Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать формы и методы воздействия государственных финансов на развитие метрополитена.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать структуру, особенности и значение метрополитена;
рассмотреть нормативно-правовую базу регулирования воздействия государственных финансов на развитие метрополитена в РФ;
проанализировать современное состояние метрополитена в России;
установить, каковы формы и методы воздействия государственных финансов на развитие метрополитена в РФ;
определить, каковы проблемы и перспективы развития метрополитена в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4
1.1.
Метрополитен в РФ: структура, особенности, значение
4
1.2.
Нормативно-правовая база, регулирующая формы и методы воздействия государственных финансов на метрополитен в РФ...
6
1.3.
Анализ современного состояния развития метрополитена в РФ
10
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА РАЗВИТИЕ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на метрополитен в РФ
14
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на метрополитен в РФ
17
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20
3.1.
Основные проблемы развития метрополитена в РФ
20
3.2.
Перспективы развития метрополитена в РФ
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Отрицательный момент данного варианта - администрация лишается контроля над крупным активом. Проблему можно решить, если выручку от продажи передать в специальный инвестиционный фонд, по типу федерального резервного фонда. Администрация может использовать этот фонд для финансирования крупных инвестиционных проектов.
Другой способ менее рискованный для администрации города. Строительство второго негосударственного метро параллельно с государственным. Новое метро должно создаваться с нуля с учетом зарубежного опыта.
Отличительные особенности нового метро: а) никак не будет связано с линиями госметро, кроме переходов в местах пересечений; б) никакой связи с госфинансированием и социальной политикой властей.
Частное метро, может, получить практически неограниченный доступ к частным финансам различного вида и происхождения. Важно лишь обеспечить достаточную доходность на вложенный капитал в размере 5-10% годовых и возвратность кредитов.
Можно уменьшить размер тоннелей до диаметра 3-3,5 метра. Такой размер тоннелей в лондонском метро глубокого заложения. Это даст уменьшение объема строительных работ в несколько раз. В государственном метро тоннели диаметром 5,5-6 метров.
Поезда метро с уменьшенными габаритами из легких прочных современных материалов дадут экономию электроэнергии.
Колея рельсовых путей - 1 метр. Такая колея в Японии в метро и на железной дороге, кроме сверхскоростных экспрессов Синкансен. Можно делать закругления малого радиуса. Экономия на строительстве. Нынешняя колея в метро - 1,5 метра.
Дифференцированный тариф в зависимости от дальности поездки. Даст увеличение пассажиропотока и увеличение общей денежной выручки. На короткие расстояния можно сделать низкую оплату, чтобы конкурировать с наземным транспортом, на дальние расстояния нет конкуренции и оплата будет выше.
Комплексный тариф. В тариф будет включен подвоз автобусами ОАО до станции метро и обратно. Короткий маршрут и низкая себестоимость. Тариф на подвоз - 5 рублей. Сейчас поездки в комплексе обходятся в 100 рублей (30 рублей метро и 50-70 рублей на автобусе или маршрутке).
В настоящее время в мире не так много частных метрополитенов.
До великой депрессии метро строилось именно на частные деньги. В Лондоне, в Аргентине, в Нью-Йорке и Чикаго. После мирового кризиса государства увеличили размер ВВП перераспределявшегося через налоги и госбюджет. Государства получили возможность строить метро за свой счет, не привлекая частный капитал. К власти во многих странах стали приходить к власти авторитарные, тоталитарные и популистские режимы. Они также брали в свои руки заботы об общественном транспорте, не допуская туда частный капитал.
В демократических странах неограниченная конкуренция приводила к наличию в городе нескольких конкурирующих линий, что приводило к неудобствам для горожан. Так происходило в Лондоне. Тогда власти стали принудительно объединять и регулировать деятельность метрополитенов. Неограниченная конкуренция и насыщение рынка городских перевозок привело к падению прибыльности. Население стало переезжать из городов в пригороды, приобретать личные автомобили. Государство тогда взяло метро в свои руки и начало строить новые линии и станции, не принимая во внимание принцип экономической целесообразности. Политические соображения требовали строительства новых линий и не допускали закрытия старых.
Метрополитены в развитых странах становились хронически убыточными. Текущее содержание ложилось бременем на бюджет. Сильные профсоюзы транспортников требовали постоянного увеличения зарплат и препятствовали увольнению работников. Тогда в развитых странах стали нанимать частные компании-операторы для управления метрополитенами. Они смогли повысить эффективность работы метро. Метро перестало быть убыточным по своей текущей деятельности.
В других странах, как Япония и Аргентина метро было продано в частные руки.
Таким образом, рассматривая перспективы развития метрополитена в России, следует акцентировать внимание на возможном акционировании ГУП метрополитена, развитии частно-государственного партнерства и возможности строительства частных линий метро.
.
Проблема массовых пассажирских перевозок в крупных городах с населением более 1 млн. человек на практике успешно решается только посредством создания внеуличного транспорта - метрополитена, отличающегося большой пропускной способностью, высокой скоростью сообщения и регулярностью движения.
В настоящее время в России эксплуатируются метрополитены в 7 городах - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани (введен в 2005 году к празднованию 1000-летия города Казани). В период с 1993 года по 1997 год было начато строительство метрополитенов еще в 4 городах - Челябинске, Омске, Красноярске и Уфе. Таким образом, сооружение метрополитенов ведется в 11 крупнейших городах России с численностью населения свыше 1 млн. человек. Кроме того, по нормам метрополитена строится подземная часть скоростного трамвая в Волгограде.
Общая протяженность линий 7 действующих метрополитенов в городах России составляет 457,3 км, функционируют 282 станции.
Уровень износа подвижного состава достигает в настоящее время 60-80 %, кроме Казанского метрополитена, введенного в действие в 2005 году, инвентарный парк которого полностью состоит из новых вагонов.
Сокращение доли федерального бюджета приводит к тому, что не обеспечивается утвержденная технологически обоснованная потребность в финансовых средствах. Кроме того, анализ объемов софинансирования и их соотношения на строительство метрополитенов в субъектах Российской Федерации свидетельствует о недостаточности выделяемых средств из региональных бюджетов. Следует отметить, что отрасль «Метростроение» отличается высокой капиталоемкостью, требует значительных расходов не только на строительство, но и на текущее содержание действующих метрополитенов, которые также не обеспечиваются за счет предусматриваемых средств.
В настоящее время строительство метрополитенов осуществляется за счет ежегодно утверждаемых непрограммных расходов федерального бюджета, что не позволяет говорить о планах их расходования в перспективе, и, следовательно, об объемах средств федерального и региональных бюджетов, которые требуются для их строительства и безопасной эксплуатации.
.
Нормативно-правовые акты:
Учебные пособия, монографии
Публикации в периодических изданиях:
Интернет-источники: