Государственные доходы и методы их мобилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность государственных доходов;
рассмотреть классификацию доходов государства;
изучить источники и методы мобилизации доходов;
проанализировать состав и структуру доходов бюджетов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36

Файлы: 1 файл

Государственные доходы.docx

— 303.29 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Псковское государственное  учреждение высшего профессионального  образования

Псковский государственный  политехнический институт

 

 

Финансово-экономический  факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

Курсовая работа

 

Дисциплина: Финансы

Тема: Государственные доходы и методы их мобилизации

 

 

Студентка: А.С. Афанасьева

Группа 073-1101

Шифр: № 0707001

Руководитель:  Н. И. Павлова

 

 

 

Псков

2010

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Государственные  доходы и методы их мобилизации 5

1.1. Сущность  и значение государственных доходов 5

1.2. Классификация  государственных доходов 9

1.3. Источники  и методы мобилизации государственных  доходов 14

Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20

2.1. Доходы  федерального бюджета 20

2.2. Доходы  бюджетов субъектов РФ 25

Заключение 31

Список используемой литературы 34

Приложение 36

 

 

Введение

Структура государственных  доходов и методы их взимания в  Российской Федерации претерпели значительные изменения, которые, несомненно, являются прямым результатом процесса перехода к рынку. Похожие тенденции наблюдаются и в других странах с переходной экономикой. Вместе с тем более подробный анализ российских тенденций свидетельствует о серьезных противоречиях в политике государственных доходов, которая далеко не всегда соответствовала и соответствует требованиям рыночной экономики.

В состав государственных  доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах.

Государственные доходы являются важнейшей часть финансовой системы и экономики в целом, этим объясняется актуальность изучения данного вопроса.

Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность государственных доходов;
  • рассмотреть классификацию доходов государства;
  • изучить источники и методы мобилизации доходов;
  • проанализировать состав и структуру доходов бюджетов.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются  теоретические вопросы государственных доходов, а именно их сущность, значение, классификация, источники и методы мобилизации. Во второй главе подвергаются анализу доходы федерального и региональных бюджетов.

Для написания работы использовались учебные пособия под редакцией  Година А. М., Бабича А. М., Поляка П. В.; статьи из периодических изданий, интернет-источников и статистические данные. 

Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации

1.1. Сущность и значение государственных доходов

Любому государству для  выполнения своих задач и функций  необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами - одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций. Поскольку само государство — учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное.

При  функционировании   государственных   финансов   возникают   два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизации  финансовых  ресурсов  в распоряжение государственных   структур   и   использования    средств    на    различные государственные  потребности.  Первый  из  этих   процессов   находит   свое выражение  в  понятии  государственных  доходов,  второй  -  государственных расходов.

Под государственными доходами понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов [11]. Стоимостным воплощением этих отношений, которые возникают и функционируют вследствие объективных причин, являются фонды средств, находящиеся в распоряжении государства.

Вместе с тем понятие «государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного законодательства соответствующего государства, а также прибыль государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной власти имеет право на долю в капитале.

В рассмотренном определении понятия «государственный доход» есть некоторое упущение: указаны лишь денежные средства, выступающие в качестве государственных доходов. Вместе с тем государство может в результате товарообменной операции получить товарную продукцию или недвижимое имущество, стоимостное выражение которого можно отразить в соответствующих статьях бюджета. Следует подчеркнуть, что основным моментом является извлечение дохода как в денежной, так и в натуральной формах. Также важен тот факт, что «все бюджетные правоотношения действуют в границах финансового года, но имеют возобновляющийся характер». В связи с этим в определении было бы целесообразно указать период времени, в течение которого получен данный государственный доход.

На основании этого понятие «государственный доход» можно определить как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени (финансовый год) в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход) [8].

Государственные доходы в  своем развитии прошли долгий путь от привлечения экономических ресурсов общества в натуральной и частично денежной форме, как это было характерно для неразвитого рыночного хозяйства, до их мобилизации исключительно в денежной форме на современном этапе его развития. На ранних стадиях развития рыночного хозяйства государство получало свои доходы преимущественно за счет военной добычи и в значительной мере от поступлений, имеющих источник в государственной собственности. В древних рабовладельческих государствах это были доходы от применения рабского труда в рудниках, сельском хозяйстве, больших государственных мастерских (эргастериях) и т.п. В эпоху раннего феодализма главным источником доходов государства были поступления от земельных владений монарха (доменов), из которых поставлялось продовольствие для содержания двора и т. п. С формированием развитой рыночной экономики государственные доходы начинают образовываться за счет изъятия денежных средств у разных слоев населения, причем такие изъятия осуществлялись по различным основаниям и с применением разнообразных методов - от продажи должностей, титулов и привилегий до налогов и пошлин.

В современных условиях государственные доходы представляют собой сложную структурно разветвленную систему различных видов денежных поступлений в пользу государства, которые составляют финансовую базу его функционирования. Тем самым политическая, экономическая и социальная деятельность государства уже предусматривает государственные доходы как объективную необходимость и закономерную реальность. Для покрытия своих расходов государство при помощи, главным образом, финансово - правовых норм регулирует отношения, связанные с переходом части доходов, принадлежащих другим собственникам, к нему. Но значение мобилизации части средств иных собственников в пользу государства не ограничивается исключительно функцией обеспечения доходов необходимых государству фондов средств. С помощью правового регулирования указанных процессов государство воздействует на весь ход экономического развития.

Существует два подхода к рассмотрению содержания государственных доходов: в широком и узком значениях. В широком смысле это государственные доходы бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении. Узкое значение состава государственных доходов включает доходы бюджета, то есть казну государства. Большинство ученых-правоведов не отождествляет «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», считая их соотносимыми понятиями, имеющими полное право на самостоятельное существование в системе финансового права.

В соответствии со ст. 6 БК РФ «доходы бюджета» - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Понятие «государственные доходы» более объемное, чем понятие «доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации», хотя последние и составляют основную часть государственных доходов. Соответственно государственные доходы - категория, включающая в себя доходы государственной казны и государственных унитарных предприятий, а доходы государственной казны объединяют доходы государственного бюджета и иные доходы от незакрепленного государственного имущества [8].

В результате государство  располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти.

По своей структуре  государственные доходы представляют совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему. Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

В состав государственных  доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

Основная масса государственных  доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах. Современная финансовая система включает бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления

1.2. Классификация государственных доходов

Государственные доход, поступающие  в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие существенные черты государственных доходов (рис. 1.1).











 

 

Рис. 1.1. Классификация государственных  доходов.

Классификация государственных  доходов производится по следующим  признакам:

  1. По социально-экономическому признаку (основана на «существующем различии форм собственности, закрепленных Конституцией РФ (ч. 2. ст. 8) - доходы, поступающие от:
  • от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных предприятий, а также от использования имуществ и угодий государства (например, лесов, других природных ресурсов, от приватизации государственной собственности);
  • от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
  • совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
  • от личных доходов граждан.

Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации