Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 07:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение особенностей правового регулирования государственных и муниципальных финансов.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
рассмотреть исторические предпосылки становления правового регулирования государственных и муниципальных финансов в РФ
проанализировать правовое регулирование государственных и муниципальных финансов РФ
остановиться на вопросе особенностях правового регулирования муниципальных финансов.
Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки становления правового регулирования государственных и муниципальных финансов в РФ 5
Глава 2. Правовое регулирование государственных и муниципальных финансов РФ 9
2.1. Основные подходы к правовому регулированию государственных и муниципальных финансов в РФ 9
2.3.Законодательство, регулирующее налоговые отношения 15
Глава 3. Особенности правового регулирования муниципальных финансов в РФ 19
Заключение 24
Список литературы 25
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет
при Правительстве РФ»
Кафедра «Финансы»
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
на тему «Правовое регулирование государственных и муниципальных финансов»
Выполнил: гр. Симоянов Н. В.
______________________
Проверил: доцент Чернов А. Ю.
______________________
Москва 2012 г.
Содержание
В условиях существования товарно-денежного обращения государство активно использует и не может не использовать при управлении общественным производством для обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, решения иных общественных задач различные экономические регуляторы: финансы, налоги, деньги, кредит и т.д. Финансы как совокупность экономических отношений, возникающих при распределении ВВП и части национального дохода в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, объективно необходимы, поскольку их существование обусловлено потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения, но стихийно они не проявляются. Для их использования требуется целенаправленная деятельность человека, его объединений, муниципальных образований, государства. Подобная деятельность государства и муниципальных образований получила названия "финансовая деятельность государства" и "финансовая деятельность муниципальных образований". С помощью экономических регуляторов, в частности финансов, государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития.
Значение финансовой деятельности государства и муниципальных образований для развития России особенно повышается в современных условиях, когда возникший финансовый кризис захватывает различные страны мира.
В настоящей работе на основе изучения экономической и юридической литературы, нормативных правовых актов, регулирующих финансовую деятельность государства и муниципальных образований, проанализированы особенности правового регулирования бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, являющейся основным направлением финансовой деятельности государства и муниципальных образований, рассматриваются правовые основы финансового контроля и его важнейшего вида - бюджетного контроля.
Цель курсовой работы – изучение особенностей правового регулирования государственных и муниципальных финансов.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
В ходе написания работы использовались методы анализа и синтеза, функциональный и исторический подход.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований играет значительную роль в развитии общества, которому присущи товарно-денежные отношения. Природа финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предпосылки ее возникновения и осуществления всегда находились в центре внимания представителей финансовой науки. В обществе, где действуют товарно-денежные отношения на любом уровне своего развития, государство использует и не может не использовать для управления общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, для решения иных общественных интересов различные экономические рычаги, такие, как финансы, налоги, деньги, кредит и т.д.
В условиях административно-командной системы управления народным хозяйством в СССР государство также применяло экономические регуляторы с целью обеспечения планомерного развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей народного хозяйства, а также для повышения социально-культурного уровня граждан, обеспечения обороны страны, содержания органов государственной власти и управления. Об этом свидетельствует история нашего государства. Товарно-денежные отношения в стране существовали и развивались с разной степенью интенсивности в зависимости от политики государства. Известный экономист профессор М.И. Боголепов, исследуя проблемы финансовой системы СССР, финансов, отмечал, что "финансы всегда, как правило, одеты в денежную оболочку и вне товарно-денежных отношений им нет места"1
Плановое хозяйство не исключает использования экономических категорий в управлении обществом, хотя в значительной степени, как показала история развития Советского Союза, при усилении административных методов воздействия на производственные процессы тормозится развитие экономики, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на состоянии всех остальных сфер общественной жизни.
Переход России в конце 90-х гг. прошлого столетия к рыночной экономике должен был бы дать значительный дополнительный импульс в развитии общества, если бы не негативные явления, произошедшие в связи с проведением Правительством России политической линии, не учитывающей интересы большинства граждан страны, ее национальную безопасность. Общественное производство и развитие всего общества было отброшено далеко назад. Страна, ее граждане после распада СССР вынуждены были испытать все отрицательные последствия нарождающегося капитализма: разруху, безработицу, нищету, беззаконие, военные конфликты и т.д. Государственное регулирование экономикой было фактически парализовано. Как видно из периодической литературы в 90-х гг. прошлого столетия, когда особенно активно отрицалась необходимость государственного воздействия на экономику, Правительство России в тот период не только не учитывало мнения многих российских и видных зарубежных экономистов, но и пренебрегло многолетним опытом развития ведущих стран мира, доказывающим, что без государственного регулирования не может развиваться и рыночная экономика
Как известно, более 200 лет назад знаменитый шотландец Адам Смит, разрабатывая основы развития рыночной экономики, подчеркивал, что только государство в интересах нации может ограничивать алчность монополистов, авантюризм банкиров и эгоизм торговцев Британский экономист Джон Мейнард Кейнс также высказывался за государственное вмешательство в рыночные дела. В. Леонтьев, американский экономист, утверждал, что сложнейшая система, какой является экономика большой страны, не может полагаться исключительно на "невидимую руку" рынка и конкуренцию.
Сторонники "шоковой терапии" отрицали необходимость государственного регулирования экономикой, полагаясь на саморегулирование рынка. Только после провала "шоковой терапии" в России, стало совершенно очевидно, что в условиях развития рыночной экономики государственное регулирование должно сохраниться. Однако формы и методы воздействия государства на экономику общества меняются в зависимости от социально-экономических условий его развития.
Потребовалось более десятилетия,
чтобы несколько стабилизироват
Изменения в руководстве страны дали позитивные результаты во всех сферах общественной жизни. Рыночные отношения продолжают расширяться. Государство, учитывая опыт индустриально развитых стран и собственный горький опыт, активно использует экономические рычаги при управлении обществом, осуществляя государственное регулирование общественных процессов.
В настоящее время в литературе вновь высказывается мнение, что "только частный бизнес через рост производительности труда может обеспечить большинству российских граждан достойный уровень существования"2 . Вряд ли стоит возвращаться к пройденному периоду, когда сторонники "шоковой терапии" отрицали необходимость государственного регулирования экономикой, тем более что в настоящее время руководство страны принимает различные меры, в том числе и "вливания" денежных средств из федерального бюджета в кредитную систему с целью смягчить отрицательные последствия мирового финансового кризиса. Одновременно, однако, необходимо усиление государственного регулирования процесса распределения доходов от роста ВВП среди граждан России, и если не ликвидировать, то хотя бы сократить бедность. Рост экономики в России не должен быть выгоден только богатым.
Необходимость применения государством
различных экономических
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется, как правило, в правовой форме. Правовое регулирование, по мнению ученых, - это нормативно-организационное воздействие комплекса правовых средств на общественные отношения с целью их упорядочения, развития и охраны в соответствии с потребностями общества. Важнейшей составляющей правового регулирования общественных отношений является норма права, правило поведения, установленное или санкционированное государством и муниципальными образованиями, которое представляет собой образец для поведения участников соответствующего правоотношения. Правоотношение также входит в понятие правового регулирования, как и норма права, но в отличие от абстрактной (идеальной) нормы права носит конкретный характер, участники которого реализуют свои субъективные права и исполняют обязанности, предусмотренные соответствующей нормой права. Существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений оказывают органы государства и местного самоуправления в процессе применения норм права, которые, по образному выражению С.С. Алексеева, "подхватывают" начатое правотворчеством, обеспечивая проведение в жизнь юридических норм с учетом конкретной жизненной ситуации4
Безусловно, что начать рассмотрение вопроса о регулировании государственных и муниципальных финансов необходимо с Конституции РФ, которая содержит основные начала законодательного регулирования.
Далее следует выделить "бюджетное законодательство"5 и "налоговое законодательство"6, которые входят в систему финансового законодательства. Нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, конкретизируются и детализируются в конституционных федеральных законах, федеральных законах, нормы которых опосредуют финансовые отношения. Так, например, норма Конституции РФ, закрепляющая федеративное устройство России, получила свое развитие в нормах Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих бюджетное устройство Российской Федерации, бюджетную систему Российской Федерации, принципы ее построения и т.д.
Нормы Конституции Российской Федерации, разграничивающие предмет ведения Российской Федерации и ее субъектов в области финансов получили свое закрепление также в нормах Бюджетного кодекса РФ, регулирующих доходы и расходы федерального бюджета, доходы и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, а также в нормах Налогового кодекса РФ, регулирующих установление и введение различных видов налогов и сборов.
Положения Конституции Российской
Федерации о полномочиях
В системе источников финансового права, отсутствует отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт, содержащий основные, общие нормы финансового права. Отсутствие единого кодифицированного акта в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных правовых актов по отдельным основным подотраслям финансового права, в частности бюджетному и налоговому праву.
Важнейшие нормы, регулирующие бюджетные отношения, закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации был принят 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. Однако срок введения его в действие в тот период не был определен. Только через год Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ было установлено, что Бюджетный кодекс Российской Федерации вводится в действие с 1 января 2000 г., за исключением отдельных его положений.
Информация о работе Правовое регулирование государственных и муниципальных финансов