Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:12, курсовая работа
В последние годы у Банка России сложилась стандартная схема разработки Основных направлений государственной денежно-кредитной политики. Вначале определяются принципы и цели этой политики, на основе прогноза МЭРТ социально-экономического развития РФ раскрываются варианты экономического роста, денежного предложения, задаются границы инфляции, параметры платежного баланса, валютного курса, определяются наиболее важные инструменты реализации денежно-кредитной политики. Формально есть все, чтобы денежно-кредитная политика страны вносила существенный вклад в усиление потенциала экономического роста, снижение инфляции, формирование позитивных ожиданий экономических агентов, снижение рисков, принятие обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций, потребительских расходов и повышение уровня жизни населения.
Введение………………………………………………………….............3
Глава 1. Общие положения о Денежно-кредитной политике…………………………………………………………………...…7
1.1. Необходимость смены акцентов денежно-кредитной политики...7
1.2. Режим таргетирования инфляции…………………………………..9
1.3. Проблема капитализации банковской системы России………...11
1.4. Резервная политика РФ…………………………………………...…15
Глава 2. государственная денежно-кредитная политика на 2008 год и проблема ее реалистичности………………………………………………………….17
2.1. Инфляция……………………………………………………………...19
2.2. Валютный курс…………………………………………………….…21
2.3. Варианты макроэкономического прогноза……………………….21
2.4. Платежный баланс………………………………………………...…22
2.5. Инструменты денежно-кредитной политики……………………..23
Заключение………………………………………………………..…..25
Литература……………………………………………………………..29
Таким образом, предлагаемые
отечественным банковским
1.3. Проблема капитализации банковской системы России
Успешное решение задачи повышения темпов экономического роста и увеличения инвестиций во многом зависит от эффективной работы банковской системы. Проблемы банковской системы давно находятся в центре внимания на самом высоком уровне. Еще в 2002 году В.В. Путин в послании Федеральному Собранию указывал на необходимость повышения капитализации банковского сектора. На заседании президиума Государственного совета, которое прошло в ноябре 2006 года в Москве, Президентом РФ был вновь поставлен вопрос о конкретных предложениях "по повышению капитализации российских банков, упрощению процедуры консолидации и интеграции их бизнеса". Эта проблема действительно крайне актуальна, так как высококапитализированные, эффективно работающие банки являются мощным фактором устойчивого экономического роста. В условиях нарастающей международной конкуренции и необходимости упрочения позиций национальной банковской системы значимость данного вопроса становится еще более высокой. При этом тот уровень капитализации, который наблюдается в настоящее время, ограничивает полномасштабное участие банков в экономике.
Более того, проблема уже в ближайшие годы может приобрести системный характер. При сохранении действующих тенденций опережающего прироста активов по отношению к приросту капитала минимальный уровень достаточности (10%) для многих, в том числе ведущих, банков может быть достигнут в течение нескольких лет. Это, естественно, будет сдерживать возможность расширения банковских операций. Поэтому, для того чтобы избежать негативных последствий низкой капитализации, необходимо предложить меры, которые способствовали бы увеличению опережающих темпов роста капитализации банков и развитию банковской системы.
Низкий уровень капитализации банковской системы России является следствием, в частности, следующих причин макроэкономического характера: а) наблюдавшегося в период 1990-х годов падения промышленного производства, низких темпов роста ВВП, уменьшения объема инвестиций, высокой инфляции, уменьшения прямого государственного участия в увеличении капитала банковской системы, а также ряда других сопряженных с ними факторов; б) радикального сжатия реальной денежной массы в эти же годы в результате проводившейся либерализации цен, приведшей к тому, что рост цен значительно обогнал увеличение денежной массы. В результате всего этого снизилась монетизация экономики (М2/ВВП). В среднем она составила к середине 2000-х годов около 25-30%, тогда как в странах с развитой и даже переходной экономикой этот показатель находится примерно на уровне 60-100% (а в некоторых странах этот показатель существенно выше).
Очевидно, что низкий
уровень монетизации является
серьезным ограничителем
Развитие экономики
потребовало от банковской
Темп прироста активов банковской системы постоянно опережает темп прироста совокупного капитала. Более того, темп прироста капитала отстает и от темпа прироста вкладов физических лиц, и от темпа прироста кредитов нефинансовому сектору.
При сохранении подобной тенденции банковская система в ближайшие годы подойдет к пределу своего роста (10%-ному уровню достаточности капитала), при достижении которого Банк России должен принимать предупредительные меры (при 8% уже будет отзываться лицензия). Принятие 8%-ного норматива Hi, с одной стороны, стимулирует банки к увеличению капитала, но с другой - все больше ограничивает их полномасштабное участие в экономике.
Кроме того, отмечая
как положительную тенденцию
рост объема кредитования, следует
обратить внимание на то, что
происходит этот рост в
Столь бурный рост
кредитования включает в себя
системные риски
Поставленные в последнее время перед российской экономикой цели (рост ВВП, развитие ипотеки и т.д.) потребуют и более высокого уровня развития банковской системы. Это означает, что капитализация банков должна значительно повыситься.
Меры, предпринятые государством
по оздоровлению финансового
сектора и улучшению
Привлекательность российского банковского сектора не вызывает сомнений у инвесторов. Так, по мнению международных экспертов, долгосрочный потенциал российского банковского сектора огромен, но его реализация связана с многочисленными рисками. Кроме того, вложить средства в этот перспективный сектор в настоящее время не так-то просто ввиду того, что на бирже обращается незначительный объем бумаг только нескольких банков. Совокупная доля банков на фондовом рынке составляет меньше 6% и почти полностью приходится на Сбербанк.
В настоящее время
существует ряд объективных
Для придания этому
процессу первоначального
Не следует забывать
и об ипотеке как об источнике
роста капитала банков. Основой
ипотеки являются крупные и
долгосрочные кредиты. Созданное
в России Агентство по
Секьюритизация увязывается
с решением задачи
1.4. Резервная политика РФ
Сравнение международных валютных резервных активов России, США, Гонконга (особого экономического района Китайской Народной Республики), Японии и Норвегии, по данным Международного валютного фонда (МВФ) по состоянию на сентябрь 2006 года, показывает, что Россия кредитует весь мир наличной валютой и депозитами, а крупные экономики мира этого практически не делают.
Банк России положил на счета в зарубежных банках за пределами России средств на сумму, равную $98 млрд, или 38% от всего объема международных резервных активов РФ в $259 млрд (США не отдали зарубежным банкам ни цента).
Гонконг отдал иностранцам всего $3,3 млрд из $128 млрд резерва, причем $2,8 млрд из этой суммы легли в филиалы зарубежных банков в самом Гонконге, то есть фактически из Гонконга ушло всего $522 млн, или 0,4% суммы резерва.
Япония с ее резервом в $878 млрд положила на счета в зарубежных банках лишь $88,997 млрд, причем $88,993 млрд из этой суммы легли в филиалы зарубежных банков в Японии, то есть из Японии за рубеж ушло $4 млн, или всего лишь 0,0004% от суммы резерва.
Но практичнее всех
оказалось руководство
Таковы данные МВФ.
Вывод первый: сравнительный анализ показывает, что только Россия вывела за рубеж так много валюты и депозитов - $98 млрд.
Вывод второй: то, что мы вывели за границу еще $83 млрд, вложенные в зарубежные ценные бумаги, а также $69 млрд отданы иностранцам по сделкам обратных РЕПО (по сути, это кредит под залог ценных бумаг), при нынешней социально-экономической ситуации в России - тоже много.
Если подвести итоги,
то складывается следующая
Российской Федерации необходимо повысить эффективность своей резервной политики следующим образом: прекратить кредитование мировой экономики, возвратить в Россию $251 млрд "внешнекредитной" части валютного резерва и инвестировать эти средства в развитие российской промышленности, что приведет к улучшению социально-экономического развития страны в целом.
Глава 2. государственная денежно-кредитная политика на 2008 год и проблема ее реалистичности
2.1. Инфляция
Внимательное прочтение документа под названием "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год", одобренного Советом директоров Банка России 18 июня 2007 г., при всех замечаниях к нему заставляет признать: банк был и остается весьма компетентным органом. Это значит, что вряд ли нас ожидают серьезные просчеты в денежно-кредитной политике. За эту составную часть государственной социально-экономической политики можно особо не беспокоиться. Тем не менее уже сегодня, спустя считанные месяцы после принятия документа, очевидно, что по ряду направлений придется вносить некоторые коррективы.
Главной целью денежно-кредитной политики на период до 2010 г. является снижение инфляции до 5-6%. Предполагается, что в 2008 г. удастся снизить инфляцию до 6-7%. Вот такие цели. Самый главный вопрос, как всегда, в том, насколько это реалистично.
Чтобы достигнуть
Важно, что демонстрируется
понимание фактора
Однако инфляционные
ожидания зависят не только
от открытости и прозрачности
действий Банка России, от того,
насколько оперативно и в
Примером того, насколько
важен в формировании