Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 15:03, лекция
1. Сущность и основные элементы государственного управления финансами
2. Система органов финансового управления
3. Сущность, виды и методы финансового контроля
Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством
обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.
Существуют и используются различные формы финансового контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам (рис. 2).
Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д.
Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов всех уровней, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.
Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Формы финансового контроля
По регламенту осуществления
Обязательный
Инициативный
По субъекту контроля
Государственный
Органов местного самоуправления
Финансово-кредитных органов
Независимый (аудиторский)
Ведомственный
Внутрихозяйственный
По времени проведения
Предварительный
Текущий
Последующий
По объекту контроля
Бюджетный
Внебюджетных фондов
Страховой
Таможенный
Кредитный
Инвестиционный
Налоговый
Валютный
Рис. 2. Формы финансового контроля
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.
Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента РФ, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.
Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.
Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.
Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Объектом контроля является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Объектом при этом виде контроля выступают производственная и хозяйственная деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений, цехов, филиалов.
Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок. Основной задачей контроля является установление достоверности финансовой отчетности, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков финансово-хозяйственной деятельности.
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля (рис. 3).
Методы финансового контроля
Проверка
Обследование
Надзор
Наблюдение (мониторинг)
Анализ финансового состояния
Ревизия
Рис. 3. Методы финансового контроля
Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий. Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.
Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. Ревизия всегда осуществляется вышестоящими организациями с целью выявления нарушений финансового законодательства.
Тема: Государственная финансовая политика (2 часа)
1. Содержание и основные элементы финансовой политики
2. Финансовый механизм и его
использование в
3. Финансовое планирование и прогнозирование
1. Содержание и основные элементы финансовой политики
Финансовая политикакак составная часть экономической политики государства разрабатывается высшими органами государственной власти.
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика включает:
- определение целей государства в сфере финансов: размеров государственных доходов и расходов, уровней налогообложения коммерческих организаций и населения, размеров государственного долга, размеров государственной помощи коммерческому сектору экономики и другим странам и др.;
- установление пропорций распределения финансовых ресурсов между различными уровнями государственного управления;
- установление пропорций распределения выручки коммерческих организаций на амортизационные отчисления и научно-исследовательские работы и иные статьи расходов, связанные с формированием финансовых ресурсов общества;
- развитие законодательства и нормотворчества в сфере финансов и др.
Финансовая политика есть исходная составная часть финансового управления на любом его уровне, а потому в том или ином виде она присутствует и на уровне региона, и на уровне отдельного предприятия или организации. Конечно, чем ниже уровень управления, тем относительно
меньше (уже) область, в пределах которой этот уровень управления может ставить самостоятельные цели и принимать свои собственные решения. Тем не менее каждое звено управления всегда имеет ту или иную свободу выбора, а потому и может нацеливаться на разные задачи, т. е. проводить разную политику.
Финансовая политика является средством осуществления экономической и социальной политики государства.
Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и денежно-кредитную, политику.
Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью, субъектами Федерации и местными органами власти, в распределении расходов между бюджетами различных уровней, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета.
Налоговая политика– совокупность экономических, финансовых, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Составные элементы налоговой политики:
- налоговое планирование, включающее оценку налогового потенциала, прогнозирование объемов налоговых поступлений, утверждение бюджета по налогам;
- налоговое регулирование, включающее систему налогового стимулирования (изменение сроков уплаты налогов; предоставление отсрочки или рассрочки платежей, предоставление налогового кредита, сокращение размеров налоговых ставок, предоставление налоговых вычетов) и систему санкций (административные, финансовые и уголовные меры);
- налоговый контроль, включающий регистрацию и учет плательщиков, прием и обработку отчетности, контроль за своевременным поступлением платежей, налоговые проверки, контроль за реализацией материалов проверок и уплаты начисленных санкций.
Ценовая политикавыражается в корректировке цен и тарифов на товары и услуги. Как правило, государство контролирует цены монополий, величины тарифов на нефть, электроэнергию и наиболее значимые виды сырья, так как эти цены определяют цены на всю совокупность товаров и услуг. Корректировка цен осуществляется в форме установления жестких цен на определенные товары и услуги, предельных величин цен, предельного роста цен на определенный период, предельной надбавки при формировании розничных цен.
Таможенная политика означает влияние на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Таможенная политика направлена на реализацию следующих функций:
- фискальная – направлена на формирование доходов бюджета за счет экспортно-импортных пошлин;
- регулирующая – направлена на формирование конкурентной среды на внутреннем рынке. При этом выделяют два вектора регулирования – политики свободной торговли или создания более благоприятных условий для национальных производителей (протекционизма).
Денежно-кредитная политика выражается в обеспечении устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование темпов инфляции и курса национальной денежной единицы.
Основными методами реализации денежно-кредитной политики являются:
- регламентация расчетов в экономике страны;
- регулирование деятельности банковской системы;
- регламентация эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота;
- регулирование внешнеэкономического движения капитала.
2. Финансовый механизм
и его использование в
Финансовый механизм представляет собой совокупность, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, государственных и частных доходов, призванное обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
В соответствии с делением общей системы финансов на государственные (муниципальные) и частные финансы следует различать механизмы приведения и действие государственных (муниципальных) и частных финансов. Они различаются между собой формами, методами и инструментами управления финансовыми ресурсами. Государственный финансовый механизм, его элементы, формы и методы жестко регламентируются нормами публичного финансового права. Финансовый механизм хозяйствующих субъектов отличается более мягкой регламентацией элементов нормами финансового права, относительной свободой выбора субъектами форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, доходами и расходами.
Элементами финансового механизма выступают финансовое планирование, регулирование и контроль. Каждому из названных элементов механизма управления финансовыми отношениями присущи свои финансовые формы, методы и инструменты. Финансовые методы и инструменты зачастую называются финансовым инструментарием.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, государственное финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех ее участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает обязательный порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно определяет направления их использования.
Информация о работе Государственное управление финансами. Финансовый контроль