Государственное регулирование финансов предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать государственное регулирование финансов предприятий.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы.
- исследовать теоретические основы теоретические аспекты государственного регулирования финансов предприятий;
-проанализировать осуществление государственного финансового регулирования финансов предприятий.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………… 3

Глава 1. Сущность государственного регулирования финансов предприятий………………………………………………………………..…..5
1.1 Характеристика государственного финансового регулирования финансов предприятий………………………………………………………..5
1.2 Цели и задачи государственного регулирования финансов предприятий……………………………………………………………………8
1.3 Объемы государственного регулирования финансов предприятий……………………………………………………………….….12
Глава 2. Осуществление государственного финансового регулирования финансов предприятий……………………………………..15
2.1 Нормативно-правовое регулирование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций…………………………..…………15
2.2 Финансовая политика государственного регулирования финансов предприятий…………………………………………..………………………17
2.3 Государственное регулирование финансов на примере хозяйственных предприятий Уссурийского городского округа……………27

Глава 3. Перспективы развития государственного регулирования финансов предприятий………………………………….……………………36


Заключение………………………………………………………..…..44

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 76.79 Кб (Скачать файл)

- рекомендации по организации  и ведению учета отдельных  видов активов, финансовых обязательств  и других финансовых операций.

Перечисленные формы регулирования в основном отражают существующий опыт организации финансового учета в странах с развитой рыночной экономикой, учитывая при этом национальные традиции его ведения. Формируемая в процессе финансового учета и отчетности информационная база позволяет получить достаточно полную и достоверную информацию о деятельности и финансовом состоянии предприятия как для внутренних, так и для внешних пользователей (руководителей и финансовых менеджеров предприятия, акционеров и других собственников, потенциальных инвесторов, кредиторов, контролирующих органов и др.).

Регулирование механизма исчисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов. Принимая во внимание, что амортизационные отчисления являются одним из важнейших внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, то данное регулирование существенным образом влияет на состав этих ресурсов и инвестиционные возможности субъектов хозяйствования. Основу такого регулирования составляют утвержденные способы (методы) исчисления амортизации по различным видам внеоборотных активов и ее нормы. Вместе с тем имеет место разногласий в исчислении амортизации между налоговым законодательством и бухгалтерским учетом, что негативно влияет на составление финансовой отчетности.

Регулирование системы налогообложения. Оно, безусловно, составляет основу государственного регулирования всей финансово-хозяйственной деятельности предприятий в рыночной экономике. Общие принципы построения налоговой системы страны разрабатываются и утверждаются в законодательном порядке. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и взносов в государственные целевые фонды, которые уплачиваются в установленном порядке.

Система налогообложения дифференцируется по отдельным уровням, а также по источникам уплаты налогов (последняя дифференциация налогов особенно важна для управления финансовой деятельностью предприятия). Например, по источникам уплаты налоги, сборы и другие обязательные платежи делятся на три группы: 1) налоги и сборы, включаемые в цену продукции; 2) налоги, сборы и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость продукции; 3) налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые за счет прибыли предприятия.

Система налогового регулирования существенным образом влияет на уровень доходности и риска отдельных направлений финансовой деятельности предприятия и осуществляемых им финансовых операций.

За нарушение налогового законодательства к предприятиям и их руководителям применяется широкий диапазон мер налогового, административного и уголовного воздействия.

Регулирование денежного обращения и форм расчетов. Так как денежный оборот каждого предприятия интегрирован с механизмом денежного обращения страны в целом, его регулирование осуществляется по многим параметрам. Предметом этого регулирования являются:

- формы денежных расчетов по  отдельным хозяйственным операциям (наличные или безналичные);

- порядок хранения свободного  остатка денежных средств предприятия;

- лимитирование сумм наличных денег в кассе предприятия;

- порядок оприходования поступивших денежных средств и т.п.

За несоблюдение установленного правовыми нормами порядка ведения денежных и расчетных операций установлены меры не только финансовой, но даже административной и уголовной ответственности.

Регулирование ценообразования. Под государственным регулированием ценообразования понимается вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования посредством прямого и косвенного воздействия на уровни, соотношения и динамику цен в целях реализации выработанной экономической политики страны. Цель государственного регулирования цен заключается в создании условий, при которых должным образом согласуются экономические интересы покупателей, товаропроизводителей и государства. Осуществляя государственное регулирование цен, государство обязано решать целый комплекс задач. Основными задачами являются:

- защита населения от необоснованного  роста цен;

- обеспечение экономической безопасности  страны;

- регулирование инфляционного  роста цен;

регулирование и контроль цен на продукцию монополистов;

защита отечественных производителей продукции;

создание необходимых условий для конкуренции товаропроизводителей и потребителей продукции;

поддержание паритета цен на продукцию различных отраслей экономики и групп и видов товаров и услуг.

Регулирование инвестиционных операций. Рыночная экономика, несмотря на ее многие преимущества, неспособна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает создание благоприятных условий путем:

- совершенствования системы налогов, механизма использования амортизационных  отчислений;

- прямого участия государства  в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных  вложений;

- проведения экспертизы инвестиционных  проектов в соответствии с  законодательством России. Все инвестиционные  проекты, независимо от источников  финансирования и форм собственности  объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат  экспертизе в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

- защиты интересов инвесторов;

- развития финансового лизинга  в Российской Федерации.

Регулирование внешнеэкономической деятельности. Под государственным регулированием внешнеэкономической деятельности понимается:

- создание условий доступа российских  предпринимателей на мировые  рынки;

- поддержание конкурентоспособности  отечественных производителей на  мировом рынке;

- контроля над ценами товаров, участвующих в международном  товарообмене;

- установления таможенных пошлин  и сборов;

- выдачи лицензий на экспорт  и импорт товаров и т. п.

Валютное регулирование. Система валютного законодательства определяет:

- порядок зачисления иностранной  валюты, поступающей в результате  внешнеэкономической деятельности  предприятий, на счета в уполномоченных  банках страны;

- условия открытия резидентами  счетов в иностранной валюте  в зарубежных банках;

- разграничение валютных операций  на текущие и связанные с движением капитала и т.п.

За нарушение валютного законодательства к предприятиям и их руководителям применяется широкий диапазон мер финансового, административного и уголовного воздействия.

Регулирование рынка ценных бумаг. Выступая эмитентом ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.), а также их покупателем в процессе осуществления финансовых инвестиций предприятия являются активными участниками фондового рынка. Государственное регулирование рынка ценных бумаг определяет основные и производные их виды, правила их эмиссии и обращения, обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра и т.п.

В процессе этого регулирования соответствующие государственные органы осуществляют разработку основных направлений развития фондового рынка, утверждают стандарты эмитируемых предприятиями отдельных видов ценных бумаг и проспекты их эмиссии, предусматривают меры по защите интересов предприятий — инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов и финансовых посредников.

Регулирование операций страхования на финансовом рынке. Характер этого регулирования определяет6

- систему основных требований, предъявляемых к страховщикам  финансовых рисков предприятий, формы и условия обязательного  страхования их активов (имущества), обязательные требования к осуществлению  этих операций, формы ответственности  страховщика и страхователя, порядок  определения сумм ущерба в  результате наступления страхового  случая и т.п.

Регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятий. Законодательные и другие нормативные акты определяют понятие банкротства предприятия, порядок возбуждения ходатайства о признании предприятия банкротом и его рассмотрения арбитражным судом, условия и порядок объявления предприятия банкротом, а также финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве.

Характеризуя базу финансовых правоотношений в целом, следует отметить, что она далеко не завершена и требует дальнейшего развития. Процесс ее развития и совершенствования определяется необходимостью восполнения ряда пробелов по отдельным аспектам регулирования финансовой деятельности предприятий, дальнейшим развитием и углублением рыночных реформ в стране, задачами ее интеграции с мировой системой финансовых правоотношений.

Следует отметить, что чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. И напротив, недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности организаций, не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска в деятельности субъектов хозяйствования.

Как показывает мировой опыт, что в условиях реформирования экономики, в кризисных условиях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления – снижается.

Поэтому направления, формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности предприятий носят целенаправленный характер на каждом этапе экономического развития страны. На современном этапе такое регулирование подчинено следующим основным целям:

♦ обеспечению направленности форм и методов государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на реализацию разработанной государственной финансовой политики в целом;

♦ обеспечению единства основных условий осуществления финансовой деятельности предприятиям различных форм собственности, отраслевой принадлежности и организационно-правовых форм их функционирования, а также формирования финансовых ресурсов, в том числе за счет свободного доступа к внешним источникам. При этом должна быть обеспечена достаточная самостоятельность предприятий в выборе основных направлений, форм и методов ведения своей деятельности;

♦ гарантированности защиты предприятий в процессе осуществления ими финансовой деятельности от противоправных действий со стороны недобросовестных партнеров и прямого мошенничества отдельных лиц;

♦ упорядочению внешних и внутренних финансовых отношений с целью их согласованности с соответствующими формами, используемыми в сфере государственных финансов и финансов домашних хозяйств;

♦ регламентации отдельных направлений финансовой деятельности и форм использования финансовых ресурсов предприятий в соответствии с осуществляемой государственной экономической и социальной политикой;

♦ стимулированию предприятий к выбору наиболее эффективных направлений и форм финансовой деятельности, а также прогрессивных видов финансовых инструментов, способствующих ускорению реализации рыночных реформ и обеспечивающих достижение стратегических целей и задач экономического роста страны.

2.3 Государственное регулирование финансов на примере хозяйственных предприятий Уссурийского городского  округа.

 

Для проведения анализа системы финансов необходимо рассмотреть из чего формируется бюджет Уссурийского городского округа, то есть его статьи доходов и расходов.

На 2009 год было установлено:

1. общий объем доходов  бюджета Уссурийского городского  округа в сумме 2114593,4 тыс. руб., в  том числе объем межбюджетных  трансфертов, получаемых из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации в 2009 году в сумме 723518,4 тыс. руб.;

2. общий объем расходов  бюджета Уссурийского городского  округа должен составить 2236593,4 тыс. руб.;

3. размер дефицита бюджета  Уссурийского городского округа  в сумме 122000,0 тыс. руб.;

4. общий объем бюджетных  ассигнований, направляемых на исполнение  публичных нормативных обязательств  в сумме 870,0 тыс. руб.; Доходы муниципального  образования формируются за счет  собственных доходов и доходов  за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих  налогов и сборов. В местный бюджет после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местный бюджет, в порядке и по нормативам, устанавливаемым федеральными законами, законами Приморского края и правовыми актами органов местного самоуправления. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципальному образованию, ассигнования на финансирование реализации муниципальным образованием федеральных законов и законов Приморского края, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципального образования.До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступали доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципального образования и предназначенных для целей жилищного строительства. Дума муниципального образования вводит местные налоги и сборы, устанавливает размеры ставок по ним и представляет льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.Расходы местного бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.К капитальным расходам местного бюджета относятся расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, включающие статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципального образования, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом. Текущие расходы местного бюджета - часть расходов местного бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, финансируемых из местного бюджета, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.В составе расходов местного бюджета могут учитываться расходы целевых бюджетных фондов.

Информация о работе Государственное регулирование финансов предприятий