Государственные доходы: основные их формы и перспективы развития в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и перспективы его развития в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
- изучение экономической роли и функций бюджета и определение доходов всех уровней бюджетной системы;
- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;
- определение перспектив развития государственных доходов.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________________3
Глава 1. Роль, функции и виды доходов бюджетов__________________________ 5
1.1 Экономическая роль и функции бюджета___________________________5
1.2 Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов___8
Глава 2. Формы доходов государственного бюджета________________________ 16
2.1 Состав дохода федерального бюджета РФ__________________________16
2.2 Налоговые доходы государственного бюджета РФ___________________17
2.3 Неналоговые доходы государственного бюджета РФ_________________ 21
Глава 3. Перспективы развития государственных доходов на 2010 год__________25
3.1 Развитие бюджетной политики в области доходов на 2010 год__________25
Выводы и предложения_____________________________________________________ 29
Список использованной литературы ___________________________________________31
Приложения________________________________________________________________33

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Неналоговые доходы являются составной частью доходов федерального бюджета, устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления РФ.

Неналоговые формы мобилизации  финансовых ресурсов имеют характерные  черты, отличающие их от налоговых поступлений:

         - порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;

    - для неналоговых доходов не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;

   - для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа, чем по налоговым платежам;

  - неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все они не являются налогами (рис 3).

В настоящее время состав неналоговых  доходов определяется Бюджетным  кодексом РФ, в соответствии с которым  к неналоговым доходам бюджета отнесены5:

    - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

     - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

- иные неналоговые доходы.

Помимо различных видов доходов в федеральных бюджет зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.


Рисунок 3. Структура неналоговых доходов Федерального бюджета в 2008 г. (млрд. руб.).6

 

К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в валюте РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от реализации государственных запасов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета7.

Поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в иностранной валюте путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В федеральный бюджет могут зачисляться  безвозмездные перечисления из государственных  внебюджетных фондов РФ, от различных  организаций (резидентов и нерезидентов РФ), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления.

Неналоговые доходы федерального бюджета  формируются, в том числе за счет:

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса);

- прочих лицензионных сборов;

- таможенных пошлин и таможенных сборов;

-платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;

  -платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

    - платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- консульских сборов;

- патентных пошлин;

- платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

В неналоговых  доходах федерального бюджета также  учитываются:

- прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;

- доходы от внешнеэкономической деятельности.

-Наибольший удельный вес среди неналоговых поступлений в Федеральный бюджет составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (рис. 3) – 91% (3999,14 млрд. руб. в 2008 г.). По сравнения с 2007 г. Они увеличились на 1590,84 млрд. руб. В 2009 г. Планируется увеличить эти доходы до 4243,38 млрд. руб.

На втором месте доходы от оказания платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, после уплаты налогов и сборов. Они составили в 2008 г. 121,44 млрд. руб., что на 6,24% больше, чем в 2007 г.

Платежи при использовании природных  ресурсов принесли в бюджет 121,53 млрд. руб. Эта цифра по прогнозу на 2009 г. уменьшится вдвое и составит 59,04 млрд.

Доходы от государственной собственности  незначительно пополняют государственный  бюджет. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 79,1 млрд. руб., а доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 6,85 млрд. руб.

 

 

 

               3.Перспективы развития государственных доходов на 2010 год

3.1 Развитие  бюджетной политики в области доходов на 2010 год

 

В условиях экономического кризиса  произошло резкое снижение бюджетных  доходов. Общий объем налоговых  доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, то есть снизился в номинальном  выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и  сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность  по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

При расчете  объема доходов федерального бюджета  на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и  дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года.

В части налогового законодательства приняты следующие решения:

а) индексация ставок акцизов:

- на табачные изделия: индексация  специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной  ставки до 7%;

- на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;

- на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;

- на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным  ставкам 2010 года;

б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;

в) увеличение размеров государственной  пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым  в арбитражных судах (для юридических  лиц); за совершение действий, связанных  с приобретением гражданства  или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);

г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.

По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:

а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый  конденсат с 95 до 100%;

б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В таможенном законодательстве будут  осуществляться следующие меры:

а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;

б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости  от изменения мировых цен.

В банковском законодательстве запланировано  внесение изменения в Федеральный  закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.

 

Рис. 1. Доходы федерального бюджета (ВВП), млрд. руб.

 

Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном  выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

 

Рис. 2. Доходы федерального бюджета, изменение в реальном выражении, %

Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении  в 2010 году составит порядка 8%, а в  процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году. В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

 

Рис. 3. Нефтегазовые доходы федерального бюджета, % ВВП

 

Причины, в результате которых поступления  в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

Сравнительный анализ сопоставимых показателей  свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП.

 

Прогнозируемая структура доходов  федерального бюджета приведена  в таблице 2 в приложении.

          Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах представлены в таблице 3 в приложении.

Проанализировав данную таблицу можно сказать что, В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год. Таким образом, учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.

Информация о работе Государственные доходы: основные их формы и перспективы развития в современной России