Госбюджет. Расходы и доходы госбюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Экономические и политические реформы, проводимые начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1 Сущность и роль бюджета……………………………………………………
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета. Определение бюджета..
1.2 Место бюджета в финансовой системе страны, его значение для перераспределения финансовых потоков в экономике……………………....
1.3 Влияние бюджета на социально-экономические процессы в стране……
1.4 Бюджет как правовая и экономическая категория……………………….
1.5 Функции бюджета………………………………………………………….
1.6 История развития бюджетных отношений. Основные этапы развития бюджетных отношений в России………………………………………………
2 Доходы госбюджета.............…………………………………………………
3 Расходы госбюджета………………..……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

бюджет.docx

— 69.40 Кб (Скачать файл)

Государство оказывает воздействие  в основном на 4 экономических процесса:

- Экономический рост.

- Уровень занятости.

- Состояние денежного обращения (уровень инфляции).

- Валютный курс.

Государство может осуществлять два типа воздействия:

1. Стимулирующее. Осуществляется при помощи сокращения налогового бремени и увеличения бюджетного финансирования. Такая политика стимулирует рост производства и реализации товаров, работ и услуг, а также увеличивает занятость.

2. Сдерживающее, или рестрикционное регулирование. Осуществляется путем увеличения налогов и сокращения бюджетного финансирования. Оно проводится, как правило, для сдерживания денежной массы, находящейся в обращении, и тем самым, для снижения темпов инфляции и стабилизации валютных курсов. Такое регулирование может также привести к снижению темпов роста производства.

Проблемы, возникающие  при регулировании:

- Регулирование носит косвенный характер, поэтому цели, которые были заложены государством при проведении регулирования, могут быть недостигнуты. Причина недостижения целей регулирования – в различной целевой направленности финансовой политики, которую проводит государство и экономические субъекты.

- При проведении стимулирующей политики государство, как правило, не может обеспечить свои фискальные цели. Это противоречие носит временный характер, т.к. после достижения целей стимулирующего регулирования государство обеспечивает себя дополнительными доходами за счет роста облагаемых объектов.

- Нельзя при помощи бюджетного регулирования положительно воздействовать на все экономические процессы одновременно. Бывают в экономике такие ситуации, когда одновременно происходит спад производства и инфляция (стагфляция). Стагфляция возникает в результате резкого увеличения цен, которые не компенсируются ростом доходов и приводят тем самым к сокращению объема покупок и снижению производства товаров, работ и услуг. Выход из стагфляции достаточно сложен, и любое регулирование, которое проводит государство, всегда имеет отрицательные последствия, которые связаны с тем, что разбалансирована вся экономическая система.

- Бюджетное регулирование может быть использовано только для формирования среднесрочных и долгосрочных пропорций и направления развития экономических отношений.

 

 

 

1.6 История развития бюджетных  отношений. Основные этапы развития  бюджетных отношений в России

Первым источником поступлений  в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия.

Начиная с середины XII в. наблюдается значительное ослабление власти великого князя Киевского, начинается процесс образования системы суверенизации княжеств, который продолжился до XV в. вплоть до образования централизованного Московского княжества. Феодальная раздробленность наложила свой отпечаток на систему формирования княжеской казны. Все средства, собираемые с подданных княжества, оставались в распоряжении князя-феодала.

Начиная с XIII в. на Руси начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения являлись соха, дым, двор, тягло. Все собранные средства с подданных поступали в княжескую казну и расходовались на содержание войска, строительство городов-крепостей, храмов, на содержание аппарата управления и семьи князя-феодала.

С образованием Московского княжества как централизованного государственного образования вновь начала складываться двухзвенная финансово-бюджетная система, состоящая из великой княжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые формировались за счет княжеских налогов и местных сборов. Доходы Московского князя (казны) составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы.

С укреплением Московского  княжества, расширением его границ, введением земского управления, формированием  стрелецких отрядов и другими  преобразованиями в XVII в. были введены военные откупы, стрелецкая подать, оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц, а с народов Поволжья, Урала и Сибири стал собираться ясак (мехами).

Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В 1679 г. стрелецкая подать была заменена подворным налогом, который в 1722 г. был заменен на подушную подать. Подушная подать представляла собой денежную плату, взимаемую со всех лиц мужского пола независимо от возраста. Подушная подать была одним из основных источников пополнения казны, и на ее долю приходилось около 34% всех доходов казны.

В России первые бюджетные  росписи доходов и расходов составлялись при Екатерине II в 18 веке. Составление этих росписей было нерегулярным, и ежегодное бюджетное планирование начало осуществляться с 1802 года после создания министерства финансов в России. Годовые бюджетные росписи включали в себя все доходы и расходы государства и утверждались указом императора и были обязательными для всех государственных органов, участвующих в сборе доходов и получающих государственные средства. Бюджетная система в этих условиях включала в себя только один бюджет – государственный бюджет, который охватывал всю территорию страны.

В таком виде бюджетные  отношения просуществовали до начала 60-х годов 19 века. После отмены крепостного права в России была проведена также административная реформа, в результате которой в России были созданы органы местного управления в уездах, а затем в волостях. Эти органы получили ряд функций, которые раньше выполняло государство. В основном это функции, связанные с содержанием социальных объектов. Для осуществления этих функций местные органы были наделены доходами в виде налогов, в основном на недвижимость. Эти органы начали формировать собственную систему бюджетов, которые были независимы, автономны от государственного бюджета.

В 1851—1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления — земства. Земские бюджеты включали обязательные (содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства) и необязательные (расходы на здравоохранение, содержание школ и др.) расходы.

К началу 70-х годов в России была сформирована классическая бюджетная система унитарного государства, которая включала в себя два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты, уездные и волостные.

В конце 19 века бюджетная система находилась в неустойчивом положении. До начала 90-х годов для государственного бюджета был характерен большой бюджетный дефицит (порядка 30% расходов), но в середине 90-х годов была проведена денежная реформа под руководством министра финансов Витте. В результате этой реформы было осуществлено укрепление доходов государства за счет введения государственной винной монополии.  С другой стороны была изменена структура государственного бюджета. Государственный бюджет был разделен на две части, на обыкновенный бюджет и чрезвычайный бюджет. В обыкновенный бюджет включались все текущие доходы государства, которые существенно возросли за счет введения винной монополии. В расходах учитывались средства, необходимые для содержания государственных ведомств. Чрезвычайный бюджет формировался в основном за счет доходов от государственных имуществ и займов. Расходы были связаны с финансированием государственных железных дорог, в том числе их строительством, государственной почты и других видов государственной собственности. Кроме того, из этого бюджета финансировались расходы на содержание вооруженных сил в период войн.

После начала первой мировой войны резко ухудшилось состояние государственного бюджета за счет того, что уменьшились практически до нулевых показателей поступления по линии монополии. Была запрещена продажа алкогольных напитков, за исключением вин. Для компенсации этих доходов допускалась эмиссия денег. Фактически к началу 1917 года сбор регулярных налогов резко уменьшился, они составляли не более 2% всех расходов, и финансирование расходов осуществлялось в основном за счет эмиссии денежных знаков.

С победой Октябрьской  революции 1917 г. для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов. После прихода к власти советского правительства в ноябре 1917 года, годовые бюджеты перестали составляться, и вместо них стали использоваться квартальные бюджетные росписи. Такие росписи были составлены на 1 и 2 квартал 1918 года. В январе 1918 г. правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 г., который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов.

Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной системы были положены принципы централизации всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам и расходам. Конституция РСФСР предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей).  Однако в условиях военного времени и проведения политики "военного коммунизма" бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии. Со второй половины 1918 года бюджет перестал составляться. Министерство финансов стало заниматься только выпуском денег в обращение и их распределением между наркоматами. В этот же период перестали формироваться местные бюджеты. И фактически была ликвидирована бюджетная система государства. К концу 1920 г. денежные бюджеты стали отмирать. В июле 1920 г. ВЦИК принял постановление о слиянии государственного и территориального бюджетов. С окончанием Гражданской войны и переходом к НЭПу в 1921 г. ВЦИК восстановил бюджеты в своих правах.

Возрождение бюджетной системы  произошло после проведения в  1922 и 1924 годах денежной реформы. Была стабилизирована национальная валюта – червонец. Это позволило восстановить систему денежных налогов, и расходы государства стали финансироваться за счет поступающих налоговых платежей.

Первые бюджеты были составлены в союзных республиках на 1922 год, а после образования СССР в  декабре 1922 года был еще сформирован союзный бюджет, общий для всех республик. С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения. При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет.

Начиная с 1923 года бюджетная система включала в себя два уровня  - союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, входящих в СССР. В этот период эти бюджеты были автономны друг от друга и не объединялись в единый бюджет.

Местные бюджеты в начале 20-х годов не формировались и расходы на содержание местного хозяйства финансировались из бюджетов союзных республик. Формирование местных бюджетов стало осуществляться только с 1927 года. Эти бюджеты были образованы за счет выделения доходов и расходов из бюджетов союзных республик.

С конца 20-х годов бюджетная система приобрела форму бюджетной системы федеративного государства, состояла из трех уровней и включала в себя автономные союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.  В таком виде бюджетная система просуществовала до 1936 года, т.е. до принятия новой конституции СССР, в соответствии с которой была проведена очередная бюджетная реформа. В соответствии с конституцией, бюджетная система стала строиться на основе единства всех звеньев и видов бюджетов.

Начиная с 1937 года, стал формироваться единый консолидированный государственный бюджет СССР, который включал в себя все бюджеты административно-территориальных единиц. Структура бюджетной системы в целом сохранилась и включала в себя три уровня. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования - специальный целевой бюджетный фонд, который до этого был внебюджетным. Он был предназначен для выплаты пособий рабочим и служащим и выплаты пенсий.

В таком виде бюджетная  система просуществовала до начала 90-х годов.

Кардинальные изменения  в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, а прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным шагом по направлению к модернизации государственных финансов и демократизации финансовых отношений стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

После августовских событий  1991 года государственный бюджет СССР был упразднен и вместо консолидированной бюджетной системы СССР на территории РФ, и других государств были сформированы новые государственные бюджетные системы.

В настоящее время в  РФ бюджетная система включает в  себя федеральный бюджет, который  до 1995 года назывался республиканским, и бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты.

При формировании бюджетной  системы в начале 90-х годов автономными стали федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, а местные бюджеты остались консолидированы в бюджеты субъектов.

Начиная с 1 января 2000 года структура бюджетной системы регулируется бюджетным кодексом РФ.

Информация о работе Госбюджет. Расходы и доходы госбюджета