Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать формы и методы воздействия государственных финансов на развитие метрополитена.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать структуру, особенности и значение метрополитена;
рассмотреть нормативно-правовую базу регулирования воздействия государственных финансов на развитие метрополитена в РФ;
проанализировать современное состояние метрополитена в России;
установить, каковы формы и методы воздействия государственных финансов на развитие метрополитена в РФ;
определить, каковы проблемы и перспективы развития метрополитена в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4
1.1.
Метрополитен в РФ: структура, особенности, значение
4
1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая формы и методы воздействия государственных финансов на метрополитен в РФ...
6
1.3.
Анализ современного состояния развития метрополитена в РФ
10
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА РАЗВИТИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на метрополитен в РФ
14
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на метрополитен в РФ
17
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20
3.1.
Основные проблемы развития метрополитена в РФ
20
3.2.
Перспективы развития метрополитена в РФ
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов и банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Финансы
на тему: «Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику социальной сферы: транспорт (метрополитен)»
Выполнил:
______________________________
(Фамилия И.О.)
Студент _______ курса, срок обучения_________________
Группа № __________ № зачетной книжки _____________
Специальность
Подпись:______________________
Проверил:
Преподаватель: ______________________________
Должность:____________________
Оценка:________________ Дата:______________________
Подпись:______________________
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
ГЛАВА 1. |
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
4 |
1.1. |
Метрополитен в РФ: структура, особенности, значение |
4 |
1.2. |
Нормативно-правовая база, регулирующая формы и методы воздействия государственных финансов на метрополитен в РФ... |
6 |
1.3. |
Анализ современного состояния развития метрополитена в РФ |
10 |
ГЛАВА 2. |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА РАЗВИТИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
14 |
2.1. |
Формы воздействия государственных финансов на метрополитен в РФ |
14 |
2.2. |
Методы воздействия государственных финансов на метрополитен в РФ |
17 |
ГЛАВА 3. |
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
20 |
3.1. |
Основные проблемы развития метрополитена в РФ |
20 |
3.2. |
Перспективы развития метрополитена в РФ |
23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
29 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
31 | |
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, повышения уровня жизни населения России. Развитие метрополитена позволит значительно повысить качество транспортного обслуживания и создаст альтернативу личному автотранспорту в крупных городах.
Современный метрополитен имеет большое социально-экономическое значение, представляет собой сложную многофункциональную систему — скоростную внеуличную электрифицированную железную дорогу, обладающую большой пропускной и провозной способностью.
Цель курсовой работы – охарактеризовать формы и методы воздействия государственных финансов на развитие метрополитена.
Задачи курсовой работы:
При подготовке курсовой работы использовались различные группы источников: нормативно-правовые акты, книги и учебные пособия, публикации в периодических изданиях и на интернет-ресурсах.
ГЛАВА 1. |
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1.1. |
Метрополитен в РФ: структура, особенности, значение |
Метрополитен – структурная основа общественного транспорта. Его доля в общем объеме перевозок пассажиров достигла в 2012 году 40%. [13, c. 21] Подземка «берет на себя» самые мощные пассажиропотоки, достигающие 45 тыс. человек в час в одном направлении. По сравнению с другими видами транспорта он обладает большими провозными возможностями и имеет самую большую скорость движения.
На протяжении последних десятилетий себестоимость перевозок на метрополитене была в два раза ниже, чем на наземном транспорте. Однако он является самым капиталоемким. Фондоёмкость перевозок пассажиров на метрополитене в 8 раз выше, чем на наземном пассажирском транспорте. Необходимо учитывать, что экономические показатели работы метрополитена зависят от его производительности. Так, при росте годовой работы на 1 км линии метро с 10 до 50 млн. пасс.-км, т.е. в 5 раз, себестоимость перевозки пассажира на 1 км снижается примерно в 10 раз. [19, c. 7]
Результаты расчета капитальных и эксплуатационных затрат, а также эффекта от повышения цены городской территории, ее экономии, роста безопасности передвижений пассажиров, уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу, транспортного шума, оценки пассажирами экономии времени на передвижения при развитии систем ГПТ с метрополитеном представлены в публикации.
Эффект от сокращения ущерба от ДТП при развитии метрополитена составляет 3-4% от всего внетранспортного эффекта. В качестве расчетных использовались удельные показатели ущерба от ДТП по народному хозяйству. В связи с тем, что на метро переносится часть работы ГПТ с наиболее оживленных и опасных магистралей, то принят поправочный коэффициент увеличения эффекта от уменьшения ДТП, равный 2,5.
Во внетранспортном эффекте существенный удельный вес составляет эффект от сокращения вредных выбросов в атмосферу 7,3-11,7%. Эффект от уменьшения транспортного шума равен 2,3-2,7%. [14, c. 21]
Следует отметить, что реальный эффект от снижения вредных выбросов в атмосферу может быть выше, так как по экспертным оценкам свыше 60% автомобилей парка эксплуатируются с неисправными и неправильно отрегулированными системами питания, а по карбюраторным двигателям и системами зажигания. Более чем у 80% дизельных автомобилей наблюдается превышение нормативных дымностей отработавших газов. Около 75% парка карбюраторных автомобилей также эксплуатируется с превышением нормативных значений содержания СО в отработавших газах.
Подводя итог анализу особенностей и значения метрополитена следует сделать вывод о том, что альтернативы метрополитену как городскому транспорту нет.
Строительство метро – это, конечно, недешёвая вещь, но при современном в мире уровне автомобилизации, метро незаменимо. Метрополитен согласно классическому представлению проходит под землёй. Но, если создаются новые города и есть большие коридоры, то, чтобы, это не мешало жителям городов, можно проводить метро на эстакадах. Это будет дешевле, чем подземные варианты. В любом случае внеуличные виды скоростного транспорта нужны. Сегодня в городе никто не может похвастаться, что он движется со средней скоростью 40 км в час, кроме метро. Необходимо только финансирование.
Таким образом, метрополитен является значимой структурной частью городской инфраструктуры.
До сих пор не существует унифицированного нормативного акта, который мог бы объединить всю структуру метрополитена России.
В 2010 году Министерство транспорта РФ подготовило проект федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который призван восполнить пробел в правовом регулировании деятельности метрополитена. Законодатель обозначил причины принятия данного нормативно правового акта:
1) Развитие внеуличного
2) Актуальность и популярность
метрополитена требует
Необходимость принятия специального закона обусловлена также тем, что распространение на метрополитен норм железнодорожного законодательства повлечет практику применения по отношению к нему закрепленных в законодательстве норм о конкуренции в сфере перевозок пассажиров, и положений, определяющих прядок взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктуры, что, по мнению Минтранса, станет источником множества правовых проблем.
Новый закон о метрополитене впервые даст определение понятию «метрополитен» и обеспечит правую регламентацию отношений пассажира и перевозчика в течение всего периода оказания транспортных услуг.
В пояснительной записке к закону устанавливается, что перевозка пассажира предполагает не только перемещение с одной станции на другую, но и процесс пользования инфраструктурой метрополитена, включающий в себя проход через пропускной пункт на вход и на выход. Законодатель надеется, что новое правовое регулирование позволит сократить число правовых коллизий, связанных с оказанием услуг метрополитеном.
Однако, данный закон остается проектом до сих пор и дата его ближайшего рассмотрения не опубликована.
Отсутствие специального регулирования обуславливает неопределенность в разграничении полномочий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней. Наибольшее влияние этот правовой пробел оказывает на реализацию межсубъектных пассажирских перевозок, особенно востребованных в Москве и Санкт-Петербурге. Разграничение полномочий осложняется также различиями в правовом статусе отдельных объектов, составляющих систему метрополитена: путей, станций, ремонтных депо, подвижного состава, сигнального оборудования и оборудования автоматического управления движением. К примеру, разграничение полномочий по созданию и эксплуатации путей метро и трамвая является достаточно спорным.
Нормативно-правовое регулирование в сфере создания и эксплуатации трамваев и метрополитена, к которому относится и легкое метро, определяет условия административного взаимодействия органов власти, местного самоуправления, организаций городского транспорта и подрядчиков при строительстве объектов легкорельсового транспорта. При этом законодательство не устанавливает ни специальных требований, ни ограничений в части прав владения, пользования и распоряжения такими объектами.
Парадоксально, но факт: в российском законодательстве до сих пор нет четкого определения понятия «метрополитен», хотя в стране действуют семь метрополитенов – в Москве, Санкт–Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Казани, идет их строительство в Омске, Красноярске, Челябинске, Уфе, разрабатываются проекты продления линий метро по территории Московской области и строительства первой линии метро в Ростове–на–Дону.
В настоящее время нет единого федерального
закона, который бы выстраивал гражданско–правовые
отношения, возникающие, с одной стороны,
между пассажирами и метрополитеном, с
другой – между заказчиком и исполнителем
транспортного обслуживания, регулировал
вопросы технической эксплуатации, правил
движения и т. д.
На уровне субъектов РФ отрегулированы
лишь вопросы разграничения собственности
на имущество метрополитена и механизмы
организации транспортного обслуживания
населения метрополитенами и иными видами
внеуличного транспорта в соответствии
со сложившейся региональной практикой.
Это не обеспечивает в полной мере прав
граждан при оказании услуг метрополитенами,
создает проблемы при обеспечении прав
хозяйствующих субъектов, осуществляющих
деятельность в этой сфере.
К метрополитену нельзя применять и положения
законодательства, регулирующие деятельность
железнодорожного транспорта, так как
функционирование метрополитенов характеризуется
целым рядом особенностей. Эти различия
касаются как технологического и организационно–правового
механизма функционирования, так и субъектного
состава. Железнодорожный транспорт в
отличие от метрополитенов является единым
технологическим комплексом, охватывающим
всю сеть железных дорог.
Кроме того, распространение на метрополитены положений железнодорожного законодательства повлечет необходимость применения по отношению к ним закрепленных в законодательстве норм о конкуренции в сфере перевозок пассажиров и положений, определяющих порядок взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктуры. Данное обстоятельство не будет отвечать реализуемой Программе структурной реформы железнодорожного транспорта и создаст для метрополитенов трудности в реализации их основных задач.
По образному выражению, «железнодорожники не признают метро своим «младшим братом», в этой связи подготовка нового законопроекта, самостоятельно регулирующего деятельность метрополитена, представляется особенно актуальной.
В целях унификации подходов к организации функционирования метрополитенов, кроме ключевого понятия «метрополитен», законопроект вводит и другие базовые понятия, характеризующие внеуличный транспорт, такие как: «легкое метро», «внеуличный трамвай», «монорельсовый транспорт» и другие.