Формы и методы воздействия государственных финансов на отрасль химической и нефтехимической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Содержание работы

...…. ВВЕДЕНИЕ………………...…..……………………...…….

3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….……………….…….

4
1.1.
Химическая и нефтехимическая промышленность Российской Федерации: структура, особенности, значение.…

4
1.2.
Нормативно-правовое регулирование химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации.…………………………………………………….


6
1.3.
Анализ современного состояния химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации

10
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ХИМИЧЕСКУЮ И НЕФТЕХИМИЧЕСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..



15
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации……….....................................................

15
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации…..…………………………………….

20
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….…………………


25
3.1.
Основные проблемы химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации…………..………

25
3.2.
Перспективы развития химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации……….…...……..

29
………….....ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...………......
31
…………….СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...……...
32

Файлы: 1 файл

kursach_100500.docx

— 196.43 Кб (Скачать файл)

Краткосрочные программы разрабатываются  обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные  программы охватывают период в 3-5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет. Такие программы разрабатываются во многих странах.

Общегосударственная программа фиксирует  основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные  программы направлены на деятельность государственного сектора, а также  на регулирование деятельности частных  фирм.

Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое  развитие регионов осуществляется посредством  регионального планирования.

Целевые программы предусматривают  развитие конкретных направлений (научных  исследований), поддержку отдельных  групп населения (пенсионеров, военнослужащих).

Чрезвычайная программа разрабатывается  в тех случаях, когда экономика  находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических  катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).

Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее  в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется  в развивающихся странах. Это  объясняется тем, что развивающиеся  страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые  через механизм стихийного регулирования  экономических процессов невозможно.

Государственные программы носят  рекомендательный, ориентирующий (индикативный) характер. Они не обязательны для  выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свой рекомендательный характер, государственные программы  имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость. Государственное программирование — это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого. [21. С. 85]

Кроме этого, государство  оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное  предпринимательство.

1..Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансферных платежей. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. [22. С. 5]

2..Налогообложение. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

3..Государственное регулирование – комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.

4..Государственное предпринимательство. Под государственным предпринимательством понимается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг государственными организациями. [36]

 

 

 

2.2..Методы воздействия государственных финансов на   химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации

Для воздействия государственных  финансов на химическую и нефтехимическую  промышленность в Российской Федерации  используют следующие методы:

Экономический метод (экономическая  политика), который складывается из фискального (фискальная политика), научно-технического (научно-техническая политика), инвестиционного (инвестиционная политика), ценового (ценовая  политика), амортизационного (амортизационная  политика), кредитно-денежного (кредитно-денежная политика) и других методов.

Фискальная политика –  это сознательное применение расходных  и налоговых функций правительства  для достижения определенных макроэкономических целей. Фискальная политика регулируется государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления  экономики.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение  налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива  законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной  фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное регулирование  государственных расходов, налогов  и сальдо государственного бюджета  в целях воздействия на реальный объем национального производства, занятость, экономический рост и  инфляцию.

В период спада стимулирующая  дискреционная фискальная политика складывается из:

  • увеличения государственных расходов;
  • снижения налогов;
  • сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена, в первую очередь, на сглаживание экономических  колебаний. Осуществляя только эту  политику, государство не может выполнять  свои функции без соответствующей  кредитно-денежной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса. [22. С. 5]

Кредитно-денежная политика государства представляет собой комплекс мер, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита в целях достижения неинфляционного экономического роста и полной занятости.

Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма. Главным ее преимуществом перед  бюджетно-налоговой политикой является оперативность и гибкость. Поскольку  она проводится Центральным банком, а не парламентом страны, она меньше подвержена политическому влиянию.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный  банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся  экономической ситуации, тем самым  расширяет или сужает возможности  выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и нормируя обязательные резервы. Снижение этой нормы создает больше возможностей коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот. [37]

Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим производственным фактором. Благодаря научно-техническому прогрессу ускоряется и увеличивается  производство не только химических и  нефтехимических продуктов, но и  любых других.

Под единой научно-технической  политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и  техники, внедрение их результатов  в народное хозяйство.

Единая государственная  научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений  в развитии науки и техники  и всяческую поддержку государства  в этом развитии. Общепризнанны следующие  приоритетные направления в развитии науки и техники: комплексная  автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых  материалов и технологий, биотехнология. [38]

Амортизационная политика –  составная часть общей научно-технической  политики государства. Устанавливая нормы  амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем  самым регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь  скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной  политики государство должно придерживаться следующих принципов:

  • своевременное осуществление переоценки основных фондов, особенно  в условиях инфляции;
  • нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;
  • амортизационные отчисления на предприятиях должны использовать только исходя из функционального назначения;
  • нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;
  • возможное осуществление предприятиями ускоренной амортизации;
  • амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению научно-технической политики.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно  может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение научно-технической  политики, на изменение структуры  производства и решение многих социальных проблем.

В общем плане государство  может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

  • кредитно-финансовой и налоговой политикой;
  • предоставлением самых различных льгот предприятиям, вкладывающим  инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства;
  • амортизационной политикой;
  • созданием благоприятных условий для  привлечения иностранных инвестиций;
  • научно-технической политикой и др.

Государственное предпринимательство.

Государство выступает самостоятельным  субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных  диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности  экономики.

Ценообразование – это  один из действенных рычагов воздействия. Используя ценовую политику, государство  воздействует на спрос и предложение, на перераспределение дохода и ресурсов и т.д.

Государство должно проводить  политику в области ценообразования, прежде всего с целью обеспечения  стабильности цен, что является основой  борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема производства. [39]

 

 

.

ГЛАВА..3.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              3.1

Основные проблемы химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации


Рассмотрим проблемы химической и нефтехимической промышленности на примере Кузбасса. В советское  время  химический  комплекс Кемеровской  области имел сильные позиции. В  структуре промышленного производства Кузбасса до 1989 г. химический комплекс составлял примерно 17,8%, численность  работающих превышала 60 тыс. человек. Из отраслей промышленности химия была третьей – после угольной отрасли  и металлургии. Сегодня химическая промышленность переживает комплекс проблем, связанных с изменением всей экономической  структуры России и Кузбасса в  частности. Основные проблемы – неплатежи, отсутствие инвестиций, невыплата заработной платы, необходимость модернизации многих производств, разрушение межотраслевых  связей, экологические проблемы. Химическая промышленность Кузбасса представлена 15 крупными  и средними предприятиями  с численностью лишь 23,1 тыс. чел. Это  всего около 4,9% основных фондов промышленности области. Степень износа основных  фондов химических предприятий области  – 37,7%; по Кемерову – 63,3%. Период 90-94-х годов характеризовался резким падением объемов производства и сокращением численности рабочих. Особенно на заводах «Прогресс», «Коммунар», «Спектр». Процесс сворачивания производства сглаживался тем, что предприятия, способные выпускать продукцию на экспорт, стали активно заниматься самостоятельными поставками ее за рубеж. Этому способствовала благоприятная ситуация на мировом рынке минеральных удобрений. В 1993-1994 гг. цена на карбамид – основную продукцию, поставляемую на экспорт АО «Азот», доходила до 200$ за тонну, и завод выпускал ее свыше 50 тыс. тонн. Хорошо продавался и капролактам кристаллический. Цена его за тонну на мировом рынке приблизилась к 1800$. Начиная с 1995 года цены на минеральные удобрения на мировом рынке стали катастрофически падать. Это обусловлено несколькими причинами – кризисы перепроизводства в странах Юго-Восточной Азии и ряд кризисов в странах – потребителях минеральных удобрений; несогласованность ценовой политики, демпинг стран – производителей минеральных удобрений. Внутренняя причина – высокие  тарифы на  железнодорожные  перевозки  (40$  за  тонну  при  себестоимости    тонны продукции не выше 30$).

Кризис 1997 года отразился  на предприятиях химической индустрии  еще более негативно. Ведь важнейшие  особенности химии  Кузбасса  –  это  широкие производственно-технические   связи    химических    производств.    Паралич банковской  системы  и,  как  следствие,  непрохождение   текущих   платежей усугубили тяжелое  положение  химических  предприятий  Кузбасса.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на отрасль химической и нефтехимической промышленности