Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 15:03, лекция
1. Сущность и основные элементы государственного управления финансами
2. Система органов финансового управления
3. Сущность, виды и методы финансового контроля
3. Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовое планирование – один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс. Финансовое планирование охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных
фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.
Признаками финансового планирования, которые характеризуют эту деятельность, являются:
- регламентированность (упорядоченный процесс);
- связь с обработкой информации;
- направленность на достижение определенных целей;
- временной характер.
В процессе финансового планирования определяются:
- источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;
- объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;
- рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.
Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов и экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.
Выделяют следующие этапы планирования:
- подготовка прогнозов экономических показателей;
- формирование прогноза объемов финансовых поступлений;
- расчет затрат, связанных с реализацией функций экономических субъектов;
- расчет и анализ денежных потоков;
- составление планов, балансов, программ.
Финансовое планирование представляет собой составную часть экономического планирования, базируется на показателях плана социально-
экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.
Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.
Финансовый план – задание на изменения в желаемом направлении тех или иных финансовых показателей распределительных процессов.
В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.
Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т.е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения и обоснование показателей финансовых планов. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Финансовый прогноз – оценка ожидаемых изменений тех или иных финансовых показателей в будущем.
Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития.
Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое планирование и прогнозированиенаходит свое выражение в составлении различного рода финансовых планов и балансов на основе имеющихся методов планирования и прогнозирования.
Основными методамифинансового планирования и прогнозированияявляются:
1) метод коэффициентов (экстраполяции) – планируемый показатель финансового плана рассчитывается на основе показателя текущего года, измененного на величину коэффициента. Этот коэффициент рассчитывается либо на основе динамики предыдущих лет, либо спускается планирующим финансовым органом, как задание;
Достоинство: простота; недостатки: не учитывает в полной мере изменяющиеся потребности в финансовых ресурсах по тем или иным видам расходов, возможны резервы роста показателей, связанных с доходами.
2) Нормативный метод – финансовый показатель определяется на основе нормы или норматива и величины хозяйственного показателя, к которому установлены эти нормативы.
Достоинства: более точная оценка величины планируемых финансовых показателей с точки зрения конкретных покупателей и с точки зрения более полного выявления резервов роста дохода. Недостатки: более сложный и большой объем вычислений; много потерь; нормативный метод, используемый к расходной части финансового плана, не учитывает изменений доходной базы финансового плана.
3) Балансовый метод используется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, для увязки всех разделов финансовых планов между собой. Финансовый план должен быть сбалансирован. Даже если есть дефицит, то должны быть разработаны источники покрытия этого дефицита.
4) Метод экспертной оценки – применяется для анализа и прогноза экономической динамики на основе логических умозаключений, использования методов индукции и дедукции на основе мнений экспертов.
5) Построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы.
В России составляются разнообразные финансовые планы, которые можно сгруппировать: система бюджетов, бюджеты внебюджетных фондов, финансовые планы предприятий, организаций, учреждений.
В отраслях экономики основное различие в финансовых планах связано с видом хозяйственной деятельности организации. В коммерческой организации составляется финансовый план, который называется «Баланс доходов и расходов». Некоммерческие организации составляют финансовый план, называющийся «Сметой расходов» (если есть только бюджетное финансирование, например, казенные учреждения) или «Планы финансово-хозяйственной деятельности»(если есть иные поступления). Независимо от вида финансового плана в любой смете делается детальная расшифровка всех денежных расходов организации по статьям сметы (зарплата, покупка товарно-материальных ценностей, учебные расходы и т.д.).
Кроме индивидуальных составляются и сводные финансовые планы:
1) консолидированные бюджеты, включающие в себя все нижестоящие бюджеты (в отличие от индивидуальных, они не используются как закон, их можно составить на основе утвержденных бюджетов);
2) в отраслях составляется
3) сводный финансовый баланс страны, составляемый вместе с проектом федерального бюджета Минфином. Он является не планом, а прогнозом. В нем планируются ожидаемые поступления средств в текущем году. Состоит из доходной и расходной частей.
Доходы: прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество, отчисления во внебюджетные
фонды, платежи за природные ресурсы, амортизационные отчисления, доходы от госсобственности и деятельности, налоги на внешнюю торговлю и прочие доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходы:затраты на государственные инвестиции, госдотации, госрасходы на социально-культурные мероприятия, расходы предприятий за счет прибыли и амортизации, госрасходы на науку, оборону и правоохранительные органы, на органы государственной власти, расходы на внешнеэкономическую деятельность, создание резервов и прочие.
4) Баланс денежных доходов и расходов населения – в нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме, а именно: заработная плата; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; пенсии и пособия; стипендии; оплата товаров и услуг; налоги и добровольные взносы; сбережения во вкладах и займах.
Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Минэкономразвития России с участием Минфина России, Центрального банка Российской Федерации и других органов финансовой системы
Информация о работе Государственное управление финансами. Финансовый контроль