Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность государственных доходов;
рассмотреть классификацию доходов государства;
изучить источники и методы мобилизации доходов;
проанализировать состав и структуру доходов бюджетов.
Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36
Фискальная функция состоит
в обеспечении органов
Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы.
Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов.
Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике [15].
Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.
Федеральный бюджет РФ является основным звеном финансовой системы страны. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Формирование доходов федерального бюджета осуществляется на основе Сценарных условий социально-экономического развития РФ на среднесрочный период, разработанных Правительством РФ основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в предшествующем году. При формировании доходов бюджета учитывается налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета. Доходы федерального бюджета РФ ежегодно утверждаются Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом РФ [10].
В доходы федерального бюджета зачисляются:
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
В табл. 2.1. приведены налоговые поступления в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в 2006-2009 гг.
Таблица 2.1
Поступление администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в 2006-2009 гг.
(млрд. руб.)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Налоговые доходы федерального бюджета |
3000,7 |
3747,6 |
4078,7 |
3012,0 |
НДС на товары, реализуемые в России |
924,2 |
1390,4 |
998,4 |
1177,0 |
Акцизы |
93,3 |
108,8 |
125,2 |
82,0 |
НДС на товары, ввезенные из Беларуси |
27,2 |
34,3 |
40,3 |
31,0 |
НДПИ |
1094,3 |
1122,9 |
1604,7 |
982,0 |
ЕСН |
315,8 |
405,0 |
506,8 |
510,0 |
Налог на прибыль |
509,9 |
641,3 |
761,1 |
195,0 |
Прочие налоги и сборы |
36,0 |
44,9 |
42,2 |
35,0 |
Доходы государственных внебюджетных фондов |
1015,0 |
1283,3 |
1577,1 |
1557,0 |
в том числе: Пенсионный фонд |
796,0 |
1014,9 |
1251,4 |
1263,0 |
Согласно данным табл. 2.1, объем собранных в 2009 г. в федеральный бюджет средств составил 3012 млрд. руб., что на 35,4% меньше аналогичного показателя 2008 г. В результате объем поступлений в 2009 г. сопоставим с уровнем 2006 г. За 2009 г. рост налоговых поступлений произошел только по НДС на товары, реализованные в России (на 17,9%) и по ЕСН (на 0,6%). По остальным налогам поступления снизились. Наиболее значительно уменьшились доходы по налогу на прибыль (в 3,9 раза) и НДПИ (в 1,6 раза), что связано со снижением ставки зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль, ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и падением мировых цен на энергоносители.
Доли налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2009 г. представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2009 г.
Как видно из рис. 2.1, в 2009 г. более 70% налоговых поступлений федерального бюджета было связано с двумя налогами - НДС и НДПИ. Доля налога на прибыль и акцизов в федеральном бюджете невелика – 6% и 3% соответственно.
В табл. 2.2 представлена структура доходов федерального бюджета на 2006-2009 гг.
Данные, приведенные в табл. 2.2, свидетельствуют о том, что основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, их доля имеет четко выраженную тенденцию к повышению и, по прогнозам, к 2010 г. достигнет 70%.
Таблица 2.2
Структура и динамика доходов федерального бюджета на 2006-2010 гг.
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. (план) |
Доходы бюджетной системы, % ВВП |
33,8 |
27,71 |
26,88 |
27,39 |
27,1 |
Доходы федерального бюджета, % ВВП |
22,8 |
20,4 |
19,1 |
18,8 |
18,07 |
Налоговые доходы федерального бюджета, % ВВП |
12,4 |
12,57 |
12,05 |
12,5 |
12,4 |
Структура доходов, %, в том числе: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
налоговые |
56,0 |
60,9 |
65,1 |
67,7 |
70,0 |
- из них ЕСН |
5,0 |
5,5 |
5,9 |
6,3 |
6,8 |
неналоговые |
44,0 |
39,1 |
34,9 |
32,3 |
30,0 |
- из них таможенные пошлины и сборы |
36,6 |
34,6 |
30,6 |
28,2 |
28,0 |
Что касается доли налоговых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, то здесь наблюдается иная тенденция. Если в 2001 г. налоговые доходы составляли 14,42% ВВП, то в 2002 г. — уже 15,45%, затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003 г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. - соответственно 13,7 и 13,4% ВВП. В 2006 г. налоговый потенциал федерального бюджета резко сократился до уровня 12,4 % ВВП, и в последующие годы налоговый потенциал несколько стабилизировался (рис. 2.2.)
Рис. 2.2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, % к ВВП.
Согласно рис. 2.2, доля доходов федерального бюджета в процентах к ВВП из года в год уменьшается. Несмотря на это налоговые доходы федерального бюджета существенно не изменялись за исследуемый период и составляли в среднем 12,4% к ВВП.
Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала - около 1% ВВП. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическое потенциале производственной сферы остается достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь около 3% доходов федерального бюджета [10].
По данным Минфина, доходная часть государственной казны в 2009 году исполнена на 109,3%. Перевыполнение произошло исключительно за счет подорожавшей во втором полугодии нефти. Ненефтегазовые доходы собраны на уровне 93,5% к плану (демонстрируя тем самым отсутствие признаков восстановления экономики), нефтегазовые - на уровне 145%. ФНС в 2009 году собрала 3 трлн руб., выполнив сильно сокращенный годовой план на 115%. ФТС привлекла в бюджет 3,5 трлн руб., выполнив задание на 101,4% [13].
На рис. 2.3 представлена динамика поступления доходов в федеральный бюджет за 2009 г. по месяцам.
Рис. 2.3. Доходы и расходы федерального бюджета в 2009 г., млрд. руб.
Как видно из рис. 2.3, наибольшее поступление доходов наблюдалось в декабре. В мае 2009 г. доходы были наименьшими и составили 420 млрд. руб. В итоге за 2009 г. в федеральный бюджет поступило 7328 млрд. руб.
По прогнозу Минфина, доходы бюджета России в 2010 году составят 6,5 триллиона рублей. Это меньше, чем плановые доходы в 2009 году, несмотря на запланированный правительством рост экономики [16].
Бюджеты субъектов РФ являются вторым уровнем бюджетной системы Российской Федерации и представлены бюджетами республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов и бюджетами городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Доходы бюджета субъекта Российской Федерации - это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации [11].
В бюджеты субъектов Федерации полностью подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
В бюджеты
субъектов Федерации
Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации