Функции и сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Основная цель государственного бюджета – комплексное изучение государственного бюджета, его роль и функции, а так же рассмотрение современного состояния государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования планировалось проведение работы по решению следующих задач:
изучение сущности государственного бюджета как экономической категории;
исследование проблем сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета;
разработка теоретических подходов к проблеме бюджетного дефицита;
изучение роли бюджета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и функции государственного бюджета………...5
Государственный бюджет как экономическая категория………………….5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода……………………………………………………………….9
Функции бюджета…………………………………………………………...12
Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета………………………………………………………...14
Дефицит и профицит бюджета……………………………………………...14
Теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики…………………………………………………………………………….17
Государственный долг………………………………………………………20
Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………21
Современное состояние государственного бюджета Российской Федерации ………………………………………………………………………….25
3.1. Структура расходов и доходов государственного бюджета…………...25
3.2. Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..30
3.3. Бюджетный процесс………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2…………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

Превышение суммы доходов и  полученных трансфертов над величиной  текущих расходов характеризует  величину сбережений, которые могут  быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных  сбережений.

Доходы, фактически полученные при  исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие  долговые обязательства бюджета, без  внесения дополнений и изменений  в закон (решение) о бюджете. В  случае необходимости направить  дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических  расходов над утверждёнными более  чем на 10% финансирования расходов бюджета  сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

2.2  Теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики

В экономической теории различают  несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и  бюджетной политики.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени  ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что  такое состояние бюджета в  основном исключает или уменьшает  в значительной степени эффективность  фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно балансировать  бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении  денежных доходов автоматически  увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство  должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить  правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован  в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и  одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для  того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и  увеличивает расходы, то есть сознательно  вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема  правительство повышает налоги и  снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в  период спада. Таким образом, правительство  проводит позитивную антициклическую  политику и одновременно балансирует  бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая в  данной концепции - это то, спады  и подъемы в экономическом  цикле могут быть неодинаковыми  по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с  идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных  финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции  второстепенной проблемой, так как:

  1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.
  2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.
  3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Вторая и третья концепции лежат  в основе финансовой политики, ориентированной  на бюджетный дефицит и опирающейся  на потенциал денежного хозяйства  страны. Такая политика предполагает:

  •    Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
  •    Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
  •    Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет  обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом  отношении стран. [14]

2.3 Государственный долг

Государственный долг - это общий  размер задолженности федерального правительства владельцам государственных  ценных бумаг, равный сумме прошлых  бюджетных дефицитов (минус бюджетные  излишки). [6]

Государственный долг подразделяется на внутренний (получение заёмных  средств от населения и предприятий) и внешний (задолженность гражданам  и организациям других стран), а также  на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Большинство стран мира сегодня живут с большим государственным долгом.

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Многие экономисты считают, что  основная тяжесть долга состоит  в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. Для России в настоящее время очень остро стоит вопрос о наращивании государственного долга, для рассмотрения этого вопроса необходимо выяснить общее экономическое положение России. [5, 115]

 

2.4 Мультипликатор сбалансированного бюджета

 

О нем речь идет в тех случаях, когда рассматриваются последствия  увеличения государственных закупок, сопровождаемого ростом налогов. При  этом в новом состоянии равновесия бюджетный избыток остается таким  же, как при исходном состоянии  равновесия. Доказано, что при таком  изменении фискальной политики мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. Равенство мультипликатора единице  означает, что выпуск возрастает в  точности на величину прироста государственных закупок, не порождая расширения потребительских расходов.

Очевидно, это происходит благодаря  влиянию возросших налогов, которые  поглощают весь прирост доходов, так что располагаемый доход, а вместе с ним и потребление  остаются неизменными. В отсутствие индуцированных потребительских расходов выпуск увеличивается только в той мере, в какой выросли государственные закупки. Мы можем получить этот результат алгебраически, помня, что прирост совокупного спроса  равен сумме двух приростов: государственных закупок и потребительских расходов..

Если бюджетный избыток и  инвестиции остаются неизменными, равновесное  изменение сбережений равно нулю. Если сбережения не изменились, значит, неизменным остался и чистый доход. Отсюда мы опять убеждаемся, что  изменение дохода равно изменению  налоговых поступлений. А оно  в свою очередь равно изменению  государственных расходов. Следовательно, мультипликатор сбалансированного  бюджета, или, точнее, мультипликатор, связанный с неизменным бюджетным  избытком или дефицитом, равен единице. Этот вывод очень важен при  исследовании процесса установления равновесного дохода, поскольку он подчеркивает тот факт, что изменение величины избытка или дефицита в одном  секторе сопровождается аналогичным  изменением величины дефицита или избытка  в остальных секторах. Если, ввиду  ограничений фискальной политики, бюджетный  избыток должен оставаться неизменным, неизменным должен оставаться и избыток  частного сектора.

Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения  эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный  ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных  закупок и налогов не должен оказать  какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?

Предположим, что объем государственных  закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных  расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И  одновременно прирост налогов сокращает  величину располагаемого дохода на 100 единиц. Однако – и этот пункт  является здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает  совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном  уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных  закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак, при  исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции  равен величине мультипликатора 4, помноженной  на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.

На рисунке показано, как влияние  со стороны возросших государственных  расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1

Схема 1. Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов. [14]

 Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.

При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного  бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном  выше примере, величина мультипликатора  сбалансированного бюджета в  этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем  выпуска продукции будет увеличиваться  ровно на величину прироста правительственных  расходов.

Информация о работе Функции и сущность государственного бюджета