Функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение государственного кредита, как экономической категории, его роль и значение в народном хозяйстве.
Методы исследования: метод системного анализа и синтеза, метод обобщения, сравнения.
Исследования и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, изучены функции, изучены различные взгляды экономистов на сущность государственного кредита, охарактеризована роль государственного кредита в экономике Республики Беларусь, выявлены проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……...….4
1 Экономическая сущность государственного кредита…………………….....6
1.1 Понятие «государственный кредит», как экономическая категория…......6
1.2 Роль государственного кредита в развитии экономики Республики Беларусь………………………………………………………………………..….9
2 Функции государственного кредита……………………………………….....16
3 Дискуссионные вопросы содержания государственного кредита……….....19
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников……………………………………..…….29

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Роль государственного кредита в развитии экономики Беларуси достаточна велика. Облигации позволяют государству мобилизовать дополнительные денежные для покрытия бюджетного дефицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга. Начиная с 2000 года, Министерство финансов Республики Беларусь проводит активную работу по аккумулированию временно свободных денежных средств населения, как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях путем выпуска ценных бумаг.

  В настоящее время для граждан выпускаются облигации государственного выигрышного валютного и государственного сберегательного займов Республики Беларусь. Данные облигации являются ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме. Размещаются на добровольной основе только среди физических лиц. Реализация, погашение, а также выплата дохода по облигациям осуществляются в валюте, в которой выражена их номинальная стоимость, через банки-агенты. При приобретении и погашении государственных облигаций для физических лиц не требуется предоставление документов, удостоверяющих личность.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001г. № 1053 “О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь” Министерство финансов Республики Беларусь, начиная с 1 июня 2002 года, осуществляет выпуски облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь.

 Основные условия каждого  выпуска облигаций определяются  Министерством финансов.

  Информация об условиях выпуска облигаций и перечень банков, через которые осуществляется их продажа, публикуются в газете “Рэспублiка”.

  Предъявителям облигаций предоставляется право на получение в банках - агентах номинальной стоимости облигаций и процентного дохода по ним в соответствии с условиями выпуска в течение шести месяцев со дня наступления срока погашения облигаций. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости.

 В соответствии с постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627 “О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь” Министерством финансов Республики Беларусь в конце марта 2000 года объявлен государственный выигрышный валютный заем Республики Беларусь на сумму 10 миллионов долларов США, облигации которого размещаются среди физических лиц отдельными выпусками.

Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости облигации.

  Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигации. Выигрыш определяется путем проведения тиражей выигрышей. Номинальная стоимость облигации выплачивается при ее погашении.

 Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей не менее двух раз в течение срока обращения облигаций.

 Вся информация по проведенным  тиражам выигрышей публикуется  в газете «Рэспублiка».

 Облигации, подлежащие погашению, могут быть предъявлены в банки - агенты для получения процентного  дохода, выигрыша и номинальной  стоимости в течение шести месяцев со дня наступления даты погашения облигаций.

В экономически развитых странах помимо займов, выпускаемых правительствами этих стран, широкое распространение получили муниципальные займы, выпускаемые местными органами власти. В Республике Беларусь местные займы пока слабо распространены. Эти займы практикуются в основном для привлечения средств граждан на жилищное строительство. Слабое развитие местных займов объясняется в основном тем, что в Беларуси дефицит местных бюджетов покрывается за счет республиканского бюджета. В связи с этим местные органы власти не заинтересованы в организации и проведении местных займов.

 Доходы юридических лиц от  операций с государственными  ценными бумагами подлежат льготному  налогообложению. Доходы физических  лиц по облигациям правительства налогом не облагаются .

 В последнее время в Республике  Беларусь получили широкое распространение  денежно-вещевые лотереи, которые  проводятся Министерством финансов  республики, местными органами власти, различными общественными организациями. На выигрыш выделяется обычно 60-65% суммы выпущенных билетов, остальная часть, за вычетом организационных расходов, зачисляется в доход республиканских или местных бюджетов. Средства от реализации лотерей направляются на строительство различных объектов – учебных заведений, спортивных сооружений и др. При мобилизации денежных средств населения путем размещения денежно-вещевых лотерей складываются такие же отношения между населением и заемщиком, как и при денежной форме государственного кредита. Лотерейные билеты размещаются на принципе добровольности и пользуются спросом среди населения, а в местные и республиканские бюджеты поступают дополнительные источники финансовых средств. Однако между облигациями государственных займов и лотерейными билетами имеется принципиальное различие. Первые представляют собой ценную бумагу на предъявителя, по которым государство обязуется выплатить денежные суммы их владельцам в установленные сроки, исходя из нарицательной стоимости облигации и определенного дохода (в виде выигрыша или процентов). Именно на условиях обязательной возвратности временно заимствованных средств строятся отношения по государственному кредиту. Такое обязательство возникает уже с момента выпуска ценной бумаги в обращение.

 По билетам же денежно-вещевой лотереи государство такого обязательства не несет. Эти билеты дают владельцу только право на участие в розыгрыше определенных ценностей, что не дает оснований для отнесения билетов к категории государственных ценных бумаг. Более того, выпуск государственных ценных бумаг является исключительной компетенцией правительства страны, в то время как всеми мероприятиями по подготовке, продаже лотерейных билетов, проведению тиражей выигрышей руководит Министерство финансов страны. Все это свидетельствует о том, что денежно-вещевые лотереи не относятся к денежной форме государственного кредита .

 Таким образом, объективная  необходимость использования государственного  кредита на удовлетворение потребностей  общества обусловлена постоянным  противоречием между величиной потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Роль государственного кредита в развитии экономики Беларуси достаточна велика. Облигации позволяют государству мобилизовать дополнительные денежные для покрытия бюджетного дефицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

 

Сущность кредита как экономической категории проявляется в его функциях, раскрытие которых позволяет установить связь данной категории с системой экономических отношений. Потеря кредитом своих функций фактически означает исчезновение самой этой экономической категории. 
          Государственный кредит как финансовая категория выполняет:

-распределительную;

-регулирующую;

-контрольную функции.

Эти функции кредита тесно связаны между собой, определяя в своей совокупности определенную экономическую роль кредитных отношений. Экономическая роль кредита заключается в перераспределении стоимости на основе платности, срочности, обеспечения и возврата.

1.Распределительная функция.

Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. Выступая в качестве кредитополучателя, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Государственный кредит является основным источником финансирования бюджетного дефицита.[3, с. 260]

 В современных условиях поступления  от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

 Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

 Положительное значение государственного  кредита для экономики состоит  также в более равномерном  распределении налогов во времени. Дело в том, что долгосрочные  государственные займы представляют  собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря государственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

 Иное дело, если средства, мобилизованные  с помощью государственных займов, направляются на финансирование  военных расходов, выплату заработной  платы, пенсий, иных текущих расходов  — т.е. на непроизводительное  использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.

 Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, обусловленного государственными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесторов. Длительные сроки заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказывают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков заимствования способствует увеличению стоимости обслуживания дефицита государственного бюджета. В целом рост государственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.

2. Регулирующая  функция.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платёжеспособный спрос.

 Выступая на финансовом рынке  в качестве заёмщика, государство  увеличивает спрос на заёмные  средства и тем самым способствует  росту цены кредита. Чем выше  спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. До определённого момента этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения.  Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счёт позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие на объём производства и занятость, которое проявляется в следующем:

 а) в поддержке среднего и  малого бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

 б) кредитование экспорта отечественных товаров;

 в) выдаче кредитов другим  государствам и зарубежным фирмам  с условием закупки товаров  у отечественных производителей  или закупки товаров национального  производства за счет государственных  займов и др.

    Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счёт бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определённых районов или необходимых направлений экономики.

Информация о работе Функции государственного кредита