Государственное управление финансами. Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 15:03, лекция

Описание работы

1. Сущность и основные элементы государственного управления финансами
2. Система органов финансового управления
3. Сущность, виды и методы финансового контроля

Файлы: 1 файл

для тестирования ГМФ.docx

— 35.24 Кб (Скачать файл)

Тема: Государственное управление финансами. Финансовый контроль.

(2 часа)

1. Сущность и основные элементы  государственного управления финансами 

2. Система органов финансового  управления 

3. Сущность, виды и методы финансового  контроля 

 

1. Сущность и основные  элементы государственного управления  финансами 

 

Управление – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Важнейшей частью управленческой деятельности является управление финансами.

Управление финансами – это целенаправленное воздействие на сферу финансов (финансовых отношений) посредством соответствующей системы и методов управления. Искусство управления финансами состоит в выборе наиболее эффективного метода использования имеющихся ресурсов с целью достижения поставленных задач.

В управлении финансами выделяют две составные части: управление участниками финансовых отношений и управление финансовыми процессами (рис. 1).

В управлении, в том числе в управлении финансами, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъектами являются те органы, которые осуществляют управление.

В зависимости от уровня управления финансами (уровень государства, уровень отдельного участника рынка) могут применяться те или иные методы экономического и административного управления. Применительно к уровню рынка в целом методы управления обычно разделяются на:

1) административные методы –  это управление посредством принятия  решений, обязательных для исполнения  участниками рынка (обычно это  управление посредством принятия  законов, постановлений и других  обязательных для исполнения  нормативных актов государства  в лице его регулирующих органов);

2) экономические методы– это  управление путем изменения условий  рыночной среды, в которой работает  участник рынка. Меняя условия (правила) работы на рынке, государство  косвенно влияет на процессы  принятия управленческих решений  частными (обособленными) участниками  рынка. Экономическое управление  включает, например, изменение ставок  налогов, минимального уровня оплаты  труда, установление процентных  ставок Центрального банка страны, изменение требований к минимальному  размеру уставного капитала коммерческих  организаций, установление правил  выпуска ценных бумаг и т.п.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем, им присущи и единые приемы и способы управления.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

- финансовое планирование;

- оперативное управление;

- финансовый контроль.

 

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Итоговым результатом финансового планирования является составление финансовых планов, начиная от сметы отдельных учреждений до сводного баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период в связи со звеньями финансовой и кредитной системы (взносы в бюджет и внебюджетные фонды, плата за банковский кредит).

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют баланс доходов и

расходов, казенные учреждения – сметы доходов и расходов, а органы государственной власти и местного самоуправления – бюджеты разных уровней.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения макси-мального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Финансовый контроль, с одной стороны, – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой – необходимое условие эффективности управления ими. Финансовый контроль,являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплины в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути их эффективного использования.

2. Система органов финансового  управления 

Система органов управления финансами –это государственные и негосударственные органы управления сферой финансов в лице ее участников.

В качестве субъектов управления сферой финансов выделяют:

- финансовые службы отделов предприятий, организаций, учреждений;

- государственные финансовые органы.

 

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент России, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

Основные функции общих органов управления в сфере финансов состоят в:

- выработке и проведении финансовой политики государства;

- разработке и изменении финансового законодательства;

- утверждении государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- осуществлении финансового контроля за реализацией государственной политики в области финансов.

 

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: Министерство финансов России, Счетная палата Российской Федерации, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно

обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в стране, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов Российской Федерации:

- осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

- развивает бюджетный федерализм;

- разрабатывает проект федерального бюджета;

- составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

- составляет консолидированный бюджет.

 

На Министерство финансов России возложены следующие функции:

- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

- подготовка предложений и реализация мероприятий по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений;

- участие в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета.

 

Федеральная налоговая служба России осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией, а также осуществляет валютный контроль.

Федеральное казначейство осуществляет кассовое исполнение бюджета, проведение государственной бюджетной политики, управление доходами и расходами федерального бюджета, контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Система Центрального банка России является важным органом реализации денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ

осуществляет, наряду с Федеральным казначейством, кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Федеральная служба страхового надзора Минфина России ликвидирована. На нее были возложены следующие функции: выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков; контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций о страховой деятельности. Сейчас они перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам.

Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства Российской Федерации и подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.

Служба Банка России по финансовым рынкам – подразделение Банка России, созданное по решению Совета директоров Банка России от 8 августа 2013 годав связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

С 1 сентября 2013 года Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Некредитными финансовыми организациями признаются лица,осуществляющие следующие виды деятельности:

1) профессиональных участников  рынка ценных бумаг;

2) управляющих компаний инвестиционного  фонда, паевого инвестиционного  фонда и негосударственного пенсионного  фонда;

3) специализированных депозитариев  инвестиционного фонда, паевого  инвестиционного фонда и негосударственного  пенсионного фонда;

4) акционерных инвестиционных фондов;

5) клиринговую деятельность;

6) деятельность по осуществлению  функций центрального контрагента;

7) деятельность организатора торговли;

8) деятельность центрального депозитария;

9) деятельность субъектов страхового  дела;

10) негосударственных пенсионных  фондов;

11) микрофинансовых организаций;

12) кредитных потребительских кооперативов;

13) жилищных накопительных кооперативов;

14) бюро кредитных историй;

15) актуарную деятельность;

16) рейтинговых агентств;

17) сельскохозяйственных кредитных  потребительских кооперативов.

Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет финансового надзора.

3.Сущность, формы и методы  финансового контроля 

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций и населения) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности производственных расходов.

Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п.

Весь финансовый контроль можно подразделить на два вида: государственный и негосударственный.

Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положении основных законов государства.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанных с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Негосударственный финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, осуществляемый финансовыми отделами самого предприятия, банками и аудиторскими фирмами.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Информация о работе Государственное управление финансами. Финансовый контроль