:

- агрессивный менеджмент, сопряженный с высокими рисками, например, задача достижения целей предприятия в кратчайшие сроки с максимальным использованием внешних источников финансирования, в первую очередь заемных.

- консервативный менеджмент, который основывается на минимизации рисков. Одной из главных его целей выступает обеспечение максимальной финансовой устойчивости, стабильности развития производства. Разумным компромиссом между агрессивным и консервативным является умеренный менеджмент. Многие финансово-экономические показатели в умеренном финансовом менеджменте приближаются к нормативным, планируемым, среднерыночным, общественно нормальным или среднеотраслевым.

- идеальный менеджмент, где, с одной стороны, оптимально выверены и сбалансированы долго- и краткосрочные цели и задачи менеджмента, а с другой - средства их реализации.

Различаются также текущий и стратегический финансовый менеджмент. Первый обслуживает текущие, тактические цели предприятия, а второй - долгосрочные, стратегические цели.14

Одной из функции финансового  менеджмента на предприятии является финансовый анализ или мониторинг, как процесс постоянного отслеживания эффективности текущей финансовой деятельности предприятия. Его цель - обнаружение нежелательных отклонений в финансовой деятельности предприятия и их своевременное устранение. Необходим постоянный мониторинг текущей деятельности. Он включает в себя:

- анализ и контроль за осуществлением текущей деятельности;

- определение в качестве объектов наблюдения наиболее важных для предприятия видов и показателей финансовой устойчивости, а также диагностирующих угрозу возможности его банкротства;

- выбор исполнителей мониторинга, определение их полномочий и степени ответственности;

- разработку систем оперативной финансовой отчетности;

- определение сроков представления соответствующей отчетности;

- разработку, доработку и корректировку оценочных показателей оперативной финансовой деятельности предприятия и амплитуды их возможных отклонений от предусмотренных величин;

- изучение причин отклонений фактических показателей от предусмотренных;

- оценку адекватности системы нормативных и планируемых показателей, нормативов, а также оперативно-тактических задач, поставленных перед предприятием, финансовому состоянию и положению на рынке.15

Таким образом, финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансовыми потоками предприятия, направленную на достижение целей предприятия. К этим целям относятся: избежание банкротства и крупных финансовых потерь, рост объемов производства и реализации товаров, укрепление конкурентных позиций на рынке, максимизация прибыли и рыночной стоимости компании.

 

 

 

      2.2. Структура и принципы организации системы управления финансами предприятия

 

Механизм функционирования системы управления финансами предприятия может быть представлен, как показано на схеме ниже.

Схема 6. Система финансового управления на предприятии16

 

Любая система управления состоит из двух ключевых элементов- субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления (анализ, планирование, организация, учет, контроль, регулирование), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

В приложении к управлению финансами предприятия субъект  управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: оргструктуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами.

Организационная структура  системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Например, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.

Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Все приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

К первой группе относятся  кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных  операций, система страхования, система  расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна.

Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование.    

Промежуточное положение  между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России- это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы.

В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты. В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей. Модели применяются для описания имущественного и финансового положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и другие.

Финансовые инструменты- относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера- у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные:

- к первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги.

- вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы)- это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих предприятий