Формы и методы воздействия государственных финансов на отрасль химической и нефтехимической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Содержание работы

...…. ВВЕДЕНИЕ………………...…..……………………...…….

3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……….……………….…….

4
1.1.
Химическая и нефтехимическая промышленность Российской Федерации: структура, особенности, значение.…

4
1.2.
Нормативно-правовое регулирование химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации.…………………………………………………….


6
1.3.
Анализ современного состояния химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации

10
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ХИМИЧЕСКУЮ И НЕФТЕХИМИЧЕСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..



15
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации……….....................................................

15
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации…..…………………………………….

20
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….…………………


25
3.1.
Основные проблемы химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации…………..………

25
3.2.
Перспективы развития химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации……….…...……..

29
………….....ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...………......
31
…………….СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...……...
32

Файлы: 1 файл

kursach_100500.docx

— 196.43 Кб (Скачать файл)

Финансовый кризис обострил и проблему оборотных средств  предприятий. Стали расти штрафы, пени, неустойки по платежам в  бюджетные  и  небюджетные фонды. В конце 1997 г. АО «Межрегионгаз» прекратил поставку газа на  «Азот». Пакет акций был  «размыт» среди 20 тыс. физических  лиц  и  десятков  частных фирм-акционеров. В 1998 г. дочерние предприятия АО  «Газпром»  приобрели  на вторичном  рынке около 58% всех акций АО «Азот». В  1998  г.  на  предприятии  было  введено  внешнее  управление,  а  затем  между   обладминистрацией   и «Газпромом»  было  заключено  соглашение   о   взаимодействии   в   развитии химической промышленности области и, прежде всего, АО  «Азот»  как  базового предприятия химической  отрасли  Кузбасса.  «Азот»  и  дочернее  предприятие «Газпрома»  –  АО   «Газо-нефтехимическая   компания»    заключили   договор толлинга. Перед компанией  встали  задачи  поставок  широчайшей  номенклатуры сырья  и  материалов  для  производства   «Азота»  и  ориентация  сбыта   на различных   потребителей   (от   отечественных   сельхозпроизводителей    до зарубежных фирм-импортеров

Наращивание объемов производства в январе-марте  1999  г.  повлекло резкий  рост кредиторской задолженности  всем  основным  поставщикам  сырья, электроэнергии, подрядным организациям. На  1  марта  1999  г.  кредиторская задолженность приблизилась к 500 млн. руб.

Сложная ситуация сложилась  и на других химических предприятиях: «Химпроме», «Химволокне», «Коммунаре». В  результате  акционирования  предприятий   произошло    нарушение технологических цепочек  и был допущен перевес  частных  интересов  отдельных производителей над общими.

По инициативе губернатора  в ноябре 1998 г. была  создана  ассоциация химических  предприятий  Кузбасса – «Химия  Кузбасса»,  объединившая   все химические предприятия области.  А 15  февраля 1999  года  постановлением обладминистрации  была  провозглашена   «Сибирская   химическая   компания». Учредителями  компании  стали обладминистрация  (52%  акций)   и   дочернее предприятие «Газпрома» «Газсибконтракт» – основной поставщик газа на  «Азот» (48% акций). [40]

Общие ограничения, сдерживающие развитие химической и нефтехимической  промышленности:

  • Инфраструктурные ограничения

Анализ перспективных планов развития крупнейших компаний до 2015 года показывает, что ставятся серьезные цели, среди  которых: увеличение объемов производства крупнотоннажной химии в 2-3 раза,  введение новых мощностей по производству ранее не производившихся продуктов. Однако реализация этих планов сдерживается ограничениями инфраструктурного характера: нехватка электрогенерирующих мощностей, дорожно-транспортной инфраструктуры, в том числе  портов и т.д. Ряд ключевых для химического комплекса портов остался в странах Балтии и в Украине. 

 

  • Высокая ресурсоемкость  и сырьевые ограничения

Химическая отрасль характеризуется  высокой ресурсоемкостью и энергоемкостью. Это также подтверждает необходимость технического перевооружения с внедрением передовых технологий и современного оборудования. (Рис.6.)

Рис. 6. Структура затрат на производство продукции

            химического комплекса 2007 года, %

Кроме того, устойчивое развитие химической и нефтехимической промышленности невозможно без решения проблемы обеспечения предприятий отрасли  углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80% химической и нефтехимической  продукции.

Ограничения поставок углеводородного сырья усугубляются слабым развитием в России нефтеперерабатывающей промышленности.

Значительная часть углеводородного  сырья перерабатывается в моторные топлива и экспортируется. В России на 1 т переработанной нефти приходится 11 кг произведенного этилена. В США  этот показатель составляет 28 кг, в  Японии – 35 кг, в Германии – 42 кг.

Есть ограничения против российских химических и нефтехимических компаний. Это антидемпинговые и другие дискриминационные меры в таких странах, как США, ЕС, Польша, Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Филиппины (всего 16 мер в 8 странах).

В связи с этим существует необходимость  активно, на постоянной основе, проводить  работу по пересмотру действующих дискриминационных  защитных мер в отношении российских производителей со стороны стран-импортеров. Сегодня в этом направлении между собой конкурируют не столько компании, сколько государства.

  • Возрастающая конкуренция на внутреннем рынке

Начиная с 2000 года, объем импорта химической и нефтехимической продукции ежегодно возрастает. Позиции иностранных компаний существенно усилились на рынке пластмасс, лакокрасочных материалов, резинотехнических изделий. На фоне растущего спроса, на внутреннем рынке наиболее перспективные открывающиеся ниши заполняются импортными товарами. К этому надо добавить, что российские химические и нефтехимические предприятия «останавливаются» на ранних этапах технологического передела, продавая и экспортируя химические полуфабрикаты, и теряя при этом значительную добавленную стоимость.  [34]

 

 

 

 

3.2 Перспективы развития  химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации

Химическая промышленность является одной из важнейших базовых  отраслей современной экономики. Ее продукция широко используется для  производства разнообразных потребительских  товаров, а также – в больших  объемах – в других отраслях экономики.

Если говорить о том, за счет чего будет формироваться и уже  формируется  рост спроса, то следует упомянуть принятые и реализуемые стратегии и меры по развитию отраслей-потребителей химической продукции.

Например, стимулом для развития производства шин, пластмасс, резинотехнических  изделий и других химических материалов является планируемое удвоение производства автомобилей в России за счет реализации режима «промышленной сборки», который  предполагает 30-ти процентную локализацию. Это без учета стоимости кузова. Если с ним, то более 50 процентов. Есть и другие направления – инвестиционные программы естественных монополий, реализация национальных проектов, стимулирование развития сельского хозяйства. (Табл.3.) Наконец, растущий спрос на химические волокна и нити предъявляет легкая промышленность.

Таблица 3

Основные показатели реализации Стратегии, млрд. руб.

Наименование показателя

2007 – 2025 гг.

Объем производства продукции  химического комплекса

11350

Прибыль от производства продукции

825,1

Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет

370,2

В том числе в федеральный  бюджет

92,7

Прибыль, прогнозируемая на инвестиции в основной капитал

479,7


Таблица составлена по данным сайта поддержки российских экспортеров. [34]

Так же стоит отметить присоединение  России к ВТО. С одной стороны  это дает инструменты для урегулирования конфликтов, связанных с антидемпинговыми ограничениями российского экспорта, а с другой – увеличивает открытость отечественного рынка. Последнее, как  показывают расчеты, приведет к снижению (по разным химическим продуктам на 20-50 процентных пунктов) уровня относительной ценовой конкурентоспособности российских химических и нефтехимических товаров, как на внешнем, так и на внутреннем рынках вследствие постепенного выравнивания внутренних и мировых цен на энергоресурсы. [18]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Химическая промышленность — отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путем его химической переработки. В химическую промышленность входит 10 отраслей, которые вместе производят более 70 тысяч наименований различных видов продукции.

Валовой объем производства химической промышленности в мире составляет около 2 трлн. долл. Объем промышленного  производства химической и нефтехимической  промышленности России в 2004 году составил 528,156 млрд. рублей.

Данный вид промышленности является одним из самых значимых и влиятельных  на экономику страны. Актуальность развития и модернизации растет с  каждым годом. К сожалению, на данный момент, российская химическая и нефтехимическая  промышленность сильно отстает от иностранных  мировых лидеров.

Для воздействия на экономику химической и нефтехимической промышленности, государство имеет ряд форм и  методов, рассмотренных в данной работе. При грамотном их использовании, они весьма эффективны и действенны. С целью улучшения и развития данной промышленности в России, государство, так же, разрабатывает и внедряет специальные планы развития, которые способны существенно улучшить положение России в данной сфере.

Для оздоровления отрасли требуется комплекс мер по рационализации производственных мощностей, объединению и реструктуризации предприятий, обновлению и улучшению качества научно-исследовательских разработок, модернизации основных фондов и развитии производств в более благоприятных местах.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1..Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г;

2..Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ);

3..«Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства промышленности и торговли Российской Федерации». Утвержден Минпромторгом РФ от 22 февраля 2011 г.;

4..Федеральный Закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «ТР о требованиях пожарной безопасности»;

5..Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. № 1082-ПП «Об утверждении технического регламента о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий»;

6..Постановление Правительства РФ от 27 марта 2008 г. № 118-ПП «Об утверждении технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»;

7..Постановление Правительства РФ от 9 марта 2010 г. № 132-ПП «Об утверждении технического регламента о требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии»;

8..Постановление Правительства РФ № 132-ПП «Об обязательных требованиях в отношении отдельных видом продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством-участником Таможенного союза» от 9 марта 2010 г.;

9..Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу ТС, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу ТС и на таможенной территории ТС. Утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299-П;

10..Положение о порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров). Приложение №1 к Единой форме свидетельства о государственной регистрации. Утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299;

11..ТР «О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий». Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1082;

12..ТР «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118;

13..ТР Республики Казахстан «Требования к безопасности лакокрасочных материалов и растворителей». Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 г. № 1398;

14..ТР Республики Казахстан «Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 217;

15..ТР Республики Казахстан «Требования к безопасности пестицидов (ядохимикатов)». Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2008 г. № 515;

16..Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ТС. Утвержден решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299;

17..Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Утверждены решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299;

18..Финансы: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В.Маркиной.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика: Инфра-М, 2010.

19..Государственное регулирование экономики/ Под ред. Кушилина В.И. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000;

20..Государственное регулирование экономики и социальных  процессов/ Кучуков Р.А.; М.: Гардарики, 2004;

21..Макроэкономика, учебное пособие/ Марыганова Е.А., Шапиро С.А., 2010;

22..Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. Менеджмент в России и за рубежом.- №4/ Донцова Л.В;

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на отрасль химической и нефтехимической промышленности