Государственные доходы и методы их мобилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность государственных доходов;
рассмотреть классификацию доходов государства;
изучить источники и методы мобилизации доходов;
проанализировать состав и структуру доходов бюджетов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36

Файлы: 1 файл

Государственные доходы.docx

— 303.29 Кб (Скачать файл)

В бюджеты  субъектов Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Федерации, - по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 80%;
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 70%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60%;
  • акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100%;
  • акцизов на пиво - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30%;
  • сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100%;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90%;
  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90%;
  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100% [2].

Неналоговые доходы бюджетов субъектов  Федерации формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Федерации, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями субъектов Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Федерации;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Федерации;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;
  • платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, - по нормативу 100%;
  • декларационного платежа - по нормативу 100%;
  • сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Федерации, - по нормативу 100%;
  • доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20%;
  • доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 20%;
  • платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100%;
  • разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, - по нормативу 100% [2].

Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субсидий бюджетам субъектов РФ;
  • субвенций бюджетам субъектов РФ;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ [12].

Действующая системы разграничения доходов  между федеральным, региональными  и местными бюджетами предопределяет устойчивость доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для ее стабильного роста (рис. 2.4.)

Рис. 2.4. Динамика доходов субъектов РФ за 2005-2009 гг., млрд. руб.

Как видно из рис. 2.4, в течение рассматриваемого периода имела место тенденция роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). С 2005 г. по 2008 г. их прирост составил 3199 млрд. рублей или 106%. В 2009 г. произошло снижение доходов примерно на 4,5 %. Общие доходы бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5 трлн 923 млрд руб.

На рис. 2.5 представлено изменение поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет субъектов РФ в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. (см. Приложение).

1 -

Всего

2 -

Налог на прибыль организаций

3 -

Налог на доходы физических лиц

4 -

Акцизы

5 -

Налоги на имущество

6 -

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

7 -

Налог на добычу полезных ископаемых


Рис. 2.5. Динамика налоговых  поступлений, январь 2010/2009 г.

Согласно данным рис. 2.5, в  январе 2010 г. произошел рост доходов  от НДФЛ – около 2%, акцизов – 47%, налога на имущество – 11%. Наибольшее сокращение произошло по поступлениям от налога на добычу полезных ископаемых – 43%.

Общая поддержка бюджетов субъектов РФ со стороны федерального бюджета в 2009 году составила 1,5 трлн руб. (на 400 млрд руб. больше, чем в 2008-м). Среди доходов бюджетов субъектов РФ налог на прибыль в 2009 году снизился на 39%, поступления налога на доходы физических лиц остались на уровне предыдущего года, налог на имущество физических лиц даже вырос на 54%, земельный налог вырос на 18%, акцизы увеличились на 30%.

За  счет предоставления межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета происходит выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов, вследствие чего количество регионов, зависящих от поступлений из федерального центра, увеличивается. В 2005 г. повышение всех видов финансовой помощи регионам к уровню предыдущего года составило 121,6%, в 2006 г. – 134,6%, в 2007 г. – 119,3%, в 2008 г. – 165,9%, в 2009 г. – 125%. [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании изложенного  можно заключить, что доходы государства  следует определять как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).

Понятие государственных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении. Возможно применение этого понятия и в узком смысле - как доходы, входящие в государственную казну, то есть подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.

Классификация государственных доходов может осуществляться по следующим основаниям: 1) социально-экономическому признаку; 2) территориальному признаку; 3) методу мобилизации; 4) форме образования; 5) получателю дохода; 6) по порядку образования и использования доходов; 7) по экономическим последствиям получения дохода; 8) с учетом отношений собственности.

При классификации доходов  по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных  форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных. По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации. По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые платежи. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов. Децентрализованными доходами служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

Все источники государственных  доходов  можно  разделить  на  две  группы  - внутренние  и  внешние. К  внутренним источникам  относятся   национальный   доход   и национальное   богатство,   создаваемые   внутри   страны, к внешним источникам - национальный доход другой страны. Централизованные государственные  доходы  формируются  в основном за  счет  налоговых  поступлений,  доходов  от  внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из  денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В условиях рыночной экономики  основными методами мобилизации  государственных доходов являются: налоговые и другие обязательные платежи; вознаграждения за оказанные государством услуги; государственные займы и реализация ГЦБ; эмиссия бумажных денег; использование государственной собственности, включая продажу или сдачу в аренду; доходы от деятельности государственных организаций.

Федеральный бюджет РФ является основным звеном финансовой системы страны. В доходы федерального бюджета зачисляются: налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; неналоговые доходы федерального бюджета.

Основная  часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, их доля имеет четко выраженную тенденцию к повышению и, по прогнозам, к 2010 г. достигнет 70%. В 2009 г. более 70% налоговых поступлений федерального бюджета было связано с двумя налогами - НДС и НДПИ. Доля доходов федерального бюджета в процентах к ВВП из года в год уменьшается. Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала - около 1% ВВП. По данным Минфина, доходная часть государственной казны в 2009 году исполнена на 109,3%.

По  прогнозу Минфина, доходы бюджета России в 2010 году составят 6,5 триллиона рублей. Это меньше, чем плановые доходы в 2009 году, несмотря на запланированный правительством рост экономики.

Бюджеты субъектов РФ являются вторым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. В бюджеты субъектов Федерации зачисляются налоговые доходы от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов; неналоговые доходы субъектов РФ и межбюджетные трансферты.

 Действующая системы разграничения доходов предопределяет устойчивость доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для ее стабильного роста. Однако в  2009 г. произошло снижение доходов бюджетов субъектов РФ примерно на 4,5 %. Общие доходы бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5 трлн 923 млрд руб. За счет предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета происходит выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов. Общая поддержка бюджетов субъектов РФ со стороны федерального бюджета в 2009 году составила 1,5 трлн руб. (на 400 млрд руб. больше, чем в 2008-м).

В январе 2010 г. произошло  снижение налоговых поступлений  в консолидированные бюджеты РФ примерно на 4% по сравнению с январем 2009 г. Однако увеличились доходы Бюджеты субъектов РФ являются вторым уровнем бюджетной системы Российской Федерации от НДФЛ – около 2%, акцизов – 47%, налога на имущество – 11%.

В 2010—2012 гг. предполагается снижение доходов федерального бюджета. Основными факторами, влияющими на снижение доли доходов бюджета в ВВП, являются замена единого социального налога страховыми взносами и уменьшение доли нефтегазовых доходов в ВВП в 2011—2012 гг. по сравнению с 2010г. под влиянием прогнозных цен на нефть, курса доллара США к рублю, снижения налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г.       № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
  5. Асанова А. В. Межбюджетные трансферты и необходимость совершенствования государственного финансового контроля за их использованием // Бюджет. - 10 октября 2008. – [Электронный ресурс - www.bujet.ru/article/47120.php].
  6. Архипов А. И., Погосов И. А., Караваева И. А. Финансы: учебник; под ред. А. И. Архипова, И. А. Погосова. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 687 с.
  8. Батяева А. П., Прошутин М. В. Доходы государства: финансово-правовая характеристика // Бюджет. - 10 сентября 2009. – [Электронный ресурс - http://bujet.ru/article/61222.php].
  9. Веретенникова О. Б., Воликовская И. О. Анализ научных концепций становления и развития федерализма в России // Финансы и кредит. – 2008. - №13. – с. 42-47.
  10. Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 7-е изд, перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 628 с.
  11. Грязнова А. Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / колл. авторов; под общ. ред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.
  12. Ермакова Н. Б. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – 715 с.
  13. Минфин сделал с бюджетом все что смог / ежедневная газета «Коммерсантъ» - № 8 (4308). - 20.01.2010. – [Элетронный ресурс - http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1306958].
  14. Павлов П. В. Финансовое право: учеб. пособие / П. В. Павлов. – 3-е изд., испр. – М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 329 с.
  15. Поляк Г. Б. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
  16. Статистические данные / официальный сайт Министерства РФ – [Электронный ресурс - http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget2009].
  17. Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и межбюджетный федерализм. 2009. – 18 июня // Записки финансиста - www.dengyinfo.ru/upravlenie.html.

Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации