Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распорядительного  процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или  решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в  целях обеспечения планового  расходования средств составляют сметы  расходов на развитие производства, социальной нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные  цели.

К расходам, связанным с  развитием производства и финансируемым  из прибыли, относятся расходы: на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские  и технологические работы; финансирование разработки и освоения новой продукции  и технологических процессов; затраты  по совершенствованию технологии и  организации производства, модернизации оборудования; затраты связанные  с техническим перевооружением  и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым  строительством объектов, проведением  природоохранных мероприятий. В  эту же группу относят расходы  по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная  прибыль предприятия может быть им вложена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные  финансовые вложения, перечисляться  вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям. Эти направления  также считаются использованием прибыли на развитие.

Вся прибыль остающаяся в  распоряжении предприятия, разделяется  на прибыль, увеличивающую стоимость  имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направленную на потребление, не увеличивающую стоимость  имущества. Если прибыль не расходуется  на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает  размер собственного капитала предприятия. Наличие не распределенной прибыли  увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о  наличии источника для последующего развития.

Важную роль в обеспечении  финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве  отчисления в резервный капитал  носят первоочередной характер. Резервный  фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности, для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных  обществ, кооперативов, предприятий  с иностранными инвестициями. Эта  сумма не подлежит какому-либо использованию  или распределению, кроме случаев  реализации акций по цене ниже номинальной  стоимости. Наличие и прирост  резервного капитала обеспечивают увеличение акционерной собственности, характеризуют  готовность предприятия к рису, с  которым связана вся предпринимательская  деятельность, создание возможности  выплаты дивидендов по привилегированным  акциям даже при отсутствии прибыли  текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска  потери финансовой устойчивости. Резервный капитал предназначен для покрытия его убытков, а так же для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал не может быть использован на другие цели. Решение об использовании средств резервного фонда определяется решением общего собрания акционеров общества. Другие фонды на предприятии могут создаваться по решению общего собрания акционеров, не противоречащие действующему законодательству Республики Беларусь.

Итак, подводя итог по распределению  прибыли, можно сказать, что прибыль  распределяется между государством, собственниками и самим предприятием. Пропорции этого распределения  в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия  как позитивно, так и негативно. Экономически обоснованная система  распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды  предприятий и организаций. Прибыль  до налогообложения уменьшается  на сумму прибыли, облагаемой по различным  ставкам налога на прибыль, производятся отчисления в резервный фонд, исключаются, сумма прибыли, по которой установлены  налоговые льготы.

Оставшиеся две трети  полученной организацией прибыли могли  бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и  самой организацией. Это распределение  зависти от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов  продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в  финансовых ресурсах, и представить  их должны в первую очередь собственники. Это не означает что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал. Просто это должны быть отложенные ожидания, собственники смогут получить свои дивиденды после выхода производства на проектную мощность, когда предприятие  начнет получать прибыль в достаточном  размере.

В условиях рыночного хозяйства  государство не вмешивается в  процессе распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов. Тем не менее, посредством  предоставления налоговых льгот  оно стимулирует направление  прибыли на капитальные вложения производственного назначения и  строительства жилья, на благотворительные  цели, финансирование природоохранных  мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг. 

 

1.4 Факторы, влияющие на величину прибыли организации

 

Прибыль представляет собой  разницу общей суммой доходов  и расходами на производство и  реализацию продукции с учетом убытков  от хозяйственных различных операций. Таким образом, прибыль формируется  в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Прибыль обеспечивает потребности  самого предприятия и государства  в целом. Поэтому, прежде всего, важно  определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия  представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской  деятельности.

Важными факторами роста  прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качеств ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим  от деятельности предприятия, относятся  изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, уровень  налогов и платежей, спрос населения.

         Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

         Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью, соответственно - качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.

          Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует  известных внепроизводственных  затрат (представительских, на рекламу).

          Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно; ценовое регулирование в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение денежных ресурсов на финансовых ресурсах, - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота, предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другим мерам воздействия.

         Внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь, производственные факторы делятся на экстенсивные и интенсивные.

         К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, например, изменение численности работников, стоимости основных фондов, их использования о времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

         К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрения прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение материалоемкости и трудоемкости продукции).

         В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.

         Производственные факторы воздействуют на прибыль через систему обобщающих показателей, которые отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования авансированных средств, т.е. средств, полностью участвующих в создании продукции, а, с другой, - величину и эффективность использования их потребленной части, участвующих в формировании себестоимости.

         Элементом авансированных средств, участвующих в процессе создания продукции, также является живой труд, характеризующийся системой показателей, основные из которых - наличие трудовых ресурсов и эффективность их использования.

         Одни и те же элементы процесса производства, а именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как первичные факторы управления объема промышленной продукции, а с другой факторы, определяющие издержки производства. Величина и темпы роста прибыли зависят от тех же факторов производства, которые воздействуют на нее через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства. Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек производства (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль. Например, предприятие может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных средств, например при наличии неиспользуемого оборудования, оно будет иметь излишние запасы товарно-материальных ценностей.

         Средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами формирования прибыли, но одновременно служат основой для определения для определения резервов ее повышения. Их рациональное и эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении, повышению качества изделий. В результате уменьшается объем применяемых и расходуемых средств на производство единицы продукции, что находит отражение в снижение материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.

          К внепроизводственным факторам относятся: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.

         Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

         Для того чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.

         Все факторы можно разделить: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

         К внешним относится:

  • рыночно - конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышения конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);
  • хозяйственно - правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

           Под внутренними факторами понимают:

  • материально-технические (использование прогрессивных и экономических предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
  • организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
  • экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
  • социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Информация о работе Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии