Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются формы и методы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующее:
• современное состояние жилищного строительства в России;
• жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение;
• нормативно-правовая база регулирования жилищного строительства в России;
• провести анализ современного состояния жилищного строительства в России;
• формы и методы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства;
• проблемы и перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..
6
1.1 Жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение ………………………......
6
1.2 Нормативно-правовая база регулирования жилищного строительства в Российской Федерации.….….….………….
8
1.3 Анализ современного состояния жилищного строительства в Российской Федерации……………………….………………
12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………….…………………………………..

15
2.1 Формы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации…….......
15
2.2 Методы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации…….…...
21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………
24
3.1 Основные проблемы жилищного строительства в Российской Федерации ………………………….…………….
24
3.2 Перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации ………………………………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 итог финансыт.doc

— 654.00 Кб (Скачать файл)

Однако основным недостатком данной схемы является сокращение нормы прибыли строительных компаний, что обусловлено более низкими (чем после сдачи дома) ценами, по которым реализуются квартиры долевым участникам. Кроме того, в ряде случаев использование данной схемы приводит к крайне негативным последствиям: замораживанию строительного объекта. Это возникает в результате финансового просчета и воздействия внешних факторов, таких как резкий скачок цен на стройматериалы и недвижимость.

Инвестиции в жилищное строительство включают расходы на строительство нового жилья, а также на реконструкцию и поддержание в нормальном состоянии существующего жилого фонда.

В последние два года часто звучали прогнозы о том, что нынешний год станет переломным — поскольку, начиная с 2008 года ни одного проекта строительства жилого комплекса заложено не было. А потому образовавшийся дефицит станет стимулом для роста цен на жилье. Однако ближе к концу года оптимистичные прогнозы сменились более сдержанными: рост стоимости квадратных метров  с учетом инфляции составил не более 7—10%. А при таких условиях сложно рассчитывать на то, что на рынок вернутся девелоперы и застройщики.

Государство всячески пытается реанимировать рынок недвижимости. Происходит это, по мнению председателя экспертного совета, Республиканской палаты оценщиков Александра Калинина, по нескольким причинам. Во-первых, потому что присутствует социальная составляющая вопроса — необходимость обеспечения населения жильем, проблема невыплат по ипотечным займам и проблема дольщиков. Во-вторых, пристальное внимание государства к рынку недвижимости продиктовано необходимостью сохранения рабочих мест, зарплаты для участников рынка недвижимости, связанных со стройиндустрией. Во времена строительного бума их численность достигала полумиллиона человек, даже если учесть, что с рынка ушло 50% компаний, так или иначе связанных с рынком недвижимости, то цифра в любом случае получается достаточно большая.

Именно поэтому государство и взяло на себя главную роль на рынке жилья, выступая и в качестве инвестора, и оператора. Строительные же организации являются зачастую лишь подрядчиками. Подобным способом сейчас держатся на плаву многие строительные компании, как крупные, так и мелкие. И в нынешнем году, похоже, ситуация не изменится: рынок жилья будет все так же зависеть от действий государства, тем более что ожидать значительного повышения цен на жилье не приходится (а именно это и могло бы вернуть девелоперов на рынок жилой недвижимости) [21].

В 2012 году не будет никаких кардинальных изменений на рынке недвижимости: девелоперы будут пережидать кризис на рынке жилья и дожидаться роста цен и, главное, увеличения спроса. Однако уже через несколько лет, когда будет реализована очередная государственная программа жилищного строительства, но все еще будет сохраняться дефицит, инвесторы вернутся на рынок жилой недвижимости. (Приложение 2).

 

 

 

 

          2.2.

Методы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации


Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Выделим основные методы формирования финансовых ресурсов [2]:

  • Кредитование — связано с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности.

Результаты оценки Росстатом деловой активности и в строительстве, проводимой ежеквартально путем опроса 6,5 тыс. строительных организаций, указывают, что во втором квартале ситуация в отрасли, по-видимому, несколько ухудшилась. Индекс предпринимательской уверенности, складывающийся в строительстве из разницы организаций, удовлетворенных и, наоборот, недовольных своим портфелем заказов, а также прогноза стройорганизациями своих действий в отношении рабсилы, пошел вниз — впервые с последнего квартала 2009 года, если не считать малозаметного провала в середине прошлого года. Впервые за это время (с исключением сезонности) увеличилась и относительная доля организаций, указавших на сокращение объемов работ.

Еще одной тенденцией, которую на первый взгляд можно отнести к неблагоприятным, остается снижающаяся обеспеченность строительных организаций собственными финансовыми средствами.

Правда, увеличение доли заемных средств в послекризисный период характерно не только для строительства, но и для некоторых других видов деятельности. И оценивать это как однозначно негативный процесс тоже вряд ли стоит, поскольку привлечение организациями банковских ссуд (до известных пределов) является индикатором растущей глубины кредитного проникновения в экономике России, все еще отстающей по этому показателю от более развитых и многих развивающихся экономик.

Рынок ипотечного кредитования, несмотря на приостановку снижения средних ставок, продолжает расти весьма стремительно. Благодаря появлению привлекательных для заемщика продуктов такое кредитование стало в 2012 году наиболее динамичным сегментом банковского кредитования. (Приложение 3).

Тем не менее, по результатам опроса, почти 90% «директорского корпуса» строительных организаций оценили экономическую ситуацию в своих фирмах как «удовлетворительную» или даже «благоприятную». Как считают в Центре конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ, это возможно благодаря тому, что строителям пока удавалось перекладывать на плечи потребителей «коррупционный налог» (составляющий тут, по мнению работников центра, 30–35% в стоимости продукции — максимум среди базовых отраслей экономики страны)

  • Налогообложение — подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований в форме налогов юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Страхование — предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. Страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий.
  • Инвестирование — предполагает долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики.

Таким образом, существует довольно большое количество методов воздействия государственных финансов на строительную отрасль, которые активно использует государство, с целью улучшения этой отрасли.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            3.1.

Основные проблемы жилищного строительства в Российской Федерации



 

 

Одной из главных проблемой отрасли жилищного строительства является, то, что в настоящее время в России действует аукционный механизм купли-аренды земли под жилищное строительство. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения. Тем самым цена продаваемой (сдаваемой в аренду) городом земли выступает в качестве главного принципа поддержания конкурентного механизма на строительных площадках. Такая практика ведет к тому, что все небольшие строительные фирмы автоматически «выдавливаются» с рынка, цены на жилье растут, а вместо добросовестной конкуренции начинает развиваться нездоровая олигополия [6].

В настоящее время российские политики и эксперты обсуждают возможность перехода нашей страны от экспортно-сырьевой модели развития к инновационной, в которой роль человеческого фактора значительно выше. В связи с этим необходимо обеспечить достойные условия жизнедеятельности человека, в числе которых важнейшее место занимает решение жилищной проблемы.

Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) провел исследование уровня жизни россиян. Выяснилось, что в плохих жилищных условиях проживает 42% населения (60 млн. человек), а 80 млн. человек желают их улучшить. Жилищный фонд России находится в критическом состоянии: около 62% жилых домов построено свыше 30 лет назад, 50% домов в малых городах не имеет инженерного обеспечения. В половине российских регионов более 60% водопроводных, канализационных, тепловых, электрических сетей и подстанций требует замены.

Замедление роста жилищного строительства в России обусловлено многими факторами. Прежде всего, не урегулированы вопросы выделения земли под строительство: 90% земельных участков предоставляется без открытых аукционов, а зачастую и с прямым нарушением Земельного кодекса РФ.

Дифференциация территориальных рынков жилья, связанная с природно-экономическими, социальными, транспортными и экологическими различиями, требует анализа востребованности жилищных программ и соответствующего управления воспроизводственными процессами в регионах. Успех подобных программ зависит от состояния доходов населения, наличия на данной территории свободных земельных площадок, инженерно-инфраструктурных и строительных мощностей.

Ни текущие, ни намеченные на период до 2020 г. масштабы строительства жилья не только не решают имеющиеся проблемы, но и закрепляют отставание России от уровня обеспеченности жильем в развитых странах. Ежегодный ввод жилья в размере 0,5 кв. м на душу населения не позволит приблизиться к их уровню даже к середине XXI в.

Уровень обеспеченности населения жильем зависит от его доступности, т.е. возможности приобретать жилье потребителем. Реализация этой возможности зависит от следующих факторов: стоимости жилья; стоимости ипотечного кредита (процентной ставки) и других условий ипотечного кредитования; совокупного дохода домохозяйств, величины налога на недвижимость, уровня платы за жилищно-коммунальные услуги, размера страховых выплат и т.д.

В России доступность жилья определяют такие факторы, как локальный характер рынков жилья и высокая территориальная дифференциация доходов населения. Усугубляет проблему низкая мобильность населения России.

 

 

 

 

 3.2. Перспективы развития жилищного строительства в                     Российской Федерации


Главной целью в строительстве является формирование экономики строительной отрасли, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, как на уровне комплекса, так и на уровне страны в целом, укрепление конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик комплекса, и в конечном итоге, укрепление внутренней и внешней безопасности страны [11].      

В социальной сфере отрасль ориентирована на реализацию федеральных и региональных программ и инвестиций в области градостроительства и переустройства сельских населенных мест, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышения уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и гражданского назначения (здравоохранения, культуры и спорта, образования, бытовой принадлежности).                                                             

В производственной сфере отрасль направлена на создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса на основе инновационных технологий, архитектурно-строительных систем, структур объемно-планировочных и конструктивных решений для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей.                                                                Долгосрочная стратегия массового строительства жилья для всех категорий граждан на период до 2025 года (далее – Стратегия) разработана во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года.                

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства