Государственное финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного регулирования.
Задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного (в частности - финансового) регулирования экономики.
2. Определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования.
3. Проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели
4. Обосновать структуру финансовых регуляторов социально - экономической сферы и особенности их практического применения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..2
1 Финансовое регулирование………………………………………………….…4
1.1 Понятие и классификация государственного (финансового) регулирования экономики………………………………………………………..4
1.2 Осуществление государственного финансового регулирования……...…..6
2 Финансовые регуляторы……………………………………………………....17
2.1 Государственный бюджет…………………………………………………...17
2.2 Налоговое регулирование…………………………………………………...25
2.3 Кредитно-денежное регулирование………………………………………...30
3 Финансовая политика………………………………………………………….34
Выводы и рекомендации………………………………………………..………38
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа старая.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….………..2

1 Финансовое регулирование………………………………………………….…4

1.1 Понятие и классификация государственного (финансового) регулирования экономики………………………………………………………..4

1.2 Осуществление государственного  финансового регулирования……...…..6

2 Финансовые регуляторы……………………………………………………....17

2.1 Государственный бюджет…………………………………………………...17

2.2 Налоговое регулирование…………………………………………………...25

2.3 Кредитно-денежное регулирование………………………………………...30

3 Финансовая политика………………………………………………………….34

Выводы и рекомендации………………………………………………..………38

Библиографический список……………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основными показателями, характеризующими финансовое состояние  предприятия, являются: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность; состояние нормируемых запасов материальных ценностей; эффективность использования банковского кредита и его материальное обеспечение; оценка устойчивости платежеспособности предприятия. Анализ факторов, определяющих финансовое состояние, способствует выявлению резервов и росту эффективности производства.

Особое внимание уделяется эффективности использования оборотных средств, так как рациональное использование оборотных средств влияет на основные показатели хозяйственной деятельности промышленного предприятия: на рост объема производства, снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности предприятия. Анализ эффективности использования оборотных средств должен помочь выявить дополнительные резервы и способствовать улучшению основных экономических показателей работы предприятия.

Управление оборотными средствами имеет большое значение. Контроль за состоянием товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности  является необходимым условием успешной работы предприятия. Для быстро растущих компаний это особенно важно, так как вложения в активы такого рода могут быстрой выйти из-под контроля.

Важным источником внешнего финансирования являются краткосрочные  обязательства. По этим причинам финансовый директор и его помощники уделяют значительную часть своего времени проблеме оборотных средств.

В конечном результате после  анализа руководство предприятия  получает картину его действительного  состояния, а лица, непосредственно  не работающие на данном предприятии, но заинтересованные в его финансовом состоянии (например, кредиторам, которые должны быть уверены, что им заплатят; аудиторам, которым необходимо распознавать финансовые хитрости своих клиентов; вкладчикам и др.) - сведения, необходимые для беспристрастного суждения (например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.).

Современная система  государственного регулирования социально-экономических  процессов представляет собой сложный  механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Не последнее место в этом механизме занимают финансово-кредитные инструменты.

Цель данной работы - оценить  место и роль финансового регулирования  экономики и социальной сферы  в общей системе государственного регулирования.

Задачи:

1. Дать понятие и  классификацию государственного (в  частности - финансового) регулирования экономики.

2. Определить предпосылки  и условия проведения эффективного  государственного финансового регулирования.

3. Проанализировать влияние  различных видов, форм и методов  финансового регулирования на  основные экономические показатели

4. Обосновать структуру  финансовых регуляторов социально  - экономической сферы и особенности  их практического применения.

 

 

 

 

 

 

 

1 Финансовое  регулирование

1.1 Понятие  и классификация государственного (финансового) регулирование экономики.

Государственное регулирование  комплексных мер, действий, применяемых  государством или коррекцией и установления основ экономических процессов. Государство отвечает за:

1.Фискальную политику (бюджет, налоги)

2.Монетарную политику (денежные средства, кредиты)

3.Внешнюю торговлю

4.Распределение доходов

Методы регулирования:

1.Прямые

-контроль над монополиями 

-экология

-разработка стандартов, их поддержание (Знаки качества, госуд.стандарты)

2.Косвенные

-денежная политика

-контроль за доходами

-соц. Политика

-внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования:

1.Гос. целевые программы(социальные)

2. Прогнозирование

3. Моделирование экономических  ситуаций

Регулирование государства  распространяется и на технические  аспекты деятельности. Это так  называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Субъекты государственного регулирования экономики: носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов: социальные группы людей, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: по имуществу, по доходам, по видам деятельности, по профессии, по отраслевым и региональным интересам. Это: наемные рабочие, ИП, учителя, адвокаты, пенсионеры. У каждого из этих групп есть свои интересы, которые выражаются, как правило, представителями этих групп путем выступления на митингах, СМИ и т.п. Выразители: это объединения, союзы, ассоциации, профсоюзы, которые объединяют этих носителей, а также общественные политические партии. Исполнители хозяйственных интересов: органы трех ветвей власти.

Объекты государственного регулирования экономики: это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты регулирования- это:

1.экономический цикл; 2.секторальная, отраслевая и региональная  структура хозяйства; 3.условия накопления  капитала; 4.занятость; 5.денежное обращение; 6.платежный баланс; цены;; 7.условия конкуренции; 8.социальные отношения; 9.подготовка и переподготовка кадров; 10.окружающая среда; 11.внешнеэкономические связи.

1.2 Осуществление  государственного финансового регулирования.

В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами – доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования – установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Исторически возникший вопрос о  необходимости вмешательства, финансового регулирования со стороны государства по моему мнению несостоятелен. Ведь всегда существовали и будут существовать те области общественной жизни, эффективное развитие которых в рамках чисто рыночной организации производства принципиально невозможно; либо возможно, но с меньшей эффективностью. Поэтому централизованное вмешательство требуется для:

- обеспечения общих  условий жизнедеятельности и  правовой реализации экономических  решений (безопасности существования  соответствующей национально-территориальной общности, установления и поддержания правового режима, направленного не защиту прав собственности и свободное развитие личности, на поддержание и развитие эффективной конкуренции);

- проведения стабилизационных  мероприятий (регулирования темпов  экономического роста, уровня инфляции и занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре экономики, поддержания внешнеэкономического равновесия и курса национальной валюты);

- осуществления социально-ориентированного  перераспределения ресурсов (организации производства нужных обществу благ, которыми не занимается частный сектор, гарантирования минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий, помощи социально незащищенным гражданам, осуществления индексации фиксированных доходов).

Предпосылками осуществления  государственного финансового регулирования  экономики являются следующие исходные основания:

1. Учет действия объективных  экономических законов развития  общества. Поскольку процесс финансового  регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях. А в противном случае будет проявляться реакция отторжения форм и методов финансового механизма в реальной экономической жизни.

2. Разработка научно  обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.

3. Наличие демократической  системы выражения взглядов и  представляющих их демократических  институтов для возможности свободного  изъявления интересов всех слоев  населения, социальных, национальных, профессиональных групп. Автократическая форма правления порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы государственных структур: при внешней видимости благополучия общество обречено на застой, социально-экономическую отсталость и деградацию.

4. Наличие в стране  отлаженной законодательной системы,  четко и оперативно реагирующей  на отступление от норм и  правил поведения в хозяйственной  деятельности. В более широком  смысле слова законодательная  система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.

Пункты 3,4 названных предпосылок  представляются, в целом, как наличие «гражданского общества», то есть такого цивилизованного общественного устройства, которое создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.

Результативность, то есть реальный итог государственного финансового  регулирования, достигается при  соблюдении определенных условий его  осуществления. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная перестройка  экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

б) демонополизация хозяйственных  процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности  всех субъектов хозяйствования, открывающих  простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных  факторов производства (капиталов в  разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование