Госбюджет. Расходы и доходы госбюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Экономические и политические реформы, проводимые начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1 Сущность и роль бюджета……………………………………………………
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета. Определение бюджета..
1.2 Место бюджета в финансовой системе страны, его значение для перераспределения финансовых потоков в экономике……………………....
1.3 Влияние бюджета на социально-экономические процессы в стране……
1.4 Бюджет как правовая и экономическая категория……………………….
1.5 Функции бюджета………………………………………………………….
1.6 История развития бюджетных отношений. Основные этапы развития бюджетных отношений в России………………………………………………
2 Доходы госбюджета.............…………………………………………………
3 Расходы госбюджета………………..……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

бюджет.docx

— 69.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Доходы государственного бюджета

Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет - не однозначный  процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает  существенное влияние на состояние  производства, на социальную атмосферу  в стране, во многом определяет отношения  между членами общества и государством.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный  бюджет является главным средством  перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен  федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы бюджетов - это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов

Большое разнообразие экономических  отношений порождает множественность  видов доходов в хозяйстве, а  отсюда следует и необходимость  иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных  доходов существенно различаются  по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической  значимости.

Классификация доходов бюджета - группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы.

Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые  доходы;

2) безвозмездные поступления.

Единый для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время в  России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые  доходы и доходы бюджетных целевых  фондов. Кроме того, имеются ещё  и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ). Эти поступления связаны  обычно с движением средств между  бюджетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, между разными  видами бюджетов внутри бюджетной системы, с использованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут  быть и поступления денег от отдельных  экономических субъектов. Соответственно бюджетного кодекса РФ, статья 41.5 это  выглядит так:

"К безвозмездным и  безвозвратным перечислениям относятся  перечисления в виде:

- финансовой помощи из  бюджетов других уровней в  форме дотаций и субсидий;

- субвенций из Федерального  фонда и (или) из региональных  фондов компенсаций;

- субвенций из местных  бюджетов других уровней;

- иных безвозмездных перечислений  между бюджетами бюджетной системы  РФ;

- безвозмездных перечислений  из бюджетов государственных  (или) территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- безвозмездных перечислений  от физических лиц и юридических  лиц, в том числе добровольных  пожертвований.

В целом эта статья доходов  в консолидированном бюджете  составляет менее процента общей  величины доходов.

Выделение третьей группы - доходов бюджетных целевых фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России. На основании  статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в  доходах федерального бюджета обособленно  учитываются доходы федеральных  целевых бюджетных фондов. Они  учитываются по ставкам, установленным  налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год. Эти доходы не имеют  принципиального отличия от налогов  и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные  группы доходов бюджета - налоги и  неналоговые платежи. Главной из них, конечно, являются налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной  власти с физических и юридических  лиц, поступающие в государственный  и местные бюджеты. Налоги - основной источник средств, поступающих в  государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования  экономических процессов хозяйственной  жизни.

Прежде всего, они преобладают  количественно. Основной доход в  составе неналоговых платежей - это  доход от государственного имущества  или от деятельности государственных  организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это, как бы, доходы, связанные с собственностью государства  и деятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Возможно, их доля в ближайшее время  несколько повысится, если продолжающаяся приватизация будет организованна  на более выгодных для государства началах, а также в случае повышения эффективности текущей эксплуатации государственного имущества.

Итак, главный источник доходов  государства - это налоги, они многочисленны  и весьма разнообразны, их можно  классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту  взимания. Налог может устанавливаться  либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник  которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов  бюджета предусматриваются следующие  группы налогов: (статья 49 БК РФ) федеральные  налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством  РФ, а пропорции распределения, в  порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет  при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты  нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое  законодательство РФ:

- налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаются  налоги на прибыль предприятий  и налог на доходы физических  лиц;

- налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные  сборы: НДС, акцизы по товарам,  производимым в РФ, и по товарам,  ввозимым в РФ, сборы, налог  с продаж;

- налоги на совокупный  доход - это налоги, в основном, для мелких предпринимателей, которые  в своем учете не отделяют  прибыль от валового дохода, здесь  же фигурирует налог на вмененный  доход;

- налоги на добычу полезных  ископаемых;

- прочие налоги и пошлины,  здесь самый заметный платеж - государственные пошлины.

 Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к  неналоговым доходам федерального  бюджета относятся:

-доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и  формам их мобилизации - на налоговые  и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

- в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

- по социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

- в зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;

- по признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

- по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Особая проблема - распределение  налогов и других доходов бюджета  по уровням бюджетной системы: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные (муниципальные) бюджеты. Общий  принцип такой: поступления от определенного  налога либо целиком идут в один бюджет, либо они делятся между  различными бюджетами. Это практически  очень сложная и очень важная проблема, так как налоги далеко не равноценны для финансистов бюджетников. Есть крупные налоги с хорошей "собирательностью", а есть и мелкие налоги, от уплаты которых легко уклониться. Поэтому  распределение налогов между  бюджетами - актуальный и очень конфликтный  вопрос. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим  законодательством.

Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К  ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и  сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ. Это налог на имущество физических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и др.

Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных  образований.

3 Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется  через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую  природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям. Расходная  часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает  экономические интересы общества в  целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество  факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень  благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных  расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования  средств;

Целевой характер использования  расходов предполагает использование  ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств  не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр  финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета  обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных  условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое  использование ассигнований может  привести к возврату уже использованных средств.

Информация о работе Госбюджет. Расходы и доходы госбюджета