Государственное регулирование финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Основная цель государственного регулирования финансов – это обеспечить доверие к денежным знакам, содействовать доверию ценным бумагам.
Второстепенные цели:
Не допустить насилия и обмана при проведении финансовых операций.
Ограничить чрезмерные финансовые потребности и "хотения" как отдельных граждан, так и целых групп и слоев населения.
Обеспечить финансовыми методами несколько большее перераспределение товаров и услуг в пользу нуждающихся.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Функции и экономическая роль государства---------------------------------------4
2. Осуществление государственного регулирования финансов-------------------8
3. Финансовая политика------------------------------------------------------------------11
Заключение---------------------------------------------------------------------------------15
Список использованной литературы--------------------------------------------------18

Файлы: 1 файл

Контрольная Гос.и муницип. финансы2.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Основой для государственного регулирования финансами служит финансовая отчетность, в том числе бухгалтерская, статистическая и налоговая.

Особой формой сбора информации и даже регулирования служит так  называемое "раскрытие информации" – процедура, согласно которой субъекты общества обязаны раскрывать общественности принципиальные моменты своей деятельности, в первую очередь в области финансов. Чем меньше у компании секретов, тем большего доверия она заслуживает.

Кроме того, госрегулирование может  и должно стимулировать формирование этических норм в бизнесе и финансах – это всевозможные кодексы чести, принимаемые предпринимателями на добровольной основе.  

Государственное регулирование финансов осуществляется, в основном, путем  принятия законодательных и нормативных  актов. Кроме того, возможно воздействие на финансовые потоки через устные (экспертные, официальные, неофициальные) высказывания высших должностных лиц. 

Основные органы власти, осуществляющие оперативное и краткосрочное  регулирование финансов, а также  основные методы регулирования:

  • Правительство страны – получение или предоставление межгосударственных займов, определение таможенных пошлин и акцизов, формирование межбюджетной политики.
  • Министерство финансов – эмиссия государственных ценных бумаг, установление процентных ставок по госценным бумагам, разрешение эмиссий ценных бумаг субъектов федерации и муниципалитетов, установление обязательных финансовых нормативов для подведомственных компаний (страховых, пенсионных, аудиторских), принятие решений о выделении финансирования из бюджета, размещение госзаказа, формирование финансовых резервов государства.
  • Центральный Банк – эмиссия денежных знаков, регулирование денежной базы и денежной массы, определение ставки рефинансирования, формирование золотовалютных запасов государства, определение обменного курса национальной валюты; эмиссия собственных ценных бумаг, кредитование коммерческих банков, размещение депозитов комбанков, установление обязательных нормативов для комбанков, введение ограничений на вывоз капитала.
  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – приостановление торгов на биржах, установление обязательных нормативов для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

3. Финансовая политика.

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста.

В условиях глобализации финансов в  современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Содержание финансовой политики определяется:

  • соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области финансов;
  • разработка основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
  • осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

Финансовая политика в ее широком  понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику.

Разрешение бюджетного кризиса  является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

  • введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
  • принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
  • реализация программ экономии государственных расходов;
  • централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
  • проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
  • обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
  • проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
  • реструктуризация государственного долга;
  • инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

  • комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
  • пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
  • введение единого реестра налогоплательщиков;
  • ужесточение налогового администрирования;
  • реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Важнейшая задача денежно-кредитной политики – преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

  • реструктуризация банковской системы;
  • совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
  • сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
  • пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
  • активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда
  • усиление таможенного контроля.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:

  • зависимость от конечной цели;
  • макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
  • соответствие интересам всех членов общества;
  • использование экономических законов;
  • учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Финансовая политика – это самостоятельная  сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.

Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что критерием оценки той  или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработке рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

Финансовая политика реализуется  посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:

  • совокупность организационных форм финансовых отношений;
  • порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
  • методы финансового планирования;
  • формы управления финансами и финансовой системой;
  • финансовое законодательство.

Использование финансового механизма  осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числе в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средство осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Заключение.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно закрепленную систему воздействия на финансовые отношения. Для воздействия используются финансовые методы и инструменты, осуществляется финансовая политика. Соответствующие государственные органы разрабатывают и проводят финансовую политику и осуществляют законодательное регулирование финансов на макро-и микроуровнях. В основе государственного финансового регулирования находится определенная финансовая концепция. На практике при реализации финансовой политики применяются элементы нескольких концепций, что приводит к появлению промежуточных финансовых теорий, воплощающих национальные особенности государств и степень развитости экономики.

Единого мнения о степени воздействия  государства на финансы, методы и  формы воздействия, на практическое их применение в российской экономической науке нет. С одной стороны, экономическая роль государства представляется как проявление в регулирующей, перераспределительной, социальной и контрольной функциях. С другой стороны, государственное финансовое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов.

Деятельность государственных  структур в сфере управления финансовыми  ресурсами представляет собой сочетание  мер бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования. В настоящее время целью государства является построение социально ориентированного рыночного хозяйства. Задачами государства являются:

  • последовательное повышение уровня жизни населения;
  • снижение социального неравенства;
  • восстановление экономической и политической роли России в мировом сообществе;
  • сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Для повышения эффективности управления региональными и местными финансами следует:

  • обеспечить самостоятельность и ответственность субъектов управления общественными финансами;
  • создать конкурентную среду, что является абсолютно необходимым условием для формирования у институтов власти стимулов повышения прозрачности и эффективности управления общественными финансами.

Государство – важнейший участник финансовых отношений. Оно принимает  законы, регулирующие эти отношения, получает огромные суммы доходов  и осуществляет столь же большие  расходы. В основном деятельность государства ограничена сферой перераспределения, но оно может принимать участие и в формировании конечных доходов. Государство как бы уполномочено обществом для регулирования важных вопросов денежного обращения, платежного баланса, валютного курса.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Финансы / под ред. Грязновой А.Г. – М., 2008.
  2. Финансы / под ред. Ковалева В.В. – М., 2007.
  3. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Лушина С.И. Слепова В.А. – М., 2007.
  4. Финансы / под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. – М., 2006.
  5. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М., 2009.
  6. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Поляка Г.Б. – М., 2007.
  7. Финансы / под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. – М., 2009.
  8. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики – М., 2011.



Информация о работе Государственное регулирование финансов