Функции и сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Основная цель государственного бюджета – комплексное изучение государственного бюджета, его роль и функции, а так же рассмотрение современного состояния государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования планировалось проведение работы по решению следующих задач:
изучение сущности государственного бюджета как экономической категории;
исследование проблем сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета;
разработка теоретических подходов к проблеме бюджетного дефицита;
изучение роли бюджета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и функции государственного бюджета………...5
Государственный бюджет как экономическая категория………………….5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода……………………………………………………………….9
Функции бюджета…………………………………………………………...12
Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета………………………………………………………...14
Дефицит и профицит бюджета……………………………………………...14
Теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики…………………………………………………………………………….17
Государственный долг………………………………………………………20
Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………21
Современное состояние государственного бюджета Российской Федерации ………………………………………………………………………….25
3.1. Структура расходов и доходов государственного бюджета…………...25
3.2. Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..30
3.3. Бюджетный процесс………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2…………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 135.13 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы:      
- единства бюджетной системы РФ; 
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; 
- самостоятельности бюджетов; 
- полноты отражения доходов и расходов бюджета; 
- сбалансированности бюджета; 
- эффективности и экономности использования бюджетных средств; 
- совокупного покрытия расходов бюджета; 
- гласности; 
- достоверности бюджета; 
- адресного и целевого характера бюджетных средств. [6, 43]

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в государственную  бюджетную систему.

 

3.3 Бюджетный процесс

 

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением. [7, 290]

В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно  и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить  бюджет. Основными принципами организации  бюджетного процесса являются:

  • Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством;
  • Реальность планируемых бюджетных доходов, которая достигается как обоснованием размеров всех источников доходов, так и социально-экономическим обоснованием расходов бюджетов;
  • Гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению;
  • Соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы;
  • Периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год;
  • Отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ. [7, 290]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе исследован теоретический анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. В соответствии с целями и задачами исследования была рассмотрена следующая  информация.

Первая глава «Экономическая сущность и функции государственного бюджета» посвящена теоретическому исследованию экономического содержания государственного бюджета. Государственный  бюджет представляет систему бюджетов, которая включает в себя федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты. Отношения  между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого  уровня закрепляются свои доходы и  расходы, которые он должен финансировать.

Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в  качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать  производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей  в регулировании экономики государством.

Во второй главе курсовой работы «Проблемы сбалансированности и   несбалансированности государственного бюджета» отражены основные проблемы государственного бюджета.

          Частым явлением в современных  условиях для государственного  бюджета большинства стран стал  бюджетный дефицит - превышение  расходов над доходами. Эта ситуация  может быть следствием неблагоприятной  экономической конъюнктуры или  результатом целенаправленно проводимой  бюджетной политики. Постоянный  бюджетный дефицит ведет к  возникновению государственного  долга. В зависимости от источников  займа государственный долг может  быть внутренним и внешним.  Внутренним долгом является задолженность правительства владельцам государственных облигаций. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, расходы по обслуживанию государственного долга усиливают бюджетный дефицит.

          В третьей главе  « Современное  состояние государственно бюджета  в РФ» указывается на то, что  государственный бюджет должен  постоянно совершенствоваться. Большой  задачей стоит совершенствование  правового поля отношений между субъектами бюджетной системы.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Делая вывод по данной работе, можно сказать, что государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»
  2. Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.
  3. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006.
  4. Белоглазова Г.Н., Романовский М.В. Финансы и кредит – М.: Юрайт-Издат, 2003.
  5. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 2008.
  6. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004.
  7. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: учебник для вузов – М.: Дашков и Ко, 2005.
  8. Ковалев В.В. Бюджетный процесс в РФ. М.: ИМПЭ, 2008.
  9. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит. Конспект лекций – М.: Юрайт – Издат, 2004.
  10. http://www.minfin.ru/budjet
  11. http://www.minfin.ru/isp
  12. http://www.budgetrf.ru
  13. http://www.cbr.ru 
  14. http://revolution.allbest.ru/economy
  15. http:// www.finansy.ru
  16. http://zakonnik.org.ru

 

 

Приложение 1

Поступления доходов в федеральный  бюджет в 2008 году и на период до 2009 года, млрд.р. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Расходы федерального бюджета с 2009 г. и на период до 2010 г., млрд. руб.

 

2009

2010

 

 

Изменение

млрд. рублей

Доля в общем объеме расходов, %

(проект), млрд. рублей

Доля в общем объеме расходов, %

       

в млрд. рублей

в  %

ВСЕГО

9 931,4

100,0

9 886,9

100,0

-44,5

-0,4

Общегосударственные вопросы

959,3

9,7

1 186,7

12,0

227,4

23,7

в том числе:

 

 
         

Без расходов на обслуживание государственного долга РФ

756,5

7,6

882,7

8,9

126,2

16,7

Обслуживание государственного долга  РФ

202,8

2,0

304,0

3,1

101,2

49,9

Национальная оборона

1 211,9

12,2

1 253,2

12,7

41,3

3,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 006,3

10,1

1 062,4

10,7

56,1

5,6

Национальная экономика

1 845,7

18,6

1 347,1

13,6

-498,6

-27,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

142,9

1,4

137,7

1,4

-5,2

-3,6

Охрана окружающей среды

13,3

0,1

12,2

0,1

-1,1

-8,3

образование

413,1

4,2

398,7

4,0

-14,4

-3,5

Культура, кинематография, средства массовой информации

114,7

1,2

108,2

1,1

-6,5

-5,7

Здравоохранение, физическая культура и спорт

348,2

3,5

332,6

3,4

-15,6

-4,5

Социальная политика

331,3

3,3

328,7

3,3

-2,6

-0,8

Межбюджетные трансферты

3 544,6

35,7

3 719,3

37,6

174,7

4,9

в том числе:

           

Межбюджетные трансферты субъектам РФ

1 474,2

14,9

1 123,0

11,4

-351,2

-23,8

Межбюджетные трансферты государственным  внебюджетным фондам РФ

2 070,4

20,8

2 596,4

26,3

526,0

25,4


Приложение 3

Основные характеристики федерального бюджета.

Основные характеристики федерального бюджета

2007 год

(закон)

2008 год

2009 год

2010 год

 

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Доходы

6 965,3

22, 3

6 644,4

19,0

7 465,4

18,8

8 089,9

18,1

Нефтегазовые доходы

2 992,2

9,6

2 383,1

6,8

2 351,9

5,9

2 348,3

5,24

Доходы (без учета нефтегазовых доходов)

3 973,1

12,7

4 261,3

12,2

5 113,5

12,9

5 741,6

12,81

Расходы

5 463,5

17,5

6 570,3

18,8

7 451,2

18,8

8 089,9

18,1

Нефтегазовый трансферт

-

-

2 135,0

6,1

2 103,6

5,3

2 016,0

4,5

Источники финансирования дефицита

-

-

174,0

0,5

234,1

0,6

332,3

0,74

Профицит 

1 501,8

4,8

74,1

0,2

14,2

0,03

-

-



Информация о работе Функции и сущность государственного бюджета