Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность государственных доходов;
рассмотреть классификацию доходов государства;
изучить источники и методы мобилизации доходов;
проанализировать состав и структуру доходов бюджетов.
Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36
В бюджеты субъектов Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет:
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:
Действующая системы разграничения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами предопределяет устойчивость доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для ее стабильного роста (рис. 2.4.)
Рис. 2.4. Динамика доходов субъектов РФ за 2005-2009 гг., млрд. руб.
Как видно из рис. 2.4, в течение рассматриваемого периода имела место тенденция роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). С 2005 г. по 2008 г. их прирост составил 3199 млрд. рублей или 106%. В 2009 г. произошло снижение доходов примерно на 4,5 %. Общие доходы бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5 трлн 923 млрд руб.
На рис. 2.5 представлено изменение поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет субъектов РФ в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. (см. Приложение).
1 - |
Всего |
2 - |
Налог на прибыль организаций |
3 - |
Налог на доходы физических лиц |
4 - |
Акцизы |
5 - |
Налоги на имущество |
6 - |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
7 - |
Налог на добычу полезных ископаемых |
Рис. 2.5. Динамика налоговых поступлений, январь 2010/2009 г.
Согласно данным рис. 2.5, в январе 2010 г. произошел рост доходов от НДФЛ – около 2%, акцизов – 47%, налога на имущество – 11%. Наибольшее сокращение произошло по поступлениям от налога на добычу полезных ископаемых – 43%.
Общая поддержка бюджетов субъектов РФ со стороны федерального бюджета в 2009 году составила 1,5 трлн руб. (на 400 млрд руб. больше, чем в 2008-м). Среди доходов бюджетов субъектов РФ налог на прибыль в 2009 году снизился на 39%, поступления налога на доходы физических лиц остались на уровне предыдущего года, налог на имущество физических лиц даже вырос на 54%, земельный налог вырос на 18%, акцизы увеличились на 30%.
За счет предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета происходит выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов, вследствие чего количество регионов, зависящих от поступлений из федерального центра, увеличивается. В 2005 г. повышение всех видов финансовой помощи регионам к уровню предыдущего года составило 121,6%, в 2006 г. – 134,6%, в 2007 г. – 119,3%, в 2008 г. – 165,9%, в 2009 г. – 125%. [5].
На основании изложенного можно заключить, что доходы государства следует определять как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).
Понятие государственных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении. Возможно применение этого понятия и в узком смысле - как доходы, входящие в государственную казну, то есть подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.
Классификация государственных доходов может осуществляться по следующим основаниям: 1) социально-экономическому признаку; 2) территориальному признаку; 3) методу мобилизации; 4) форме образования; 5) получателю дохода; 6) по порядку образования и использования доходов; 7) по экономическим последствиям получения дохода; 8) с учетом отношений собственности.
При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных. По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации. По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые платежи. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов. Децентрализованными доходами служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.
Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны, к внешним источникам - национальный доход другой страны. Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
В условиях рыночной экономики
основными методами мобилизации
государственных доходов
Федеральный бюджет РФ является основным звеном финансовой системы страны. В доходы федерального бюджета зачисляются: налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; неналоговые доходы федерального бюджета.
Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, их доля имеет четко выраженную тенденцию к повышению и, по прогнозам, к 2010 г. достигнет 70%. В 2009 г. более 70% налоговых поступлений федерального бюджета было связано с двумя налогами - НДС и НДПИ. Доля доходов федерального бюджета в процентах к ВВП из года в год уменьшается. Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала - около 1% ВВП. По данным Минфина, доходная часть государственной казны в 2009 году исполнена на 109,3%.
По прогнозу Минфина, доходы бюджета России в 2010 году составят 6,5 триллиона рублей. Это меньше, чем плановые доходы в 2009 году, несмотря на запланированный правительством рост экономики.
Бюджеты субъектов РФ являются вторым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. В бюджеты субъектов Федерации зачисляются налоговые доходы от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов; неналоговые доходы субъектов РФ и межбюджетные трансферты.
Действующая системы разграничения доходов предопределяет устойчивость доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для ее стабильного роста. Однако в 2009 г. произошло снижение доходов бюджетов субъектов РФ примерно на 4,5 %. Общие доходы бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5 трлн 923 млрд руб. За счет предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета происходит выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов. Общая поддержка бюджетов субъектов РФ со стороны федерального бюджета в 2009 году составила 1,5 трлн руб. (на 400 млрд руб. больше, чем в 2008-м).
В январе 2010 г. произошло снижение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты РФ примерно на 4% по сравнению с январем 2009 г. Однако увеличились доходы Бюджеты субъектов РФ являются вторым уровнем бюджетной системы Российской Федерации от НДФЛ – около 2%, акцизов – 47%, налога на имущество – 11%.
В 2010—2012 гг. предполагается снижение доходов федерального бюджета. Основными факторами, влияющими на снижение доли доходов бюджета в ВВП, являются замена единого социального налога страховыми взносами и уменьшение доли нефтегазовых доходов в ВВП в 2011—2012 гг. по сравнению с 2010г. под влиянием прогнозных цен на нефть, курса доллара США к рублю, снижения налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти.
Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации