Несмотря
на проводящиеся сейчас меры по стабилизации
ситуации, уровень исполняемости бюджета
2009 года оценивается значительно ниже
100%. Например, дефицит бюджета, очевидно,
будет выше, чем это зафиксировано в проекте
по той причине, что собираемость налогов
по-прежнему оставляет желать лучшего.
То же можно
сказать и о решении правительства
увеличить поступления в бюджет
от продажи государственного имущества. В связи с увеличением
цены земли до 200-кратной ставки земельного
налога и разрешением увеличить ее до
400-кратной более 90 % заявок на выкуп земельных
участков под приватизированными предприятиями
были отозваны заявителями, следовательно
дальнейшее повышение цены земли может
привести только к уменьшению спроса и
вместе с ним общих поступлений от продажи
земельных участков.
Что касается
внешнего заимствования, то сегодня
нет схемы выплаты по внешнему
долгу на 5-7 лет, потому не ясно как
внешние займы будут возвращаться.
Таким образом,
настоящая ситуация с бюджетной
(финансовой) политикой характеризуется
большой сложностью. К примеру, нынешний
механизм перераспределения средств
между бюджетами различных уровней,
включающий 6 различных форм (отчисления от регулирующих доходов,
субвенции, дотации, взаиморасчеты между
бюджетами, ссуды из вышестоящих бюджетов
и трансферты), крайне неэффективен. Ему
присущи два коренных недостатка:
во-первых, ныне
действующий механизм оказания финансовой
помощи сформировался в условиях жесткого
централизма единой бюджетной системы
бывшего Советского Союза; в основу его
положена цель жесткого регулирования
из центра;
во-вторых, основанный
на стремлении обеспечить баланс между
доходами и расходами по каждому
бюджету, он подавлял инициативу нижестоящих
органов власти к изысканию дополнительных
финансовых ресурсов.
Однако положение
не безнадежно. При последовательном
осуществлении реформ в обоих
элементах финансовой политики, положение
может быть исправлено. Правительством
уже разработаны такие позитивные
проекты, как переход исполнения федерального
бюджета на казначейскую систему. Что
сократит численность органов по контролю
за использованием бюджетных средств,
ввиду их объединения и реорганизации,
а также должно повысить эффективность
их работы. Это новация разработана с использованием
зарубежного опыта и должна внести свой
вклад в усиление влияние политики в области
расходов на экономику.
Сегодня средства
бюджета не попадают на счета министерств
и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до
конкретных получателей на местах. При
этом объем распорядительных прав ведомств
не ущемлен, а подконтрольность бюджетных
ресурсов многократна возросла. Передача
бюджетных средств непосредственно потребителям
через казначейства в регионах практически
страхует валютный рынок страны от резких
выбросов рублевой массы.
Территории
же с началом реальной работы органов
казначейства получат более упорядоченную
и понятную схему финансирования
объектов, мероприятий, программ за счет
федерального бюджета. Это положительно
сказывается на финансово-экономическом
и социальном климате регионов.
Выводы и рекомендации
Эффективность
процесса финансового регулирования
экономики и социальной сферы
зависит от способности государственных
структур комплексно осуществлять следующие
мероприятия:
систематически
совершенствовать формы организации
финансовых отношений в целях
усиления их регулирующего воздействия
на воспроизводство; своевременно аккумулировать
денежные средства, необходимые для
удовлетворения совокупных воспроизводственных
потребностей;
определять
направления наиболее рационального
расходования финансовых ресурсов и
оценивать социально-экономическую
эффективность их освоения;
выявлять
причины и принимать меры для
устранения отклонений фактически складывающихся пропорций
формирования и использования средств
общегосударственных денежных фондов
от требуемых для нормального развития
социально-экономических процессов;
проводить действенный
контроль за ходом финансового перераспределения
стоимости.
Для построения
эффективной системы государственного
регулирования и рационального
применения финансовых регуляторов
целесообразно создание и постоянное
обновление определенного набора базовых
показателей (индексов), позволяющих
адекватно оценивать и своевременно корректировать состояние
экономики.
Современный
этап развития нашей страны требует
совершенствования ценового регулирования,
комбинированного проведения жесткой
финансовой и более свободной
экспансионистской денежной политики,
нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики.
Это предполагает активное использование
государственного программирования –
одного из наиболее прогрессивных, судя
по мировому опыту, методов централизованного
управления. Основной целью программирования
должна быть координация государственных
мероприятий, направленных на регулирование
инвестиций, распределение кредитов, определение
приоритетов бюджета, управление денежным
рынком посредством изменений процентной
ставки и правил кредитования и т.д. Программирование,
позволяющее комплексно использовать
необходимые средства финансового регулирования
экономики, избегать несогласованности
и противоречивости в проведении регулирующих
мероприятий должен рассматриваться как
один из способов рационализации направлений
использования финансовых ресурсов и
повышения действенности их влияния на
воспроизводственный процесс.
Отечественной
системе финансового регулирования
экономики и социальной сферы
предстоит пройти многие этапы становления,
но несомненно одно – подходы к решению стоящих
перед ней задач, к оценке ее влияния на
воспроизводство, поиску направлений
повышения эффективности одноименного
механизма и совершенствование соответствующего
процесса должны базироваться на подлинно
научной теории финансового воздействия
и объективном анализе конкретной исторической
обстановки.
Библиографический
список :
1. Щербаков В.А., Учебное пособие. Краткосрочная
финансовая политика.
2-е издание – М.: КНОРУС, 2007.
2. Грязнова А.Г. , Маркина Е.В. , Учебное
пособие. Финансы и статистика. – М.: 2007.
3. Кабанов В. Н. Учебное пособие.
Долгосрочная финансовая политика.
– М.: Высшая школа. 2010.
4. Бреславцев С.М. под редакцией Бурякова
Г.А. Учебное пособие. Аспекты реализации
финансово-кредитной политики на современном
этапе. Гос. Образовательное учреждение
высш. Проф. Образования. ГОУ ВПО ЮРГУЭС.
- Шахты: 2010.
5.Калтырин А.В. Учебное пособие. Тенденции
развития финансово-кредитного механизма
в Российской Федерации. Гос. Образовательное
учреждение высш. Проф. Образования. ГОУ
ВПО ЮРГУЭС. - Шахты: 2010.
6. Экономическое развитие России.-
2010. –Т .17, N 4. О структурной модернизации
финансовой системы.
7. Кузулгуртова А.Ш. Финансы и кредит.
– 2010. – N 34.
8. Козельский В.Н. Регулятивные механизмы
общественных финансов.-2011.- N 6.
9. Белоглазова Г.Н. Модернизация регулирования
финансовых систем : поиск новых моделей.-
2011. – N 7.
10. Алифанова Е.Н. Тенденции реформирования
институтов регулирования национальных
финансовых рынков. – 2011.- N 35.
11. Юдина И. Н. Финансовое регулирование:
цели, инструменты, охват. -2012 – N 9.