Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа
Основная цель государственного бюджета – комплексное изучение государственного бюджета, его роль и функции, а так же рассмотрение современного состояния государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования планировалось проведение работы по решению следующих задач:
изучение сущности государственного бюджета как экономической категории;
исследование проблем сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета;
разработка теоретических подходов к проблеме бюджетного дефицита;
изучение роли бюджета.
Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и функции государственного бюджета………...5
Государственный бюджет как экономическая категория………………….5
Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода……………………………………………………………….9
Функции бюджета…………………………………………………………...12
Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета………………………………………………………...14
Дефицит и профицит бюджета……………………………………………...14
Теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики…………………………………………………………………………….17
Государственный долг………………………………………………………20
Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………21
Современное состояние государственного бюджета Российской Федерации ………………………………………………………………………….25
3.1. Структура расходов и доходов государственного бюджета…………...25
3.2. Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..30
3.3. Бюджетный процесс………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2…………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………………………………………………….39
В Российской Федерации законодательно
закреплены в качестве основы бюджетного
устройства принципы:
- единства бюджетной системы РФ;
- разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы РФ;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов
бюджета;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования
бюджетных средств;
- совокупного покрытия расходов бюджета;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресного и целевого характера бюджетных
средств. [6, 43]
Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.
3.3 Бюджетный процесс
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением. [7, 290]
В основе организации бюджетного процесса
лежат определенные принципы, соблюдение
которых дает возможность правильно
и в сроки, установленные
Заключение
В данной работе исследован
теоретический анализ сущности государственного
бюджета, его структуры и
Первая глава «Экономическая сущность и функции государственного бюджета» посвящена теоретическому исследованию экономического содержания государственного бюджета. Государственный бюджет представляет систему бюджетов, которая включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать.
Благодаря бюджету государство
имеет возможность
Во второй главе курсовой работы «Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета» отражены основные проблемы государственного бюджета.
Частым явлением в современных
условиях для государственного
бюджета большинства стран
В третьей главе «
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Делая вывод по данной работе, можно сказать, что государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.
Список использованной литературы
Приложение 1
Поступления доходов в федеральный бюджет в 2008 году и на период до 2009 года, млрд.р. руб.
Приложение 2
Расходы федерального бюджета с 2009 г. и на период до 2010 г., млрд. руб.
2009 |
2010 |
Изменение | ||||
млрд. рублей |
Доля в общем объеме расходов, % |
(проект), млрд. рублей |
Доля в общем объеме расходов, % | |||
в млрд. рублей |
в % | |||||
ВСЕГО |
9 931,4 |
100,0 |
9 886,9 |
100,0 |
-44,5 |
-0,4 |
Общегосударственные вопросы |
959,3 |
9,7 |
1 186,7 |
12,0 |
227,4 |
23,7 |
в том числе: |
|
|||||
Без расходов на обслуживание государственного долга РФ |
756,5 |
7,6 |
882,7 |
8,9 |
126,2 |
16,7 |
Обслуживание государственного долга РФ |
202,8 |
2,0 |
304,0 |
3,1 |
101,2 |
49,9 |
Национальная оборона |
1 211,9 |
12,2 |
1 253,2 |
12,7 |
41,3 |
3,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 006,3 |
10,1 |
1 062,4 |
10,7 |
56,1 |
5,6 |
Национальная экономика |
1 845,7 |
18,6 |
1 347,1 |
13,6 |
-498,6 |
-27,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
142,9 |
1,4 |
137,7 |
1,4 |
-5,2 |
-3,6 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
0,1 |
12,2 |
0,1 |
-1,1 |
-8,3 |
образование |
413,1 |
4,2 |
398,7 |
4,0 |
-14,4 |
-3,5 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
114,7 |
1,2 |
108,2 |
1,1 |
-6,5 |
-5,7 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
348,2 |
3,5 |
332,6 |
3,4 |
-15,6 |
-4,5 |
Социальная политика |
331,3 |
3,3 |
328,7 |
3,3 |
-2,6 |
-0,8 |
Межбюджетные трансферты |
3 544,6 |
35,7 |
3 719,3 |
37,6 |
174,7 |
4,9 |
в том числе: |
||||||
Межбюджетные трансферты субъектам РФ |
1 474,2 |
14,9 |
1 123,0 |
11,4 |
-351,2 |
-23,8 |
Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ |
2 070,4 |
20,8 |
2 596,4 |
26,3 |
526,0 |
25,4 |
Приложение 3
Основные характеристики федерального бюджета.
Основные характеристики федерального бюджета |
2007 год (закон) |
2008 год |
2009 год |
2010 год | ||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП | |
Доходы |
6 965,3 |
22, 3 |
6 644,4 |
19,0 |
7 465,4 |
18,8 |
8 089,9 |
18,1 |
Нефтегазовые доходы |
2 992,2 |
9,6 |
2 383,1 |
6,8 |
2 351,9 |
5,9 |
2 348,3 |
5,24 |
Доходы (без учета нефтегазовых доходов) |
3 973,1 |
12,7 |
4 261,3 |
12,2 |
5 113,5 |
12,9 |
5 741,6 |
12,81 |
Расходы |
5 463,5 |
17,5 |
6 570,3 |
18,8 |
7 451,2 |
18,8 |
8 089,9 |
18,1 |
Нефтегазовый трансферт |
- |
- |
2 135,0 |
6,1 |
2 103,6 |
5,3 |
2 016,0 |
4,5 |
Источники финансирования дефицита |
- |
- |
174,0 |
0,5 |
234,1 |
0,6 |
332,3 |
0,74 |
Профицит |
1 501,8 |
4,8 |
74,1 |
0,2 |
14,2 |
0,03 |
- |
- |
Информация о работе Функции и сущность государственного бюджета