Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность государственных доходов;
рассмотреть классификацию доходов государства;
изучить источники и методы мобилизации доходов;
проанализировать состав и структуру доходов бюджетов.
Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36
Федеральное агентство по образованию
Псковское государственное учреждение высшего профессионального образования
Псковский государственный политехнический институт
Финансово-экономический факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
Курсовая работа
Дисциплина: Финансы
Тема: Государственные доходы и методы их мобилизации
Студентка: А.С. Афанасьева
Группа 073-1101
Шифр: № 0707001
Руководитель: Н. И. Павлова
Псков
2010
Содержание
Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность
и значение государственных
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники
и методы мобилизации
Глава 2. Состав
и структура доходов бюджетов 2
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36
Структура государственных доходов и методы их взимания в Российской Федерации претерпели значительные изменения, которые, несомненно, являются прямым результатом процесса перехода к рынку. Похожие тенденции наблюдаются и в других странах с переходной экономикой. Вместе с тем более подробный анализ российских тенденций свидетельствует о серьезных противоречиях в политике государственных доходов, которая далеко не всегда соответствовала и соответствует требованиям рыночной экономики.
В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах.
Государственные доходы являются важнейшей часть финансовой системы и экономики в целом, этим объясняется актуальность изучения данного вопроса.
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы государственных доходов, а именно их сущность, значение, классификация, источники и методы мобилизации. Во второй главе подвергаются анализу доходы федерального и региональных бюджетов.
Для написания работы использовались
учебные пособия под редакцией
Година А. М., Бабича А. М., Поляка П. В.; статьи
из периодических изданий, интернет-источников
и статистические данные.
Любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами - одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций. Поскольку само государство — учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное.
При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур и использования средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.
Под государственными доходами понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов [11]. Стоимостным воплощением этих отношений, которые возникают и функционируют вследствие объективных причин, являются фонды средств, находящиеся в распоряжении государства.
Вместе с тем понятие «
В рассмотренном определении понятия «государственный доход» есть некоторое упущение: указаны лишь денежные средства, выступающие в качестве государственных доходов. Вместе с тем государство может в результате товарообменной операции получить товарную продукцию или недвижимое имущество, стоимостное выражение которого можно отразить в соответствующих статьях бюджета. Следует подчеркнуть, что основным моментом является извлечение дохода как в денежной, так и в натуральной формах. Также важен тот факт, что «все бюджетные правоотношения действуют в границах финансового года, но имеют возобновляющийся характер». В связи с этим в определении было бы целесообразно указать период времени, в течение которого получен данный государственный доход.
На основании этого понятие «государственный доход» можно определить как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени (финансовый год) в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход) [8].
Государственные доходы в своем развитии прошли долгий путь от привлечения экономических ресурсов общества в натуральной и частично денежной форме, как это было характерно для неразвитого рыночного хозяйства, до их мобилизации исключительно в денежной форме на современном этапе его развития. На ранних стадиях развития рыночного хозяйства государство получало свои доходы преимущественно за счет военной добычи и в значительной мере от поступлений, имеющих источник в государственной собственности. В древних рабовладельческих государствах это были доходы от применения рабского труда в рудниках, сельском хозяйстве, больших государственных мастерских (эргастериях) и т.п. В эпоху раннего феодализма главным источником доходов государства были поступления от земельных владений монарха (доменов), из которых поставлялось продовольствие для содержания двора и т. п. С формированием развитой рыночной экономики государственные доходы начинают образовываться за счет изъятия денежных средств у разных слоев населения, причем такие изъятия осуществлялись по различным основаниям и с применением разнообразных методов - от продажи должностей, титулов и привилегий до налогов и пошлин.
В современных условиях государственные доходы представляют собой сложную структурно разветвленную систему различных видов денежных поступлений в пользу государства, которые составляют финансовую базу его функционирования. Тем самым политическая, экономическая и социальная деятельность государства уже предусматривает государственные доходы как объективную необходимость и закономерную реальность. Для покрытия своих расходов государство при помощи, главным образом, финансово - правовых норм регулирует отношения, связанные с переходом части доходов, принадлежащих другим собственникам, к нему. Но значение мобилизации части средств иных собственников в пользу государства не ограничивается исключительно функцией обеспечения доходов необходимых государству фондов средств. С помощью правового регулирования указанных процессов государство воздействует на весь ход экономического развития.
Существует два подхода к рассмотрению содержания государственных доходов: в широком и узком значениях. В широком смысле это государственные доходы бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении. Узкое значение состава государственных доходов включает доходы бюджета, то есть казну государства. Большинство ученых-правоведов не отождествляет «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», считая их соотносимыми понятиями, имеющими полное право на самостоятельное существование в системе финансового права.
В соответствии со ст. 6 БК РФ «доходы бюджета» - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Понятие «государственные доходы» более объемное, чем понятие «доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации», хотя последние и составляют основную часть государственных доходов. Соответственно государственные доходы - категория, включающая в себя доходы государственной казны и государственных унитарных предприятий, а доходы государственной казны объединяют доходы государственного бюджета и иные доходы от незакрепленного государственного имущества [8].
В результате государство располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти.
По своей структуре государственные доходы представляют совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему. Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.
В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.
Основная масса
Государственные доход, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Состав и особенно структура доходов государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие существенные черты государственных доходов (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация государственных доходов.
Классификация государственных доходов производится по следующим признакам:
Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации