Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность малого предпринимательства;
2. выявить основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
3. проанализировать поддержку малого предпринимательства и перспективы развития на региональном уровне, т.е. на примере Оренбургской области.
Введение.........................................................................................................3
1. Малое предпринимательство – сущность и содержание............6
1.1. Сущность малого предпринимательства.............................................6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России...........12
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России....17
2. Государственное управление как фактор поддержки малого
предпринимательства..................................................................................19
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого
предпринимательства..................................................................................19
2.2. Государственные механизмы регулирования малого
предпринимательства..................................................................................21
2.3. Направления государственного регулирования малым
предпринимательством...............................................................................23
3. Малое предпринимательство в Оренбургской области………..
3.1 Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области………………………………………………………..24
3.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Оренбургской области. Государственная поддержка. Инфраструктура …….................................26
Снижение числа постоянно занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в 2009 году произошло лишь на 3% (396,0 тыс.человек) и обусловлено прежде всего переводом части работников на работу по совместительству, подряду, а также увеличением числа действующих индивидуальных предпринимателей.
Однако наибольший интерес представляет сопоставление отраслевого распределения средних и малых компаний.(см.табл. 1)
Как видно из таблицы, число средних компаний, занятых в промышленности сопоставимо с числом компаний, занятых в сфере торговли.
Необходимо отметить, что около 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.
Наиболее существенно экономический и финансовый кризис отразились на объеме инвестиций в основной капитал малых и средних компаний.
Так, по итогам 2008 года инвестиции составили 976,2 млрд.рублей, а в 2009 году всего 541 млрд.рублей, т.е. снизились в 2 раза.
При этом больше всего сокращение инвестиций составило в секторе средних компаний – в 2,5 раза. И если в 2008 году их доля в объеме инвестиций превышала долю малых компаний на 9%, то в 2009 году отставание составило 44%.
Сложившаяся структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России и Правительство Российской Федерации.
Именно поэтому, определяя цели проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» и в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, Минэкономразвития России предложило выделить:
Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике;
Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.
При этом ставится задача повышения вклада малых предприятий в ВВП страны с 21 до 29%, в занятости населения - до 23%; доли неторгового сектора – до 40%.
Тоже самое касается и доли малого и среднего бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции: увеличить в 6 раз.
Государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.
К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Это многочисленные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, "бизнес-инкубаторы" и "технологические парки").
Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.
К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.
Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере.
Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение "Развитие предпринимательства", целый ряд других союзов и ассоциаций. В середине 90-х гг. был создан государственный комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства (в настоящее время эти функции выполняет департамент в Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), практически во всех регионах РФ организованы департаменты поддержки малого предпринимательства или отделы в экономических департаментах региональных администраций. При Правительстве РФ и в некоторых региональных структурах исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции.
Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены федеральные программы – в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг. и 2003-2005 гг., 2007-2010 гг.,
Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий.
Приватизация как государственное регулирование малого предпринимательства имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.
Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства. Ожидающийся новый этап приватизации будет означать и новый передел собственности с целью передачи ее эффективным владельцам.
Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.
Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.
Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал).
Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.
Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.
Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.
К основным направлениям государственной поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития МП, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
В российских условиях на федеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги – минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов.
Организационную основу управления малого предпринимательства составил Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 августа 1995 г. Он является важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от государства.
В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:
В Законе раскрывается содержание основного инструмента государственной поддержки малого бизнеса – государственных программ. Как свидетельствует Закон, государственные программы могут быть четырех видов:
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
Кроме государственных программ, Закон предусматривает (ст.8) еще один важный инструмент – фонды поддержки малого предпринимательства. Эти фонды имеют статус некоммерческой организации, создаются с целью финансирования программ, проектов и мероприятий по поддержке малого бизнеса и аккумулируют необходимые финансовые ресурсы за счет бюджетных источников, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделяемых на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Информация о работе Государственная финансовая поддержка индивидуальных предпринимателей