Государственная поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена тем, что в настоящий момент малые предприятия вынуждены уделять больше внимания проблемам, связанным с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов и активизировать поиск путей улучшения своего финансового состояния.
Объектом курсовой работы являются особенности финансов организаций малого бизнеса.
Предметом исследования – сущность, критерии и особенности финансов организаций малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

! Курссовая по финансам организаций.docx

— 101.04 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние два года в  российской политике и экономике  наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение  общей среды деятельности субъектов  малого бизнеса. Курс Президента Российской Федерации на создание условий для нормального бизнеса в стране, концепция государственной поддержки малого бизнеса, принятая Государственным Советом, а также пакет мер правительства РФ по дебюрократизации экономики, внушают надежду на изменение ситуации к лучшему.

Однако имеют место  и отрицательные явления, тормозящие позитивные процессы и даже создающие новые трудности. К их числу следует отнести, прежде всего, недостаточную эффективность государственной политики в отношении малого предпринимательства, продолжающуюся – под флагом «облегчение налоговой нагрузки» на малый бизнес – политики фискального удушения малого предприятия, недоступность финансово-кредитных и имущественных ресурсов.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго  существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто  меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы  малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. Для России, находящейся  на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Актуальность  рассмотрения данной темы обусловлена тем, что в настоящий момент малые предприятия вынуждены уделять больше внимания проблемам, связанным с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов и активизировать поиск путей улучшения своего финансового состояния.

Объектом курсовой работы являются особенности финансов организаций малого бизнеса.

Предметом исследования – сущность, критерии и особенности финансов организаций малого бизнеса.

Основной целью  настоящей курсовой работы является рассмотрение особенностей финансов организаций малого бизнеса.

Цель работы позволила  сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:

1. Сущность и критерии малого бизнеса.

2. Особенности финансов организаций малого бизнеса.

3. Способы государственной поддержки малого бизнеса.

При написании данной курсовой работы были использованы методы и инструментарий экономического анализа, метод анализа научно-методической литературы, метод наблюдения, метод экспертных оценок.

В качестве базы для анализа были использованы данные бухгалтерского баланса и другие формы отчетности ООО «ЭКОСТОФ».

 

 

Глава 1. Сущность и критерии малого бизнеса

 

Финансы - система экономических отношений, в процессе которых происходят формирование, распределение и использование централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач хозяйствующего субъекта и обеспечения условий расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей персонала. Упрощая вышесказанное, можно сказать, финансы субъектов хозяйствования, в частности малых предприятий, представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов, которые формируются за счет таких источников, как: собственные и приравненные к ним средства; мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами; поступающие в порядке перераспределения.

Финансы - это не сами деньги, а денежные отношения, посредством которых происходит распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта. В результате формируются денежные доходы и накопления у предприятий и государства, которые используются на расширенное воспроизводство и удовлетворение социальных и иных потребностей общества.

 

§ 1.1. Критерии малого предприятия

 

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г № 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся:

1. Коммерческие организации,  для которых установлены рамки  по доле участия различных  лиц в уставном капитале по  численности работников. Так, коммерческая  организация является малым предприятием, если:

а) в ее уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся cyбъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

б) средняя численность  работников за отчетный период не превышает  предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической сфере 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

2. Физические лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица, также являются субъектами  малого предпринимательства.

Следует отметить, что за последние годы такая деятельность получила широкое развитие.

 

§ 1.2. Сущность малых предприятий

 

Сущность финансов как экономической категории отражается в их функциях. В финансовой литературе сложились две основные позиции по этому вопросу.

1.Финансы предприятий  выполняют 2 функции: распределительную и контрольную.

2. Финансы имеют 3 функции: образование доходов (накопление капитала; осуществление расходов (распределительная); контроль эффективности.

Вторая позиция более  широко толкует распределительную  функцию.

Посредством финансового  механизма происходит распределение  финансов, то есть формирование фондов денежных средств и их использование по целевому назначению (уставный фонд, фонд развития производства, фонд материального поощрения, резервный фонд и т.д.).

Контролирующая функция  финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в соответствующие фонды, эффективно ли они используются. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключается в финансовых показателях, которые содержатся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности предприятия. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.

Таким образом, по экономической сущности финансы предприятий представляют собой денежные отношения по формированию и использованию денежных доходов и фондов предприятий.

Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятий и предназначены для удовлетворения его производственных и социальных потребностей. Финансовые ресурсы представлены в форме прибыли, налогов, взносов на социальное страхование, резервных и страховых фондов.

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство или малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Все мелкие и средние предприятия  можно условно разделить на две  группы.

Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные  с крупным бизнесом. Оставаясь  юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного  круга деталей и узлов (что  избавляет крупные предприятия  от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относятся  предприятия малого бизнеса, непосредственно  конкурирующие на рынке с предприятиями  крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.

Для формирования малого бизнеса  необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

К экономическим условиям относятся:

− предложение товаров и спрос на них;

    • виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
    • объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
    • избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и  доступность денежных ресурсов, уровень  доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для  финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество  организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели  могут устанавливать деловые  взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:

    • банки, оказывающие финансовые услуги;
    • поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
    • оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;
    • специализированные фирм и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
    • агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
    • учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих;
    • прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
    • средства связи и передачи информации.

Социальные условия. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное – на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).

 

§ 1.3. Малый бизнес в развитии экономики

 

Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации  обучения современным методам ведения  предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для  обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и  т.п.

Правовые условия. Любая  предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся  наличие законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность, создающих наиболее благоприятные  условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать:

    • упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
    • защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
    • совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательский деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.

Сюда входят также создание региональных центров поддержки  предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет  подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса