Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

Рынок ценных бумаг в Республике Казахстан является регулятором многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. Это относится, прежде всего, к процессу инвестирования капитала, когда миграция капитала осуществляется в виде прилива его к местам необходимого приложения и оттока из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. Рынок ценных бумаг во многих отношениях – лучший и наиболее доступный источник финансирования новых инвестиционных проектов.
Функционирование рынка ценных бумаг в Казахстане является насущной необходимостью, без него трудно надеяться на оживление инвестиционной активности.

Содержание работы

Введение.
1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………………...3
2. Закон Республики Казахстан Об акционерных обществах………………….4
3. Возникновение рынка ценных бумаг в Казахстане………………………...14
4. Доклад группы 30-ти………………………………………………………….20
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

РЦБ.docx

— 56.64 Кб (Скачать файл)

С 1997 года происходит новая фаза постприватизационного  перераспределения собственности, для которой характерны:

а) использование нетривиальных  схем (легализованное размывание государственных  долей, конвертация долгов в ценные бумаги, продажа дебиторской задолженности, доверительные схемы, скупка векселей, манипулирование дивидендами по привилегированным акциям);

б)   активное участие государства;

в) главные объекты перераспределения  – крупнейшие казахстанские компании, где уже произошла некоторая  структуризация контроля.

В результате к концу 1997 года на казахстанском  рынке ценных бумаг действовала  расширенная законодательная база, основанная на положениях Гражданского кодекса Республики Казахстан, которая  обеспечивала комплекс мер по защите интересов инвесторов. Основой законодательной  инфраструктуры фондового рынка являются Закон «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 года и ряд нормативно-правовых актов, изданных в соответствии с названным законом Правительством Республики Казахстан и Национальной комиссии по ценным бумагам: Закон «О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан» 5 марта 1997 года; Закон «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» 6 марта 1997 года; Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» 20 июня 1997 года.

Тогда же по инициативе и благодаря  разъяснительной работе уполномоченного  органа профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, 22 банками и 7 брокерскими компаниями был учреждён Центральный депозитарий, с созданием  которого было завершено построение базовой институциональной и  технической инфраструктуры. Следует  особо отметить, что она соответствовала  основным требованиям и обеспечивала надёжное исполнение сделок. В результате объединения тринадцати независимых  регистраторов был создан «Союз  регистраторов». Была создана система  подготовки специалистов для работы на рынке ценных бумаг. К этому  моменту в результате жёстких  требований к финансовой устойчивости основных посредников – брокеров-дилеров  был качественно улучшен их состав. На фондовом рынке функционирует  две фондовые биржи. В этом же году были заложены основы для развития в Казахстане крупных институциональных  инвесторов .

Введение в действие накопительной  пенсионной системы обеспечило ускоренное количественное и качественное развитие новых посредников рынка ценных бумаг – банков-кастодианов, компаний по управлению пенсионными активами и накопительных пенсионных фондов. Накопительными пенсионными фондами  очень быстро были с аккумулированы значительные и предназначенные  исключительно для инвестирования активы, что очень благоприятно сказывается  на возможностях финансового рынка  и экономики в целом.

В 1998 году в связи с влиянием кризисных явлений на международных  финансовых рынках, финансовым кризисом в Российской федерации, на фондовом рынке Республики Казахстан стали  усиливаться стагнационные процессы, падение цен на казахстанские  еврооблигации. И благодаря внедрению  накопительной пенсионной системе, биржевой рынок Казахстана быстро оправился, так как компании по управлению пенсионными  активами скупили эти финансовые инструменты и восстановили их доходность.

Предприятия промышленности получили возможность доступа к новым  относительно недорогим финансовым ресурсам, если они могли включить свои ценные бумаги в официальный  список категории «А» Казахстанской  фондовой биржи.

В этот период значительно повысился  статус фондовой биржи и её членов – брокеров-дилеров, у эмитентов  возник реальный интерес к выполнению листинговых требований биржи об открытости, прозрачности и стабильности их деятельности.

Впервые была налажена цепочка: инвестор – финансовые посредники – эмитенты. Главное достижение – это цивилизованный способ взаимодействия между эмитентами ценных бумаг и простыми инвесторами  через систему профессиональных финансовых посредников, имеющих необходимые  для защиты простых интересов  образование, знания, опыт работы и  финансовую устойчивость .

К началу 1999 года государству удалось  решить  большинство из задач, касающихся проблемы развития рынка ценных  бумаг,  поставленных  в Программе  развития от 1996  года,  в  реализации  которой  удалось  создать  и  развить инфраструктуру фондового  рынка. Но ее  успешная  реализация  тем  не менее не дала реальной активизации  фондового рынка  страны  и  вовлечения в инвестиционный процесс  широкого спектра потенциальных  участников. Так, в рамках реализации вывода на организованный фондовый рынок  государственных пакетов акций  предприятий «второго эшелона» на фондовой бирже выставлялись для продажи  акции 38 акционерных обществ.

Программа развития рынка  ценных бумаг на 1999 – 2000 годы исходит  из того, что активизация фондового  рынка и увеличение его объемов  не  являются самоцелью. Необходимо было избежать ошибок, совершённых  многими развивающимися странами, создавшими спекулятивные рынки, неизбежные крахи  которых приводят к общему кризису  экономики.

Целью новой программы  является задействование рынка ценных бумаг как эффективного механизма  мобилизации и перераспределения  внутренних сбережений и средств  потенциальных иностранных инвесторов с созданием необходимых условий  для привлечения портфельных  инвестиций в реальную экономику  .[5]

B Казахстане стабильно  продолжает функционировать рынок  государственных ценных бумаг.  Но в связи с апрельской  девальвацией тенге интерес к  тенговым государственным ценым  бумагам упал. Министерство финансов  с целью поддержания рынка  начало выпускать краткосрочные  валютные ценные бумаги, которые  не принесли их  владельцам  каких-либо сверхдоходов. Они имели  повышенную доходность только  в период с апреля по июнь 1999 года. Период повышенной доходности  затем сменился периодом очень  низкой доходности по причине  стабилизации курса тенге .

 Государственные ценные  бумаги Министерства финансов  являются не только инструментом  заимствования правительства на  внутреннем рынке, но и инструментом  регулирования денежной базы  Национального Банка на  вторичном  рынке, который также выпускает  ценные бумаги с 1995 года –  ноты.

 

 

 

 

4.Доклад группы 30-ти

Предмет этого доклада - Системы  клиринга и расчетов на мировых рынках ценных бумаг - не кажется на первый взгляд предметом первостепенной важности. Слишком многие считают эти вопросы  только делом технических экспертов  из "бэк-оффисов". Опыт показал, что  такое представление ошибочно и  даже опасно. Предмет обсуждения связан с процессами, лежащими в самой основе функционирования рынков ценных бумаг и, тем самым, определяет, эффективна или нет деятельность этих рынков. Именно осознавая важность встающих проблем Группа 30-ти, неправительственная группа экспертов по вопросам международной финансовой системы, проделала работу, в результате которой появился этот доклад. Группа 30-ти осознавала себя вправе предпринять эти шаги, так как по причине интернационального состава она занимает нейтральные позиции.

Первым шагом Группы 30-ти был созыв симпозиума в Лондоне, где обсуждались процедуры клиринга и расчета на ведущих мировых  рынках и планы отдельных стран  сделать эти процедуры более  совместимыми

между собой. На заседаниях присутствовало почти 100 приглашенных лиц, включая инвесторов, торговцев, работников бирж, банков и органов  контроля. Было решено, что создание единой глобальной клиринговой 

системы сейчас неоправданно, но достижение соглашения о стандартах и процедурах, приемлемых для всех рынков мировой системы обращения  ценных бумаг было бы весьма желательно. Необходимость такого соглашения была подчеркнута ключевым выводом симпозиума о том, что существовавшие стандарты  клиринга и исполнения являлись неприемлемыми. Они были весьма не эффективны, приводили  к излишним издержкам (явным и  скрытым) и рискам для участников. На этом фоне Группа 30-ти решила собрать  международную группу высокого уровня для разработки рекомендаций по улучшению  работы рынков ценных бумаг. Я был  очень обрадован, когда John Reed согласился стать председателем Руководящего комитета, составленного из всеми  уважаемых представителей

восьми стран. Этот комитет, в свою очередь, уполномочил Рабочий  комитет, составленный на столь же многонациональной  основе из различных экспертов, сформулировать для рассмотрения набор рекомендаций.

Результаты этой деятельности представлены ниже. Я благодарен за квалифицированные усилия, которые  привели к созданию данного документа. Это большой успех - достичь согласия в обоих комитет ах

относительно набора рекомендаций по стандартам, которые должны быть применены на всех рынках эмитируемых  акционерными обществами ценных бумаг. В особенности если принять во внимание существенные процедурные  различия на рынках в тех странах, чьи представители вошли в  комитеты.

Рекомендации бросают  всем нам вызов. Они представляют авторитетное мнение лидеров индустрии  ценных бумаг и квалифицированных  экспертов в этой области по вопросу  о лучших практических направлениях развития. В данном Докладе предлагаются стандарты клиринга и расчетов, которые  должны быть установлены и в дальнейшем поддерживаться национальными рынками ценных бумаг для максимизации эффективности их функционирования и уменьшения себестоимости и риска операций. Основные риски, связанные с недостатками в системах клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами ложатся как на индивидуальных участников рынка, так и на рынки в целом. Эти недостатки включают:

 • отсутствие совместимых  систем сверки условий заключенных  сделок, пригодных как для внутренней, так и для международной торговли;

• различные сроки исполнения сделок на разных рынках, варьирующиеся  от исполнения в день заключения до нескольких недель;

• несоблюдение принципа поставки ценных бумаг против платежа деньгами, подвергающее одну из сторон сделки необоснованному  риску;

• отсутствие стандартизированных  гарантий исполнения сделки;

• отсутствие на многих рынках системы безналичных счетов для  исполнения сделок по ценным бумагам.

 

Данный Доклад предлагает девять рекомендаций для уменьшения этих рисков. Вкратце, риск может быть снижен путем сокращения срока между  заключением и исполнением сделки, обеспечением гарантий исполнения сделки и установлением принципа одновременного обмена денег на ценные бумаги. Эффективность  может быть увеличена путем отказа от физического перемещения сертификатов ценных бумаг, поощрением использования  там, где это возможно, систем зачета, а также стандартизированных  методов связи и строгих временных  рамок совершения операций. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В настоящее время перед  экономикой Республики Казахстан стоит  кардинальная по важности и сложнейшая по реализации структурная модернизация экономики.

Одной из основных задач  нынешнего этапа укрепления экономики  Казахстана является развитие рынка  ценных бумаг, так как он играет значительную роль в мобилизации инвестиций.

Фондовый рынок можно  определить как совокупность экономических  отношений по поводу выпуска и  обращения ценных бумаг между  его участниками. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка.

Фондовый рынок является наиболее активной частью современного финансового рынка Республики Казахстан  и позволяет реализовать разнообразные  интересы его участников. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.  Наличие  развитого рынка ценных бумаг  влияет на эффективное развитие всего  финансового сектора страны.

Рынок ценных бумаг в Республике Казахстан формировался и развивается  учитывая как исторические традиции страны, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой. В результате в Казахстане реализуется европейская  модель фондового рынка с сильными банками, которые являлись инициаторами его формирования. Экономический  рост, сопровождаемый преобразованиями в стране, - главный фактор становления  и развития рынка ценных бумаг  в Республике Казахстан.

Каждый этап развития рынка ценных бумаг ставит очередные актуальные вопросы, требующие решения в  целях обеспечения его эффективности.

За годы независимости, и  особенно в последние годы, фондовый рынок сделал качественный шаг вперёд, став одним из самых динамично  развивающихся в отечественной  экономике и в данный момент можно  рассматривать как инфраструктурно  сложившийся. В результате проведённой основательной работе по совершенствованию законодательства и регулирования деятельности финансовых институтов, была сформирована правовая инфраструктура, регулирующая порядок выпуска и обращения ценных бумаг, деятельность субъектов рынка, а также определяющая механизм государственного регулирования. Позитивным событием стало функционирование с 2004 года единого органа, регулирующего весь финансовый сектор страны. Создана и функционирует инфраструктура рынка, включающая Центральный депозитарий, KASE, брокеров-дилеров, регистраторов и кастодианов.

 

 

 

Список литературы.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг