Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 01:01, курсовая работа
Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка поддержание правопорядка в экономике. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций «ночного сторожа» а предполагает более широкое поле деятельности.
В экономической теории предполагается, что действия государства являются следствием решений, принимаемых гражданами и государственными служащими, которые учитывают свои предельные издержки и предельные выгоды, связанные с альтернативными видами действий.
Если регулирование рынков поддерживается на должном уровне, то для инвесторов будет очевидна стабильность и резалтинг, т.е выгода их инвестиционных вложений. В подобном случае, кризис и риск распределяются по всем отраслям более равномерно. По этой причине, финансовые рынки особенно нуждаются в чётком и грамотном регулировании со стороны государства.
Из предыдущего абзаца вытекает следующий вопрос, каковы мотивации, побуждающие государство к регулированию финансовых рынков. Перечислим причины подобного конгломерата:
На сегодняшний день, регулирование финансовых рыночных структур предусматривает прямое вмешательство государства, т.к :
во – первых, возникла
необходимость в
Во – вторых, при осуществлении государством экономической политики, необходима чёткая и продуманная выработка, и дальнейшее, успешное примените на практике её механизмов, с целью эффективной реализации продвижения методов, стимулирующих рост финансового рынка.
Теперь, выделим интересы государства в процессе регулирования финансовых рынков.
1. Образование на финансовом
рынке единых собственников,
владеющих одновременно несколькими
финансовыми сегментами, которые
предоставляют продукты, формирующие
различные секторы
2. Возникновение перекрёстных
предложений или интерес
финансовых институтов к
перекрёстным предложениям финансовых
инструментов. Чтобы было
более понятно, можно привести
следующий пример, страховщики
пенсионных вкладов, банки –
предложения и услуги по
совместному инвестированию
и деятельности на биржах
и рынках ценных бумаг,
брокерско – дилерские
3. Постоянная необходимость в сокращении расходной части государственного бюджета в области контроля и надзора за отношениями на финансовых рынках, т. е их регулировании особенно при повышении качества рынка.
9
3.3 Цели регулирования финансовых рынков
Каковы же цели регулирования финансового рынка?
81. Защита государственных интересов, выраженных через национальный финансовый рынок.
2. Привлечение инвестиций и капитала на финансовые рынки, с учётом развития инфраструктуры конкурентоспособных сегментов .
3. Снижение уровня нерыночных инвестиционных отношений, вызывающих риски различного уровня на финансовых рынках.
4. Формирование отечественных розничных инвесторов с помощью развития различных форм сбережений.
5. обеспечение соблюдения всех основополагающих принципов инвестирования.
6. Ликвидация экономически необоснованных препятствий, в области роста и развития финансовых рынков.
7. Формирование нового уровня доверия населения.
8. Обеспечение стабильности с учётом интересов всех субъектов финансового рынка.
9. Персонализация игроков на начальной стадии конкретного рынка.
10. Последующий надзор за авторизованными формами, например с целью определения платежеспособности, бухгалтерской отчётности.
11. Обеспечение прозрачности приобретённого дохода.
12. Контроль за соблюдением
правил и законов, отношений
между участниками
13. Формирование взаимоотношений между государственными органами и субъектами финансовых рынков.
14. Обеспечение и контроль за соблюдением запретов, разработанных с целью минимизации вреда или ущерба.
15. Реализация методов, стимулирующих рост показателей финансовых рынков.
16. Упорядочивание отношений в сфере хозяйственной жизни субъектов финансовых рынков
17. Обеспечение стабильности управляемых процессов.
18. Контроль за соблюдением мер ответственности и обязанностей участников финансового рынка.
Отсюда можно сделать вывод, что функции государственных и надзорных органов, осуществляющих свою деятельность на финансовых рынках , являются мощным стимулятором для подъёма реального сектора экономики.
Также, необходимо отметить то, что у каждого учёного существует свой подход к различным вопросам, а также их видение и восприятие, поэтому, цели регулирования финансовых рынков сформулированные в докладе Р. Р Дохиной нельзя воспринимать как « общепринятые». В различных научных статьях, докладах, и учебных пособиях, цели будут сформулированы по разному. Также количество этих целей в различных источниках, может существенно отличатся.
3.4 Модели регулирования финансовых рынков.
Для того, чтобы начать раздел «Модели регулирования финансовых рынков», сначала необходимо дать определение понятия «Модель»
Существует множество определений модели, но я возьму наиболее распространённое.
9Модель (фр. mode`le, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, являющийся упрощённой версией моделируемого объекта или явления (прототипа) и в достаточной степени повторяющий свойства, существенные для целей конкретного моделирования.
Теперь, речь пойдёт непосредственно о моделях регулирования.
Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей:
Первая модель предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, и установлению правил проведения финансовых операций, передаётся объединения профессиональных участников рынка, саморегулирующим организациям. В качестве примера страны, для которой характерна подобная модель, можно привести Францию.
Вторая модель подразумевает передачу максимально возможного объёма полномочий саморегулирующим организациям. При этом, государство сохраняет за собой основные контрольные функции, и возможность в любой момент, вмешаться в процесс регулирования. Такая модель характерна для Великобритании.
В преобладающем большинстве стран, степень централизации, и жёсткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов регулирующих рынок, зависит от его модели принятой в той или иной стране. В экономике система финансового рынка подразделяется на два типа банковскую и небанковскую. Также, структура модели регулирования может зависеть от такого фактора, как степень централизации власти в стране. Здесь ярким примером являются такие страны как США, где ряд полномочий по регулированию отдан штатам. Также примером страны, с особенностями распределения полномочий, является Германия, где власти федеративных земель, имеют право исполнять часть функций по регулированию рынка.
Общемировой тенденцией в регулировании финансовых рынков, является создание самостоятельных ведомств, либо комиссий по ценным бумагам.
12
Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, регулирующий орган берёт на себя функцию организации отношений на рынке. Во многих случаях, это подразумевает жёсткую систему допуска организаций и физических лиц к работе на фондовом рынке.
Для России в значительной степени характерна Американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно чётко это проявляется на законодательном и организационном уровнях. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ, относятся, прежде всего, федеральная комиссия по ценным бумагам ФКЦБ., Министерство финансов, центральный банк, министерство по антимонопольной политике МАП, министерство госимущества, МГИ.
В завершении раздела,
следует отметить, что
на сегодняшний день в
мире не существует идеальной
модели организации и регулирования
При выборе той или иной модели регулирования, для каждой страны необходимо учитывать такие факторы как:
1 .степень развития рынка и его инфраструктуры.
2. традиции рынка.
3. Менталитет участников рынка.
4. Уровень доверия населения к участникам рынка.
5. Объём вращающегося на рынке капитала.
Не учитывая данных особенностей, невозможно создать развитый, отвечающей потребностям населения, и нормально функционирующий финансовый рынок.
3.5 Проблемы регулирования финансовых рынков
13
В данном разделе будут рассмотрены проблемы регулирования финансовых рынков, которые, существовали и существуют в Российской федерации в период, с начала девяностых годов, до настоящего времени.
В настоящее время финансовый рынок в России, находится на этапе активного развития, но вместе с тем, он является достаточно слаборазвитым по сравнению со странами западной Европы.
Для примера можно привести следующие данные: в 2001 году, с помощью фондового рынка, в реальный сектор экономики было привинчено всего 4% инвестиций от общего числа произведённых инвестиционных вложений. В то время как в германии, число инвестиций вложенных с помощью фондового рынка, может достигать цифры более 20%
Данная отсталость возникла по следующим причинам:
1. Относительно недавнее появление финансового рынка в РФ.
2. Ориентация участников рынка на получение спекулятивного дохода.
3. Узкий круг эмитентов, чьи бумаги котируются на рынке.
4. Достаточно слабая координация действий контролирующих органов, в сфере регулирования финансовых рынков.
5. Противоречие одного закона другому.
6. Недостаточный оббьем достоверной информации о процессах происходящих на финансовом рынке.
Данные недостатки особенно чётко стали видны и проявили себя во время финансового кризиса в 1998 году.
В настоящее время ведётся активная государственная политика, направленная в первую очередь на создание здоровой конкуренции. В 2004 году был создан специальный орган «Федеральная служба по финансовым рынкам», Ведётся активная работа в сфере законотворчества, но в области регулирования рынков, продолжает
14
существовать множество проблем.
3.6 Органы государственной власти, и их полномочия, в сфере
регулирования финансовых рынков
В настоящее время, в Российской федерации, существует множество органов, в той или иной сфере осуществляющих контроль над деятельностью финансовых рынков. В данном разделе будет рассказано о каждом органе и его функциях.
Федеральная служба по финансовым рынкам
Главным руководящим органом в этой сфере является: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации.
Поскольку, данный орган является главным в сфере регулирования рынков, считаю необходимым, ознакомится с краткой историей его создания.
10ФСФР России была создана при формировании правительства Фрадкова, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным указом, ей были переданы функции упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), а также, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации. 15 декабря 2010 года, Минфин опубликовал проект указа президента об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам и службы по страховому надзору. Глава министерства, Алексей Кудрин предлагает объединить две службы в одну, новую - Федеральную финансовую службу (ФФС). Причем Кудрин хочет, чтобы ФФС подчинялась Минфину.
ФСФР обладает следующими полномочиями:
1. Регулирование выпуска
и обращения эммисионных
ценных бумаг, в том
числе осуществление
2. Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.
Информация о работе Государственное регулирование финансовых рынков