Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:12, курсовая работа
В последние годы у Банка России сложилась стандартная схема разработки Основных направлений государственной денежно-кредитной политики. Вначале определяются принципы и цели этой политики, на основе прогноза МЭРТ социально-экономического развития РФ раскрываются варианты экономического роста, денежного предложения, задаются границы инфляции, параметры платежного баланса, валютного курса, определяются наиболее важные инструменты реализации денежно-кредитной политики. Формально есть все, чтобы денежно-кредитная политика страны вносила существенный вклад в усиление потенциала экономического роста, снижение инфляции, формирование позитивных ожиданий экономических агентов, снижение рисков, принятие обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций, потребительских расходов и повышение уровня жизни населения.
Введение………………………………………………………….............3
Глава 1. Общие положения о Денежно-кредитной политике…………………………………………………………………...…7
1.1. Необходимость смены акцентов денежно-кредитной политики...7
1.2. Режим таргетирования инфляции…………………………………..9
1.3. Проблема капитализации банковской системы России………...11
1.4. Резервная политика РФ…………………………………………...…15
Глава 2. государственная денежно-кредитная политика на 2008 год и проблема ее реалистичности………………………………………………………….17
2.1. Инфляция……………………………………………………………...19
2.2. Валютный курс…………………………………………………….…21
2.3. Варианты макроэкономического прогноза……………………….21
2.4. Платежный баланс………………………………………………...…22
2.5. Инструменты денежно-кредитной политики……………………..23
Заключение………………………………………………………..…..25
Литература……………………………………………………………..29
От уровня инфляции
2007 г. во многом зависит
Из изложенного следует вывод, который, по-видимому, был совсем не очевиден для разработчиков трехлетнего (2008-2010 гг.) федерального бюджета: качество прогнозных показателей должно было существенным образом возрасти. Одно дело - ошибка в расчете на год, другое - когда ошибка первого года приводит к значительно большим расхождениям спустя три года. К сожалению, в этот раз к оценке основных макроэкономических показателей и к инфляции в том числе был продемонстрирован прежний подход: где-то излишний, не очень обоснованный оптимизм, где-то, напротив, более чем консервативные оценки.
2.2. Валютный курс
Курсовая политика Банка России в 2007 г. направлена на сдерживание инфляции, не допуская чрезмерного укрепления курса рубля и предотвращая резкие колебания курса национальной валюты. Возможность предотвращения резких колебаний курса национальной валюты представилась банку в августе 2007 г. в полной мере. В связи с ипотечным кризисом в США пришлось продать несколько миллиардов долларов из золотовалютных резервов. Но это было исключение из общей тенденции 2007 г., для которого в целом характерно превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Происходит это потому, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на сырьевые товары российского экспорта и ослабление доллара США на мировом валютном рынке создают значительный приток американских дензнаков в российскую экономику. К тому же еще и отечественные компании наращивают объемы привлечения финансовых ресурсов на международных рынках.
Результат этих обстоятельств - весьма заметное укрепление рубля. За январь-июль 2007 г. индекс номинального курса рубля к доллару США составил 2,9%, а индекс реального курса рубля - 6,1%. Вырос и индекс реального курса рубля по отношению к евро - 4,3%. Индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам, по данным Банка России, - 3,9%.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (далее - Основные направления) предусматривают, что в 2007 г. укрепление реального эффективного курса рубля может составить 4-5%. Похоже, этот показатель будет перекрыт. В среднесрочной перспективе Банк России намерен перейти к более гибкому формированию валютного курса. В качестве ориентира для проведения валютных интервенций продолжат использовать бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара (в феврале 2007 г. состав корзины был изменен в сторону увеличения веса евро: 0,55 долл. США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом 0,6 долл. США и 0,4 евро).
По оценке Банка
России, повышение в 2008 г. реального
эффективного курса рубля
Банк России тем не менее обозначил наиболее вероятное значение укрепления реального эффективного курса рубля в 2008 г. - 3%. Такой рост, если фактический показатель будет близок к прогнозному, вряд ли окажет негативное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей.
Данный вопрос - оказывает
или нет укрепление курса
Укрепление рубля, безусловно,
оказывает влияние на
Отсюда следует, что укрепление рубля путем снижения стоимостной конкурентоспособности понуждает производителей к тому, чтобы наконец была сделана ставка на обеспечение конкурентоспособности по качеству продукции. Такая продукция имеет большую добавленную стоимость, и, следовательно, ее производство является более эффективным. Укрепление рубля и соответственно ослабление иностранной валюты имеет еще одно следствие, о котором не стоит забывать при оценках, плохо или хорошо то, что происходит в настоящее время с российским рублем. Более сильный рубль удешевляет для российских производителей закупку передового импортного технологического оборудования, которое позволяет выпустить более конкурентоспособную продукцию. Значит, и в этом случае получается, что укрепление рубля для российской экономики - это скорее всего благо.
Такова теория, на которую
пока недостаточно обращают
2.3. Варианты макроэкономического прогноза
Как уже отмечалось, из рассмотренных Банком России трех вариантов условий проведения денежно-кредитной политики в 2008-2010 гг. первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочном периоде, третий - ее улучшение.
Основным считается второй вариант, по которому, не стоит забывать, рассчитывался и трехлетний бюджет на 2008-2010 гг. По этому варианту цена на российскую нефть на мировом рынке снизится в 2008 г. до 53 долл. США за баррель, а в 2010 г. - до 50 долл. США за баррель.
Обоснованность данных предположений вызывает очень большие сомнения. На таком прогнозе, как снижение мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе, строились официальные российские прогнозные документы еще в начале 2007 г. В их основе лежали показатели Управления энергетической информации США. Однако уже к середине 2007 г. стало очевидно, что прогноз ошибочный. Американцы пересмотрели свои данные, а мы, ориентируясь на неверные показатели, приняли и Основные направления, и трехлетний бюджет на 2008-2010 гг.
Текущие показатели 2007 г. - лишнее доказательство того, что прогнозные значения на 2008 г. будут, по-видимому, существенно отличаться от ожидаемых. Так, предполагалось, что в 2007 г. цена российской нефти на мировых рынках составит в среднем 55 долл. США за баррель, а она будет в этом году примерно 70 долл. США за баррель. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения оценивается в 2008 г. в 9,1%, т.е. примерно на том же уровне, что ждали и в 2007 г. Фактически же в текущем году он составит не менее 15%.
Таким образом, макроэкономический прогноз, на котором базируются Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, не отличается реалистичностью главных показателей, что естественным образом снижает и достоверность значений, характеризующих прогноз платежного баланса, и ориентиры денежно-кредитной политики, а также денежной программы.
2.4. Платежный баланс
Платежный баланс при всех вариантах развития должен остаться, по мнению Банка России, устойчивым. Оценивается, что положительное сальдо торговли товарами и услугами составит в 2008 г. 42,5 млрд долл. США. Это - явно заниженный показатель, рассчитанный из снижающихся мировых цен на нефть. На деле же годовой показатель, по мнению компании "ФБК", будет не менее 100 млрд долл. США. В пользу такого прогноза говорит и тот факт, что только за первую половину 2007 г. сальдо внешней торговли составило, по данным таможенной статистики, 82,1 млрд долл. США.
Нетрудно предположить,
что ошибочность исходных
2.5. Инструменты денежно-кредитной политики
Значительное уменьшение платежного баланса должно привести согласно прогнозу Банка России к соответствующему уменьшению участия этого показателя в операциях на внутреннем валютном рынке. Значит, должна замедлиться динамика денежного предложения. И это хорошие условия для усиления влияния ставок по операциям банка на процентные ставки в российской экономике.
Признается, что в 2008 г. основным каналом стерилизации (по объему абсорбируемых денежных средств) по-прежнему будет использование бюджетного механизма в рамках перехода к формированию Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Однако это не исключает и применения в связывании свободных денежных ресурсов рыночных инструментов, используемых на аукционной основе (аукционы по продаже облигаций Банка России и депозитные аукционы).
Банк будет предоставлять
денежные средства кредитным
организациям на аукционных и
фиксированных условиях в
В значительной мере
в 2008 г. должна продвинуться работа
по созданию единого механизма
рефинансирования. Предполагается, что
это будет система, которая предоставит
любой финансово стабильной
О серьезности намерений
Банка России решительным
Заключение
Основные выводы таковы:
для решения вопроса о
Мировой опыт преодоления низкого уровня капитализации и поддержания ее на уровне, обеспечивающем стабильную работу банковской системы, в основном заключается в двух альтернативных подходах. При первом подходе главным источником роста капитала банков является собственная прибыль в сочетании с иностранным капиталом. Так действуют практически во всех странах Центральной и Восточной Европы. В результате в акционерном капитале банковских систем этих стран стали преобладать иностранные акционеры. Второй подход предполагает резкую активизацию государственных мер по наращиванию капитализации банков. Так, например, поступали правительства Японии, Норвегии, Чили и др. Проблема капитализации в этом случае решается главным образом в увязке с такими важными системообразующими целями, как санация банков, ресурсообеспечение и т.д. В частности, в Японии правительство выкупало у банков проблемные долги и входило таким образом в капитал банков. При этом оговаривались условия последующего его выхода при нормализации положения. Предоставлялись также чрезвычайные кредиты для обеспечения ресурсами общих экономических целей в соответствии с задачами структурной политики.
Ряд мер, способствующих повышению роли банков в экономическом развитии страны.
1. Максимальная вовлеченность
в экономику имеющихся
2. Снижение норм резервирования, введение налоговых льгот на прибыль банков, а также на прибыль их акционеров и иных инвесторов, которая будет направляться на увеличение капитала.
3. Более полно использовать потенциал, заключенный в системе государственных банков, способствовать направлению части их ресурсов на образование системообразующих основ фондового и денежного рынков (ипотека, секьюритизация, долгосрочные субординированные кредиты); часть государственных банков превратить в универсальные и специализированные коммерческие банки, предусмотрев в определенных случаях возможности их последующей трансформации в частные банки.