Государственные ценные бумаги Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучить государственные ценные бумаги Российской Федерации и их виды на данном этапе развития.
Задачи:
определить сущность, признаки и виды ценных бумаг;
изучить общие положения по государственным ценным бумагам;
рассмотреть характеристику государственных ценных бумаг в России;
определить перечень государственных ценных бумаг РФ и привести их краткую характеристику;
выявить проблемы государственных ценных бумаг России, а также перспективы их развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы государственных ценных бумаг
1.1 Сущность, признаки, виды ценных бумаг 6
1.2 Необходимость выпуска и виды государственных 13
ценных бумаг
2. Анализ государственные ценных бумаг в РФ в 2007-2008 годах 20

Файлы: 1 файл

запасная курсовая по финансам.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность  их перераспределение путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, то есть осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Ключевой задачей, которую  должен выполнять рынок ценных бумаг  является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Выделяют рынки: первичный  и вторичный, организованный и неорганизованный, биржевой и внебиржевой, кассовый и  срочный.

Первичный рынок ценных бумаг – это рынок, где осуществляется эмиссия и первичное размещение ценных бумаг, другими словами, продажа  ценных бумаг эмитентом или его  представителем первичному инвестору. Вторичная эмиссия тоже входит в сферу первичного рынка. Важная сторона первичного рынка – это информирование эмитентами потенциальных инвесторов. Вторичный рынок ценных бумаг – это рынок, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных и как минимум один раз приобретенных ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг в условиях развитой экономики выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций. Можно выделить следующие основные функции рынка ценных бумаг: учетная, контрольная, сбалансирования спроса и предложения, стимулирующая, перераспределительная, регулирующая, информационную, функцию механизма, связывающею различные сферы и отрасли народного хозяйства, включая реальную экономику и финансов всего. 

1) рынок ценных бумаг  исполняет роль регулировщика  инвестиционных потоков, обеспечивающего  оптимальную для общества структуру использования ресурсов. Именно через рынок ценных бумаг осуществляется основная часть веса перетока капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений. Курс акций на вторичном рынке, изменяясь под воздействием рыночного спроса и предложения (естественно, инвесторы стремятся вкладывать средств наиболее доходные проекты, одновременно избавляясь от ценных бумаг, оказавшихся малоприбыльными), определяет цену первичного рынка, который, в конечном счете, только и важен для производства, так как именно на нем предприятия могут получить средства на развитие. На развитых рынках успех или неудача молодого предприятия часто бывают обусловлены темпами подписки на его ценные бумаги. На российском рынке мало удачных попыток привлекать ресурсы путем размещения ценных бумаг под серьезные проекты.

2) рынок ценных бумаг  обеспечивает массовый характер  инвестиционного процесса, позволяя  любым экономическим агентам  (в том числе и обладающим  номинально небольшим инвестиционным  потенциалом), имеющим свободные денежные средства, осуществлять инвестиции в производство путем приобретения ценных бумаг. Концентрация оборота ценных бумаг на фондовых биржах и/или у профессиональных посредников позволяет инвестору облегчить процедуру осуществления инвестиций.

3) рынок ценных бумаг  очень чутко реагирует на происходящие  и предающиеся изменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества. В связи с этим обобщающие показатели состояния рынка ценных бумаг  являются основными индикаторами, по которым судят о состоянии экономики страны. По более узким выборкам можно проанализировать изменение положения дел в отдельных регионах, отраслях, на конкретных предприятиях.

4) с помощью ценных  бумаг реализуются принципы демократизма управлении экономикой на микроуровне, когда решение принимается путем голосования владельцев акций, причем один голос равен одной акции, поэтому чем больше акций, тем большее влияние имеет тот или иной совладелец на принятие управленческих решений.

5) через покупку-продажу  ценных бумаг отдельных предприятий  государство реализует свою структурную  политику, приобретая акции «нужных»  предприятий и совершая, таким  образом, инвестиции в производства, важные с точки зрения развития  общества в целом.

  6) рынок ценных  бумаг является важным инструментом  государственной финансовой политики; основным рычагом, через который  реализуется данная функция, является рынок государственных ценных бумаг, посредством которой государство воздействует на денежную массу и, следовательно, на расширение или сокращение уровня ВНП [6.C 292].

 

Ценная бумага – эта  форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может  продаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Курсы ценных бумаг представляют собой барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны.

Ценные бумаги выступают гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств, это эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей.

1.2 Необходимость выпуска  и виды государственных ценных  бумаг

 

В условиях рыночной экономики  финансовое здоровье государства, его  перспективы определяются прежде всего состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга - агрегированной характеристикой этого дефицита.

В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Мировой опыт подсказывает, что одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств. Создание рынка государственных ценных бумаг, при условии его полноценного функционирования, позволит решить следующие проблемы:

  • финансирование бюджета из неинфляционного источника (за счет привлечения финансовых ресурсов с рынка);
  • кризис неплатежей (выпуск казначейских обязательств предназначен для покрытия бюджетных долгов - так называемого начального звена в цепочке хронических неплатежей)
  • определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка по государственным облигациям будет определяться и диктоваться рынком);
  • установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков (ставка по государственным краткосрочным облигациям всегда является отправным пунктом при сравнении различных типов инвестиций), в том числе по срочным и опционным сделкам;
  • предоставление участникам рынка высоконадежного, высоколиквидного инструмента для временного размещения финансовых ресурсов, конкурирующего с существующими финансовыми инструментами (расширение спектра финансовых операций позволит диверсифицировать портфели финансовых компаний и таким образом снижать риски и осуществлять более долгосрочное инвестирование);
  • вышеупомянутое обстоятельство заметно снизит чувствительность экономики к избыточному росту рублевой денежной массы и в условиях последовательной денежно-кредитной политики правительства и Центробанка даст хорошие результаты в достижении финансовой стабилизации экономики;
  • предоставление в распоряжение Банка России инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на открытом рынке;
  • организация широкой сети коммерческих посредников, поддерживающих рынок государственных ценных бумаг и охватывающих значительные слои инвесторов [5.C 74].

Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства  эмитента (юридическое лицо, осуществляющее выпуск ценных бумаг государства) перед  приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.

Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться  центральными органами, органами власти на местах, отдельными, относительно независимыми, государственными учреждениями, а также организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.

К ценным бумагам, в целом, и к государственным  ценным бумагам, в частности, относятся  денежные документы:

  • удостоверяющие право владения или отношения займа;
  • определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцем;
  • предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих отношений, другим лицам.

Выпуск в  обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих основных задач:

  • финансирование дефицита государственного бюджета на не инфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение в широком смысле, или в следующих случаях:
  • когда расходы бюджета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении средства на эту же дату (кассовый дефицит);
  • когда поступление доходов за месяц или квартал оказывается меньше, чем средства, необходимые в этом же периоде для финансирования расходов бюджета (сезонный дефицит);
  • когда по итогам года доходы бюджета меньше его расходов, и этот дефицит не покрывается за счет поступлений в бюджет в следующем году (годовой дефицит);

В результате выпуска  государственных ценных бумаг и реализации их на открытом рынке правительство получает денежные средства, которые направляются на покрытие дефицита государственного бюджета. Это один из главных внутренних источников уменьшения дефицита, не приводящий к инфляционным всплескам, а лишь перераспределяющий свободные финансовые ресурсы от предприятий и населения к государству. Помимо достигнутой цели у этого способа решения бюджетных проблем есть и существенный отрицательный побочный эффект, касающийся уменьшения производственных инвестиций, что приводит к сокращению (снижению темпов роста) ВНП. Кроме того, увеличение государственного долга, произведенное с целью нормализации бюджета, впоследствии приводит к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям. Не всегда значению этой функции рынка ценных бумаг уделялось должное внимание. Консервативность бюрократического аппарата и недоверие к государству как агенту рынка задавали совершенно недостаточные для серьезного рассмотрения в качестве источника бюджетных поступлений ориентиры емкости рынка государственных ценных бумаг.

  • финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.п.
  • регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т.д [4.C 124].

Регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении  обычно реализуется государственными банками. Покупка госбанком государственных ценных бумаг увеличивает объем денежной массы в обращении, а продажа имеющихся государственных бумаг, наоборот, сокращает денежные агрегаты. В России изменение денежной массы в обращении в результате покупки-продажи государственных бумаг Центральным банком РФ имеет характер дополнительного эффекта к фискальным функциям.

Поддержание ликвидности  финансово-кредитной системы - весьма важная функция Центрального банка. В рамках задачи необходимо, чтобы  существовал достаточно емкий (способный поглотить оборотные средства банков) и  в достаточной мере ликвидный рынок, на котором банки могли бы с прибылью держать часть активов и иметь возможность легко переводить средства в другие сектора финансового рынка.

Размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется:

  • через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;
  • в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска государственных ценных бумаг в безбумажной форме;
  • разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т.д. [4.C 125].

В зависимости  от критерия, лежащего в основе классификации, существует несколько группировок государственных ценных бумаг.

По  виду эмитента:

  • ценные бумаги федерального правительства;
  • региональные ценные бумаги, или ценные бумаги других уровней 
    государственного управления;
  • ценные бумаги государственных учреждений;
  • ценные бумаги, которым придан статус государственных.

По  форме обращаемости:

  • рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
  • нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

По  срокам обращения:

  • краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
  • среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период 
    обычно от 1 года до 5—10 лет;
  • долгосрочные, то есть имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.

Информация о работе Государственные ценные бумаги Российской Федерации