Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:41, курсовая работа
Цель работы: изучение государственного кредита, как экономической категории, его роль и значение в народном хозяйстве.
Методы исследования: метод системного анализа и синтеза, метод обобщения, сравнения.
Исследования и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, изучены функции, изучены различные взгляды экономистов на сущность государственного кредита, охарактеризована роль государственного кредита в экономике Республики Беларусь, выявлены проблемы и перспективы развития.
Введение……………………………………………………………….……...….4
1 Экономическая сущность государственного кредита…………………….....6
1.1 Понятие «государственный кредит», как экономическая категория…......6
1.2 Роль государственного кредита в развитии экономики Республики Беларусь………………………………………………………………………..….9
2 Функции государственного кредита……………………………………….....16
3 Дискуссионные вопросы содержания государственного кредита……….....19
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников……………………………………..…….29
3. Контрольная функция.
Данная функция связана с деятельностью государства по формированию и управлению централизованным фондом денежных средств. Государственный кредит в этой функции связывает в одно целое финансовые структуры и кредитные инструменты, которые контролируют целевое использование средств, сроки их возврата, своевременность уплаты процентов.[3, с.260]
Таким образом, можно выделить ряд признаков, характеризующих контрольную функцию:
Существует отличие в выполнении контрольной функции кредита со стороны кредитора и со стороны заемщика. Кредитор имеет возможность осуществлять контроль как за объектом кредита (одолженные стоимости), так и за деятельностью заемщика. Заемщик не имеет возможности контролировать деятельность кредитора, он осуществляет контроль лишь за движением одолженной стоимости (т.е. контролирует лишь объект кредитных отношений).
В заключение отметим, что благодаря реализации своих функций, кредитные отношения активно влияют на процессы воспроизводства и накопления капитала как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.
3 ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАН
Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита. Следует отметить, что в условиях переходного периода государственный кредит должен использоваться не только в качестве источника привлечения финансовых ресурсов, но и эффективного инструмента централизованного кредитного регулирования экономики.
Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы; функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке кредита и финансов, но функционирует, тем не менее, как специфическая часть финансовой системы.
Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, то есть это делает его элементом финансов.
Положительное значение
При непроизводительном использовании мобилизованных по государственным займам ресурсов единственным источником их погашения становятся налоги или новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга. Процесс рефинансирования государственного долга требует очень внимательного отношения, чтобы не допустить кризиса государственных финансов. Ставкой рефинансирования называется процентная ставка, по которой происходит заимствование средств на обслуживание внутреннего долга. Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов.
Регулирующее воздействие государственного кредита охватывает денежное обращение, уровень ставок на рынке денег и капиталов, объем производства и занятость.
На производство и занятость государственный кредит влияет следующим образом:
- кредитуя и гарантируя
- страхуя риск неплатежа
- выдавая кредиты на развитие
социально значимых производств
- закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом;
- выдавая кредиты другим
Многие из этих направлений в значительной мере способствуют созданию и сохранению рабочих мест в стране.
Государственный кредит может оказывать и негативное влияние на экономику. Если объем средств, привлекаемых взаймы государством, слишком велик, то это уменьшает общий инвестиционный фонд страны и сокращает возможности вложений средств в развитие реального сектора экономики. Чрезмерные объемы дефицита бюджета и государственного долга отвлекают все свободные денежные средства в хозяйстве на обслуживание государственного долга и тем ограничивают возможности развития производства и соответствующего прироста доходов. Но самое нежелательное - это создание ситуации, когда государство не в состоянии платить по своим обязательствам. Это влечет за собой финансовый кризис и для государства, и для его экономики.
Проблема функций кредита является одной из самых сложных в теории кредитных отношений. Дискуссии ведутся, прежде всего, по вопросам относительно количества и содержания функций, вытекающим из различных подходов к сущности кредита.
В экономической литературе не прекращается активное обсуждение вопроса о сущности и функциях государственного кредита и его влиянии на развитие экономики, особенно это касается кризисных периодов развития.
Экономическая наука дает многостороннее представление о государственном кредите. Взаимосвязь кредита и экономики сложна и неоднозначна. Единой точки зрения на характер воздействия кредита на экономику не существует.
По мнению Ю. С Крупнова, государственный кредит - «… одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заёмщика; аккумуляция свободных денежных средств населения и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заём ресурсов); возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях».
При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а физические и юридические лица - кредиторами. Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В международных экономических отношениях государство выступает в роли, как заемщика, так и кредитора. В системе государственно-кредитных отношений есть понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.
По мнению Н. Е. Зайца, «…государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости ВВП. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд» [1, c. 275].
К государственным заимствованиям различными исследователями-экономистами применяется классификация по ряду признаков, к которым относятся: валюта и место нахождения кредитора, организационно-правовой статус кредитора, способ обращения и размещения займов, срок заимствований, государственный уровень эмитента долга, форма выплата дохода, способ определения дохода, вид оформления, направления использования заимствований, характер расходов, форма и степень обеспечения долговых обязательств, обязательность выполнения, способ погашения и обслуживания, держатели государственных ценных бумаг.
По мнению С.Ф. Федуловой в основе дискуссий о функциях государственного кредита лежат спорные вопросы сущности и функций финансов. В основном в литературе рассматриваются схожие функции финансов и государственного кредита. Такая позиция представляется правомерной, так как государственный кредит представляет собой часть финансовых отношений. Вместе с тем он имеет и свои особенности.
Государственному кредиту присуща перераспределительная функция, так как с ее помощью перераспределяются доходы и накопления хозяйствующих субъектов и населения и государства, уже распределенные с помощью финансов. Кроме того, в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку оказывается конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе; в повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования, как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов; в ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.
В свою очередь процессы
распределения невозможны без
осуществления финансового
Нельзя не согласиться, что финансовый контроль более полно и точно отражает функции государственного кредита.
По мнению Глущенко В.В. и Глущенко Н.Н. как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция государственного кредита заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные расходы без соответствующего увеличения налогообложения.
Регулирующая функция государственного кредита заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.
М.В. Романовский и О.В. Врублевская рассматривают следующие функции государственного кредита:
1) Образование денежных фондов
- привлечение средств с рынка
ссудных капиталов в
2) Использование денежных фондов - функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.
3) Контроль - функция государственного
кредита, выражающаяся во влиянии
на уровень ликвидности
В экономической литературе контрольная
функция кредита часто рассматривается
лишь как контрольная деятельность
кредитора (банка),
что, на наш взгляд, не совсем правильно.
Контроль является частью общего механизма управления процессом
кредитования. Сегодня любой хозяйствующий
субъект не может позволить себе пренебрегать
контролем за кредитом. Успешное управление
кредитом требует объединения усилий
кредитного контроля с направленностью
субъектов хозяйствования на получение
прибыли от предоставления (получения)
займа.