Функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение государственного кредита, как экономической категории, его роль и значение в народном хозяйстве.
Методы исследования: метод системного анализа и синтеза, метод обобщения, сравнения.
Исследования и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, изучены функции, изучены различные взгляды экономистов на сущность государственного кредита, охарактеризована роль государственного кредита в экономике Республики Беларусь, выявлены проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……...….4
1 Экономическая сущность государственного кредита…………………….....6
1.1 Понятие «государственный кредит», как экономическая категория…......6
1.2 Роль государственного кредита в развитии экономики Республики Беларусь………………………………………………………………………..….9
2 Функции государственного кредита……………………………………….....16
3 Дискуссионные вопросы содержания государственного кредита……….....19
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников……………………………………..…….29

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

По мнению Н. Е. Зайца, «…контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль над правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы». [1, c. 278].

В учебнике Л.А. Дробозиной, Л.П. Окуневой, Л.Д. Андросовой выделены следующие функции государственного кредита:

1) Распределительная. Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

2)  Регулирующая. В данном случае  упор делается на то, что государство  может сознательно использовать  государственный кредит как инструмент  регулирования экономики, воздействуя на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, на производство и занятость.

3) Контрольная. Контрольная функция  государственного кредита органически  вплетается в контрольную функцию  финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.

В свою очередь A.M. Бабич и Л.Н. Павлова выделяют три функции государственного кредита:

1) Важнейшая функция - перераспределение  денежных ресурсов в соответствии  с потребностями экономики в  целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Перераспределение осуществляется между: федеральными и региональными бюджетами; региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами - резидентами и др.

2) Регулирующая функция. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе. Т.о. реализуя регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3) Функция учета, целевого и рационального  использования кредита, выделяемого  государством, и контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

 Контроль осуществляется по  следующим направлениям:

1) За движением денежных потоков, осуществляемых через органы  федерального казначейства или уполномоченные банки;

2) за соблюдением условий кредитного  договора;

3) за целевым использованием  заемщиком выделенных средств;

4) за выполнением дополнительных  обязательств.

С.И. Лушин и В.А. Слепов в своем учебнике вообще не рассматривают функции государственного кредита. На наш взгляд это связано с тем, что функции государственного кредита авторы вложили в его сущность. Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

- наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;

-аккумуляции свободных денежных  средств населения, предприятий  и организаций на принципах  возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается  беспроцентный  заем ресурсов);

- возможность использования кредитных  операций внутри страны и в  международных отношениях.

Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизируемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизируемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между расходами и доходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития. Для кредиторов государственный кредит является способом сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Также велика гарантия выполнения условий кредитных отношений со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет инвесторам ряд уникальных возможностей:

·  гарантию полноты и своевременности платежей;

·  возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств;

·  высокую ликвидность;

·  относительно высокую доходность;

·  наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.

Тем не менее существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита, для реализации которого надо:

·  обеспечить реальную защиту интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в банках;

·  повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

·  пробудить реальный интерес физических и юридических лиц к кредитным операциям государства, для чего целесообразно не только защищать интересы кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);

·  расширить круг заимодателей за счет доступа к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций и учреждений;

·  перейти при реализации государственных ценных бумаг от официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;

·  восстановить практику гарантирования кредитных операций нижестоящих органов власти вышестоящими органами власти в целях создания благоприятных условий для становления местных займов;

·  осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций на оказание им помощи преимущественно путем предоставления казначейских ссуд;

·  отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда в бюджетных целях и осуществить привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на принципах кредита.

Мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц с учетом их экономической заинтересованности может содействовать оптимизации сбережений, сбалансированности доходов и расходов населения, а также вести к нормализации денежного обращения. С помощью государственного кредита из обращения могут изыматься значительные денежные суммы и, как следствие этого, не оказывающие значительного «давления» на потребительский рынок. Это еще раз свидетельствует о необходимости принятия органами государственного управления мер по расширению базы государственного кредита.

Многообразие форм, динамика и иные аспекты заемной деятельности современных государств, особенно на внешних финансовых рынках, свидетельствует о том, что многие страны в целях повышения уровня государственного и частного потребления используют для этого все имеющиеся финансовые ресурсы как внутри страны, так и активно привлекая иностранный капитал.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак,  государственный  кредит  —   это   совокупность   экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с  одной стороны,  и  юридическими  и  физическими  лицами,  с  другой,  при  которых государство  выступает  преимущественно  в  качестве   заемщика,   а   также кредитора и гаранта.

Государственный    кредит     представляет    отношения     вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства.  В  сферу  его  применения  попадает  часть   доходов  и  фондов, сформированных  на  стадии   первичного   распределения   стоимости.

   Через государственный кредит перераспределяются средства,  направляемые   в  фонды потребления.  Обычно  ими являются  временно  свободные  денежные  средства населения  предприятий  и  организаций,  не  предназначенные  для   текущего потребления.  Но при определенных  экономических  и  политических  ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение  потребления  и в сферу государственного кредита втягиваются средства,  предназначенные  для текущих производственных  или социальных  нужд.

Формирование   посредством   кредитных   отношений   дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного  кредита как особой  формы  движения  стоимости  (ссудного  фонда).  Второй  стороной выступают отношения,  обусловленные  возвратностью  и  платностью  ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного  кредита.   Государство  гарантирует возврат  средств  с   уплатой  кредиторам  установленного  дохода   в   виде процентов. Кредитные отношения и налоговые  не  подменяют  друг  друга  и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения  по  возврату средств  и  выплате   вознаграждения   также   имеют   перераспределительный характер.

Кредиторами выступают  физические  и  юридические  лица,  заемщиком  – государство в лице  его  органов  (министерства  финансов,  местных  органов власти).

Экономическим назначением государственного кредита является аккумуляция государством средств на основе принципа возвращения для финансирования государственных расходов. Государственный кредит позволяет государству как заемщику использовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления с этой целью денежной эмиссии.

По своему экономическому содержанию государственный кредит неотделим от государственного долга. Следствием государственного кредита является рост государственного долга.

Главными задачами системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Сущность кредита как экономической категории проявляется в его функциях. Благодаря реализации своих функций, кредитные отношения активно влияют на процессы воспроизводства и накопления капитала как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

 Проблема функций кредита  является одной из самых сложных  в теории кредитных отношений. Дискуссии ведутся, прежде всего, по вопросам относительно количества  и содержания функций, вытекающим из различных подходов к сущности кредита.

Все функции кредита взаимосвязаны, их взаимодействие обеспечивает качественную устойчивость кредитных отношений.

Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а следовательно, концентрации производства.

Кредит стимулирует развитие производственных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально экономического развития.

Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Заяц, Н.Е.Теория финансов: учебное пособие / М.К.Фисенко. – Минск: БГЭУ,2005. – 351 с.
  2. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: курс лекций / Минск. ООО Мисанта, 1997. – 512.с.
  3. Кравцовой, Г.И.Деньги, кредит, банки. / Минск.БГЭУ, 2012. – 640 с.
  4. Волков,П. Муниципальные облигационные займы. / НЭГ, 1997. - №6.
  5. Крылович,И.Столица ищет варианты, Белорусский рынок. / 1997. - №12
  6. Бардхов,Г. Особенности организации вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь, Банковский вестник. / 2012. - №2
  7. Грязнова,А.Г. Финансы и статистика / Е.В. Маркина.- 2005.-501с.
  8. Абалкин,Л.И. Курс переходной экономики: учебное пособие / - Москва: Финстатинформ, 2007. – 236 с.
  9. Абрамова,М.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие / Л.С.Александрова. – Москва: Институт международного права и экономики, 2006.-328 с.
  10. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки: учебник.2-е изд., перераб. и доп / Москва: Финансы и статистика, 2007.— 464 с
  11. Романовский,М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Врублевская О.В. – Москва: Юрайт-Издат, 2007. – 543с
  12. Жуков,Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки / М.Л.Максимова. – Москва: ЮНИТИ, 2002. – 623с.
  13. Белоглазова,Г.Н. Финансы и кредит:учебник / – Москва: Высшее образование, 2006. – 575с.
  14. Поляк,Г.Б.Финансы и кредит:учебник / Москва: Волтерс Клувер, 2010. – 778 с.
  15. ПоповА Г.В. Государственный кредит и госдолг: Учеб. пособие/ РГЭУ «РИНХ». – Ростов-н/Д , 2004. – с. 269
  16. Красавина.Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения:учебник / - Москва.Финансы и статистика,2005. – 576 с.
  17. Кравцова,Г.И. Деньги,кредит,банки:учебник / Г.С.Кузьменко – Минск.БГЭУ,2003. -527 с.
  18. Жук,И.Н. Международные финансы:учебное пособие / Е.Ф.Киреева. Минск. БГЭУ,2001. – 149 с.
  19. Ковалева, Т.М.Финансы и кредит: учебник / - Гриф УМО вузов России.Кнорус.2011.-360 с.
  20. Нешитой, А.С.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / - Дашков и Ко,2010. -592 с.
  21. Самсонов,Н.Ф.Финансы, денежное обращение и кредит:учебник / ИНФРА – М,2003.- 302 с.
  22. О погашении задолженности по иностранным кредитам: Постановление Совета Министров Респ.Белпрусь и Национального банка Респ.Беларусь от 19 дек.1997 г. № 1682
  23. О внутреннем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 27.05.1993.№19, 213 с.: с изм. и доп.: Закон от 24.09.1996 г. - N 615-XIII (Ведомости Верховного  Совета  Республики  Беларусь, 1996 г., N 32, 581 с.).
  24. О повышении эффективности использования иностранных кредитов: Постановление Совета министров Респ.Беларусь от 1 июл.1994 г. №488
  25. Об утверждении основных условий выпуска, обращения, погашения долгосрочных государственных облигаций Республики Беларусь: Постановление Кабинета Министров Респ.Беларусь от 19 окт.1995 г. №583
  26. Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие / 2-е издание, перераб. и доп. – Москва: Финансы и статистика, 2003. – 496с.
  27. Министерство финансов Республики Беларусь // Статистика [Электронный ресурс] / Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/equity-market/. – Дата доступа: 20.12.2013.
  28. Национальный банк Республики Беларусь // [Электронный  ресурс] / Минск, 2013. – Режим доступа:  http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Parameters/. – Дата доступа: 20.12.2013.

Информация о работе Функции государственного кредита