Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 01:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являются формы и методы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующее:
• современное состояние жилищного строительства в России;
• жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение;
• нормативно-правовая база регулирования жилищного строительства в России;
• провести анализ современного состояния жилищного строительства в России;
• формы и методы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства;
• проблемы и перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..
6
1.1 Жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение ………………………......
6
1.2 Нормативно-правовая база регулирования жилищного строительства в Российской Федерации.….….….………….
8
1.3 Анализ современного состояния жилищного строительства в Российской Федерации……………………….………………
12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………….…………………………………..
15
2.1 Формы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации…….......
15
2.2 Методы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации…….…...
21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………
24
3.1 Основные проблемы жилищного строительства в Российской Федерации ………………………….…………….
24
3.2 Перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации ………………………………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………. 38
Стратегия массового
строительства жилья отражает цели, принципы
и механизмы государственной политики,
направленные на обеспечение массового
строительства жилья для всех категорий
граждан и призвана стать базовым документом,
в соответствии с которым будут совершенствоваться
механизмы развития рынка жилья и формироваться
нормативно-правовая база по его регулированию.
Меры по развитию рынка жилья, предусмотренные
в Стратегии, направлены на продолжение
начатых ранее преобразований и основаны
на развитии рыночных институтов, при
одновременном оказании эффективной государственной
поддержки гражданам, чьи доходы не позволяют
решить жилищную проблему самостоятельно.
Основной целью
Стратегии является обеспечение массового
строительства жилья различных ценовых
категорий, доступного для приобретения
в собственность или найма для всех категорий
граждан, независимо от уровня их доходов.
Реализация мероприятий
Стратегии будет направлена на обеспечение
граждан жильем по договорам социального
найма, развитие легального рынка наемного
коммерческого жилья, а также на развитие
различных форм кооперации граждан в целях
строительства жилья (прежде всего жилищно-строительных
кооперативов). Для стимулирования принятия
муниципалитетами программ строительства
социального жилья Стратегией предусматривается
софинансирование за счет федерального
бюджета строительства инфраструктуры,
необходимой для строительства муниципального
жилищного фонда.
Для развития рынка
найма жилья необходимо стимулировать
развитие системы найма жилья как вида
бизнеса – так называемых «доходных домов»,
что потребует законодательного закрепления
определенных льгот, предоставляемых
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
предоставляющим жилье в наем [16].
Для обеспечения массового строительства жилья по доступным ценам важной задачей является стимулирование создания некоммерческих объединений граждан для осуществления жилищного строительства, прежде всего жилищно-строительных кооперативов и строительных сберегательных касс. Граждане, объединившись в кооператив, не ставят перед собой задачу извлечения прибыли от строительства, как это делает коммерческий застройщик, что позволяет строить жилье по цене на треть дешевле рыночной с учетом прибыли подрядных строительных организаций.
Основным целевым показателем реализации стратегии массового строительства жилья является достижение ежегодного ввода жилья в объеме 1 кв. м на душу населения. Обеспечение ежегодного объема ввода жилья в объеме 1 кв.м. на душу населения, что к 2022 году будет составлять ориентировочно 140 млн.кв.м. жилья, позволит достичь в 2025 году:
Достижению целей Стратегии будет способствовать территориальное планирование и эффективная градостроительная политика, главная цель которых – обозначить ориентиры в отношении стратегически важных территорий страны, в которых необходимо сконцентрировать меры и ресурсы государственной поддержки комплексного развития территорий и жилищного строительства. При этом в Стратегии учитываются особенности строительства на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе, в сейсмоопасных районах и северных районах.
Стратегией предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование технического регулирования, развитие института саморегулирования в строительстве и жилищной сфере.
Интенсивное развитие строительного комплекса будет обеспечено за счет принятия комплекса мер по стимулированию роста объемов производства, содействию модернизации производства и внедрению инноваций, кадровому обеспечению строительного комплекса и стимулированию развития энергосбережения [11].
Стабильный спрос на жилье должен быть обеспечен механизмами, ориентированными на привлечение доступных финансовых ресурсов для приобретения жилья населением, в качестве которых, помимо собственных средств граждан, предусматриваются кредитные ресурсы и средства, предоставленные в виде различных форм государственной поддержки.
При этом средства, предоставляемые населению в виде государственных субсидий должны служить только катализатором рыночных процессов, стимулирующим стабильный спрос. Они направляются на социальную защиту и социальную поддержку тех категорий граждан, которые не в состоянии решить свои жилищные проблемы самостоятельно.
В долгосрочной перспективе планируется реализовывать Стратегию в три этапа, используя федеральную целевую программу «Жилище» как базовый инструмент управления.
На первом этапе реализации Стратегии (2008–2010 гг.) необходимо разработать и принять ряд федеральных законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование действующего законодательства, в том числе технических регламентов. Планируется принять федеральную целевую программу «Жилище» в новой редакции, продлив срок ее действия до 2015 г. При этом ФЦП «Жилище» будет дополнена новыми подпрограммами, к примеру, по строительству социального жилья, развитию малоэтажного домостроения.
На втором этапе (2011–2015 гг.) необходимо обеспечить широкое применение и эффективную работу института найма жилья на рыночных условиях. В полной мере должны заработать механизмы комплексного освоения территорий. Обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством, которым государство оказывает финансовую поддержку при улучшении жилищных условий в форме государственных жилищных сертификатов, должны быть полностью выполнены к 2015 г.
Основной задачей третьего этапа (2016–2025 гг.) реализации Стратегии должно стать достижение баланса спроса и предложения на рынке жилья, обеспечивающего его стабильность. На этом этапе будут решены задачи стимулирования роста объемов платежеспособного спроса за счет государственной поддержки семей, дополнительного развития кредитных и накопительных механизмов, а также стимулирования снижения цен рынке жилья за счет снижения затрат на строительство.
При реализации этого прогноза суммарный ввод жилья составит 2 010,3 млн. кв. м с ежегодными показателями:
Государственная политика на рынке жилья должна быть ориентирована на достижение показателей прогноза интенсивного роста объемов строительства жилья с одновременным сегментированием рынка жилья.
Источник: расчеты Института экономики города по данным Росстата
Рис.3.1. Прогноз ввода жилья до 2025 г. по инерционному и интенсивному сценариям
Источник: расчеты Института экономики города по данным Росстата
Рис.3.2. Прогноз ввода жилья к 2025 г. (по сегментам)
В целом по стране к 2016 году нужно преодолеть отметку в 75 миллионов квадратных метров жилья, что выше рекордного показателя 1987 года. Тогда было построено 72,8 миллиона квадратных метров. Современные технологии позволяют строить много, недорого относительно и качественно. Но при этом нужно решить несколько задач.
Государство неоднократно повторяло о важности развития строительной отрасли в нашей стране, где приоритетным является обеспечение всех слоев населения жильем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жилищное строительство является важнейшей подотраслью строительства, как с экономической, так и социальной позиций. Развитие жилищного строительства стимулирует рост производства стройматериалов, продукции лесопереработки, металлургии, химической промышленности, специализированного оборудования санитарной и бытовой техники.
Общий объем производства сферы жилищного строительства составляет сейчас более 2 трлн. руб. (половина из него - добавленная стоимость) или 2,5% ВВП.
Жилищное строительство в России нуждается в ускоренном развитии. Этого можно добиться только на основе разработки и внедрения эффективной системы финансового обеспечения федеральной и региональной жилищной политики. Необходимо найти новые подходы, методы и инструменты формирования и использования финансовых ресурсов для развития жилищного строительства.
Значимость проблемы финансового обеспечения развития жилищного строительства определяется не только его ролью в экономике России, но и необходимостью обеспечения и улучшения жилищных условий основной массы населения страны, низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов. В настоящее время уровень обеспеченности жильём отдельных групп населения России остается неудовлетворительным. Острая необходимость решения проблемы финансового обеспечения жилищного строительства обусловлена не только его ролью в экономике страны, но и потребностью в обеспечении и улучшении жилищных условий. В современных условиях число необеспеченных жильём отдельных групп населения России остается весьма значительным, несмотря на относительный рост объёмов жилищного строительства. Поэтому одной из важнейших задач стратегии жилищной политики в Российской Федерации является решение жилищной проблемы в условиях рыночной экономики, направленной на обеспечение доступности жилья для граждан со средними и низкими доходами. Для этого необходимо существенное увеличение объёмов жилищного строительства и создание условий для того, чтобы сделать жильё доступным по цене в ситуации, когда бюджетное финансирование становится более избирательным и концентрируется преимущественно в приоритетных областях развития социальной сферы. В этой связи приоритетными направлениями развития жилищного строительства выступают увеличение объёмов ввода жилья и создание условий снижения его рыночных цен.
Строительство как отдельная отрасль имеет свои особенности финансово-денежных отношений, которые возникают между её участниками. Традиционно перечень субъектов-участников жилищного строительства ограничивается - застройщиками, подрядчиками и муниципалитетом. Однако специфика российского рынка жилья позволяет нам расширить субъектный состав финансовых отношений в жилищном строительстве в рамках трех укрупненных групп: 1) инвесторы, кредиторы и заемщики; 2) продавцы и покупатели; 3) посредники.
Рост цен в строительной отрасли с 2013 года будет замедляться и в последующие годы эта тенденция сохранится на фоне снижения инфляции. Основными факторами замедления роста цен будут являться завершение строительства олимпийских и других крупнейших объектов в стране, ограничение бюджетного финансирования, приход на рынок зарубежных производителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовая литература:
Книги, учебники, монографии: