Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются формы и методы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующее:
• современное состояние жилищного строительства в России;
• жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение;
• нормативно-правовая база регулирования жилищного строительства в России;
• провести анализ современного состояния жилищного строительства в России;
• формы и методы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства;
• проблемы и перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..
6
1.1 Жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение ………………………......
6
1.2 Нормативно-правовая база регулирования жилищного строительства в Российской Федерации.….….….………….
8
1.3 Анализ современного состояния жилищного строительства в Российской Федерации……………………….………………
12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………….…………………………………..

15
2.1 Формы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации…….......
15
2.2 Методы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации…….…...
21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………
24
3.1 Основные проблемы жилищного строительства в Российской Федерации ………………………….…………….
24
3.2 Перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации ………………………………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 итог финансыт.doc

— 654.00 Кб (Скачать файл)

Указы Президента Российской Федерации:

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года «О мерах по развитию жилищного строительства»

Данный указ признает целесообразность создания Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства и содержит инструкции правительству.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

  • Постановление Правительства от 22 сентября 2008 года №708 «Об утверждении Правил предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры»;
  • Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2008 года №234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 года №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» – устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации: при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства; при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо проектная документация таких объектов;
  • Постановление от 5 мая 2007 года №265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорией в целях жилищного строительства» – проведение в 2007 году отбора экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорией в целях жилищного строительства (далее - проекты), при реализации которые будут отрабатываться организационные, технологические, правовые и финансовые механизмы комплексного освоения территорий, включающего помимо строительства жилых домов строительство объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, за счет средств различных источников финансирования.

Так же сферу жилищного строительства регулируют такие нормативно-правовые документы, как: приказы, письма Министерства регионального развития РФ, нормативно-правовые документы подведомственных фондов и агентств и т.д.

 

 

 

 

          1.3.

Анализ современного состояния жилищного строительства в Российской Федерации


В настоящее время сфера жилищного строительства в России находится под воздействием разнонаправленных эффектов и тенденций. С одной стороны сфера жилищного строительства испытывает бум, сопровождаемый ростом объемов строительства столичного жилья и продолжающимся ростом спроса на него. С другой стороны уже сейчас просматривается линия на ликвидацию на этом рынке естественной конкуренции и переход к формированию откровенно монопольного рынка. За первые семь месяцев 2013 года объемы жилищного строительства в России увеличились на 6,2%. В период с января по июль 2013 года в России было введено в эксплуатацию 26,8 млн. м2 жилья, или 330400 квартир. Это на 6,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно данным, предоставленным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Результаты за первые пять месяцев 2013 года были в целом лучше, чем результаты соответствующих периодов 2012 года, но со снижением показателей в июне и июле. В январе было построено 3600000 м2 жилой недвижимости, что говорит о росте на 14,7% в годовом исчислении. Результаты по остальным месяцам: февраль – 2900000 м2 (рост на 4,8%), март – 3900000 м2 (рост на 1,2%), апрель – 3700000 м2 (рост на 26,9%), май – 3400000 м2 (рост на 9,8%), июнь – 5100000 м2 (снижение на 2,6%) и июль – 4200000 м2 (снижение на 0,6%). По данным Министерства регионального развития, в прошлом году в России было построено около 65,2 млн. м2 жилья. Министерство ожидает, что объем построенного в 2013 году жилья, должен достичь 71 млн. м2, а в 2020 году показатель ежегодного жилищного строительства составит 142 млн. м2.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области, где введено 8,5% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарском крае – 8,4%, Республике Татарстан – 7,3%, Москве –  6,1%, Санкт-Петербурге – 5,6%, Тюменской области – 3,6%, Ростовской области – 3,5%, Республике Башкортостан – 3,4%, Белгородской области – 2,7%, Челябинской области и Ставропольском крае – по 2,4%. В этих субъектах Российской Федерации построено чуть больше половины введенной общей площади жилья в России [20].

Вместе с тем, при значительных объемах жилищного строительства в этих субъектах Российской Федерации, в I квартале 2013г. наблюдалось снижение ввода жилья по сравнению с I кварталом 2012г. в Тюменской области – на 40,5%, Челябинской области – на 21,5%, Краснодарском крае – на 9,7% и Ставропольском крае – на 1,4%.

В I квартале 2013г. индивидуальными застройщиками введено 39,7 тыс. жилых домов общей площадью 5,3 млн.кв. метров, что составило 101,7% к I кварталу 2012 года. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади, завершенного строительством жилья составила: в целом по России – 51,4%; в Забайкальском крае, Астраханской, Волгоградской, Иркутской, Костромской, Новгородской и Пензенской областях – от 90,1% до 97,0%, в республиках Ингушетия и Тыва, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, Еврейском автономном округе и Сахалинской области – 100,0%.

Источник: Агентство РК по статистике

Рис.1.1. Динамика ввода в действие жилых домов

 

Основная концепция современной строительной индустрии, в особенности в сфере жилищного строительства, может быть сформулирована следующим образом: для того, чтобы сохранять свою конкурентоспособность и продолжать развитие и получать доходы и в будущем, не только сегодня, строительная индустрия должна в своем развитии учитывать как экономические, так и экологические составляющие, формируя в тесном партнерстве с государством и населением новые принципы строительства – принципы, обеспечивающие не только прибыль, но и решение социальных, экологических, рекреационных проблем в целях обеспечения устойчивого развития местных сообществ и нации в целом [13].

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            2.1.

Формы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации



 

 

 

Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.

Различают два вида форм государственного воздействия: прямое и косвенное.

Прямое тарифное воздействие осуществляется тремя способами: путем установления максимальных, минимальных тарифов и «тарифного коридора». Предельные тарифные ставки могут устанавливаться исходя из интересов транспорта, государства, субъектов хозяйствования. Причем в основу тарифного регулирования должны закладываться эффективные тарифные системы, где уровень тарифов регулируется с учетом ограничений, условий конкуренции на транспортном рынке и других факторов. По времени действия тарифное регулирование может быть перманентным, парциальным и спорадическим. По степени охвата регулирующим воздействием методы могут быть комплексными, сегментными и индивидуальными. По масштабности методы тарифного регулирования могут быть стратегическими, тактическими, оперативными и текущими.

К косвенному воздействию относят налоговую политику, меры по принятию и совершенствованию антимонопольного  законодательства, предоставление субсидий и дотаций [7].

Инвестиционно - строительная сфера представляет собой совокупность экономических взаимоотношений между ее субъектами по вопросам осуществления инвестиций в основной капитал в форме капитальных вложений, т.е. создания и воспроизводства основных фондов всех отраслей хозяйственного комплекса.

Субъекты инвестиционно - строительной сферы:

- инвесторы (застройщики, заказчики) в лице государства, частных предприятий и предприятий иных форм собственности, граждан, вкладывающих инвестиции в создание или поддержание в рабочем состоянии основного капитала;

- подрядные строительные  предприятия, проектно-изыскательские  организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов и прочие предприятия строительного комплекса, осуществляющие основные этапы реализации инвестиционных проектов (проектирование, изготовление основных строительных материалов, конструкций, изделий, возведение зданий и сооружений);

- учреждения  центрального и коммерческих  банков, осуществляющие взаиморасчеты  между всеми участниками инвестиционного  процесса;

- предприятия большинства отраслей народного хозяйства, Поставляющие материалы, товары и услуги для участников Инвестиционного проекта;

- посреднические  и информационные фирмы [11].

 

Источники финансирования жилищного строительства в России можно представить в следующем виде:

Источник: Агентство РК по статистике

Рис.2.1. Источники финансирования жилищного строительства в                                            России

 

Основным и фундаментальным источником финансирования жилищного строительства в мире являются собственные средства строительных компаний. В России же дела обстоят совершенно иначе. Одна из особенностей строительной отрасли — значительная стоимость возводимого объекта — ограничивает возможности строительных организаций в использовании собственного капитала, рост которого происходит, в основном, за счет получаемой чистой прибыли. Преимущества использования собственного капитала в строительстве очевидны: ресурсы являются бесплатными, не требуют возврата и дают полную свободу в их распоряжении. Однако, как показывает практика, собственных средств достаточно лишь для возведения фундамента дома. Для существенного роста капитала строительных компаний потребуются годы, а может быть и десятилетия [8].

В итоге, в условиях постоянного дефицита собственных оборотных средств все более актуальным становится поиск альтернативных источников финансовых ресурсов, в качестве которых выступают привлеченные и заемные средства. Для простоты понимания внешние финансовые ресурсы, на наш взгляд, следует разбить на три вида:

 —  привлеченные средства инвесторов - юридических лиц;

 — привлеченные средства долевых участников (физических или юридических лиц);

 — заемные средства финансово-кредитных учреждений. (Приложение 1).

Первый вид финансовых ресурсов, в основном, имеет место в крупных городах (в большей мере это относится к Москве и Санкт-Петербургу), т. к. на данном этапе инвесторами выступают крупные столичные холдинги (ПСБ-Инвест Групп, Swiss Reality Group), имеющие в своем распоряжении свободные денежные ресурсы и заинтересованные в их вложении в быстрорастущий рынок недвижимости.

Второй вид финансовых ресурсов в настоящее время находится в «замороженном» состоянии, что обусловлено нехваткой ликвидности в кредитной системе. В настоящее время прямое кредитование строительных организаций финансово-кредитными учреждениями в России почти полностью отсутствует. Основным игроком на данном рынке является Сбербанк, который занимается инвестиционным кредитованием строительных проектов и имеет в своем штате соответствующих специалистов. Кроме него кредитованием строительной отрасли занимаются еще несколько крупных коммерческих банков (в их числе «Промышленно-строительный банк», «Внешторгбанк», «Газпромбанк»). В данной ситуации взаимоотношения кредитных учреждений и строительных организаций сводятся к расчетно-кассовому обслуживанию и краткосрочному кредитованию (до 1 года) в незначительных для строительных компаний объемах (в основном, для покрытия кассовых разрывов).

Между тем, прямое кредитование строительных организаций банками имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые существенно повышают его роль и значимость в развитии рынка жилищного строительства. Среди них можно выделить следующие основные плюсы данной схемы:

— снижается зависимость строительных организаций от поступления средств от реализации квартир дольщикам;

— выдерживаются нормативные сроки строительства;

— дается возможность предлагать подрядным организациям и поставщикам строительных материалов выгодные договора с гарантией их безусловной оплаты.

Более того, и это главное — финансирование строительства с использованием кредитных ресурсов банков позволяет строительной организации за счет возможности реализации квартир на более поздней стадии строительства получить дополнительную прибыль благодаря продаже квартир по более высокой цене.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства