Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:50, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и перспективы его развития в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
- изучение экономической роли и функций бюджета и определение доходов всех уровней бюджетной системы;
- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;
- определение перспектив развития государственных доходов.
Введение_________________________________________________________________3
Глава 1. Роль, функции и виды доходов бюджетов__________________________ 5
1.1 Экономическая роль и функции бюджета___________________________5
1.2 Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов___8
Глава 2. Формы доходов государственного бюджета________________________ 16
2.1 Состав дохода федерального бюджета РФ__________________________16
2.2 Налоговые доходы государственного бюджета РФ___________________17
2.3 Неналоговые доходы государственного бюджета РФ_________________ 21
Глава 3. Перспективы развития государственных доходов на 2010 год__________25
3.1 Развитие бюджетной политики в области доходов на 2010 год__________25
Выводы и предложения_____________________________________________________ 29
Список использованной литературы ___________________________________________31
Приложения________________________________________________________________33
В 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, то есть планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Выводы и предложения
1. Будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие:
1) государственный бюджет
2) пропорции бюджетного
3) область бюджетного
4) сфера действия
Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых экономических форм —доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.
В местный бюджет поступают также ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.
2. В доходы федерального бюджета поступают также налоги на капитал (доходы от денежного капитала, процентные доходы от вкладов, от покупки ценных бумаг и тому подобное). Однако в целом доля налогов с финансовых операций, недвижимости и капитала составляет не более 3% доходов федерального бюджета. На наш взгляд, в условиях, когда доля смешанного дохода в ВВП неуклонно растет, эти налоги должны составлять более значимую часть доходов федерального бюджета.
Увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть увеличено за счет:
- повышения стоимости аренды. Средняя
ставка арендной платы за 1 кв.
м объекта недвижимости РФ
в 2004 г. составила всего 1,8 тыс.
руб. в год, что явно ниже
ее возможной рыночной
- повышения степени контроля за обязательным прохождением арендных платежей через органы федерального казначейства. Только в 2004 г. 204,9 млн руб. доходов от сдачи в аренду федерального имущества не прошли через органы федерального казначейства;
- сокращения задолженности по перечислению арендных платежей в федеральный бюджет. По состоянию на 1 января 2005 г. эта задолженность составила 2,3 млрд руб. или 18,3% от суммы поступлений в 2004 г.;
- формирования полного реестра государственной недвижимости, в том числе за рубежом.
Что касается доходов от сдачи в аренду земли, то этот вид неналоговых доходов за последние несколько лет существенно увеличился. Так, если в 2005 г. доходы федерального бюджета от сдачи в аренду земли составляли 1,0 млрд руб., то в 2006 г. они составят 2,0 млрд руб. Планируется, что в 2007—2008 гг. эти доходы составят по 4 млрд руб. в год. Хотя доходы от аренды земли каждый год увеличиваются, однако и в этой части неналоговых доходов существуют определенные резервы. На наш взгляд, они связаны с завершением работы по разграничению собственности на землю.
3. Учитывая
значительное снижение доходов
федерального бюджета по
В 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, то есть планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.
Список использованной литературы
деятельности: учебное пособие / Прудников В.М..- М.: ПРИОР, 2006.- 250 с.
21. Министерство финансов Российской
Федерации [Электронный ресурс] /. — Электрон.
дан. — М. : Режим доступа: http://minfin.ru/ru/,
Таблица 1. Доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2009 г., млн. руб.
Показатель |
Сумма |
% к итогу |
I. Налоговые доходы – всего В том числе: 1. Налог на прибыль организаций 2. Единый социальный налог 3. Налог на добавленную стоимость 4. Акцизы 5. Платежи за пользование природных ресурсов 6. Налоги на внешнюю
торговлю и 7. Прочие налоги и сборы II. Неналоговые доходы – всего: В том числе: 1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности III. Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней IV. Доходы целевых бюджетных фондов Всего доходов |
3 154 262
205 720 442 218 1 069 691 109 738 434 252
859 737 23 623 224 613
171 601 38 489 35 923 4 999 3 428 873 |
91,9
7,3 12,9 31,2 3,1 12,6
25,1 0,7 6,5
4,9 1,1 1,0 0,5 100 |
Таблица 2
Структура доходов федерального бюджета
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП | |
Всего доходов |
6561,3 |
17,1 |
6636,2 |
15,7 |
7346,9 |
15,7 |
8097,4 |
15,5 |
В том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
2545,8 |
6,6 |
2955,0 |
7,0 |
3245,2 |
6,9 |
3520,8 |
6,7 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) |
882,8 |
2,3 |
982,9 |
2,3 |
1088,0 |
2,3 |
1187,1 |
2,3 |
Таможенные пошлины |
1663,0 |
4,3 |
1972,1 |
4,7 |
2157,2 |
4,6 |
2333,7 |
4,4 |
Ненефтегазовые доходы |
4015,5 |
10,4 |
3681,2 |
8,7 |
4101,7 |
8,8 |
4576,6 |
8,8 |
НДС |
1943,7 |
5,1 |
2148,4 |
5,0 |
2430,4 |
5,2 |
2792,0 |
5,4 |
Налог на прибыль организаций |
172,8 |
0,4 |
191,5 |
0,5 |
192,4 |
0,4 |
200,3 |
0,4 |
ЕСН |
495,4 |
1,3 |
41,3 |
0,1 |
0 |
0 |
||
Акцизы |
105,8 |
0,3 |
145,1 |
0,3 |
182,7 |
0,4 |
233,9 |
0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
11,1 |
0,0 |
10,7 |
0,0 |
11,2 |
0,0 |
11,8 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
506,6 |
1,3 |
546,3 |
1,3 |
620,7 |
1,3 |
700,5 |
1,3 |