Государственные доходы: основные их формы и пути совершенствования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и пути совершенствования доходной базы федерального бюджета в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
изучение экономической роли и функций бюджета, форм государственных доходов бюджетов;
рассмотрение оценки эффективности формирования доходов федерального бюджета РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Роль, функции и формы доходов государственного бюджета…………5
Социально-экономическая роль и функции бюджета……………5
Налоговые доходы государственного бюджета…………………10
Неналоговые доходы государственного бюджета………………14
Оценка эффективности формирования доходов федерального бюджета РФ………………………………………………………………………….17
2.1. Анализ оценки формирования доходов федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………17
2.2. Основные направления использования средств федерального бюджета…………………………………………………………………...24
2.3. Пути совершенствования доходной базы федерального бюджета в современной России……………………………………………………...29
Выводы и предложения……………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет влияет на размеры  частных накоплений, определение  структуры доходов предприятий  и реальные доходы населения.

 

    1. Налоговые доходы государственного бюджета

Взимание налогов  - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

Налоговые доходы федерального бюджета  являются основными в их общем  объеме и характеризуют объем  налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ. 6

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на прибыль организации;
    • налог на доходы физических лиц;
    • государственная пошлина;
    • водный налог;
    • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    • единый социальный налог;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.7

Налоговые доходы от федеральных налогов  и сборов, а также налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, зачисляются  в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:

    • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
    • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
    • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
    • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
    • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
    • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
    • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
    • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
    • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;
    • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
    • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
    • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
    • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
    • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
    • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
    • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
    • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
    • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;
    • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;
    • водного налога - по нормативу 100 процентов;
    • единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
    • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса РФ) - по нормативу 100 процентов. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 г.).- ст. 50.

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные  налоги, к которым относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, также  большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

 

    1. Неналоговые доходы государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями (объединениями), организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом  распределения стоимости общественного  продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с  другой - выступают объектом дальнейшего  распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы  мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались основном на денежных накоплениях государственных предприятий.8

Так, доходы государственного бюджета  традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости от того, используется ли сила государственной власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также плату за услуги и добровольные взносы. Вторая - делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы).

Наиболее часто применяется  классификация доходов по источникам.

Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном  бюджете они составляют от 80 до 90 % всех доходов. В местных на их долю приходится до 50 % всех поступлений.

Источником доходов могут быть неналоговые поступления: доходы от государственной торговли, от продажи  государственной собственности, золотовалютных резервов страны.

Помимо налоговых поступлений  бюджеты разного уровня бюджетной  системы формируются за счет неналоговых  доходов. Федеральный закон от 20 августа 2004 года внес значительные изменения в состав этого вида дохода. В настоящее время неналоговые доходы, определяемые Бюджетным кодексом РФ (статья 41-47, 51, 57, 62), включают:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;
    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    • доходы от продажи государственного и муниципального активов;
    • иные неналоговые доходы.

Между налогами и неналоговыми платежами  много общих черт, основные из них:

      • установление законодательным порядком размеров и условий взимания;
      • обязательность уплаты;
      • принудительный характер изъятия;
      • связь их с бюджетом или внебюджетными фондами;
      • безэквивалентность платежа.

Однако действующее налоговое  законодательство не позволяет их отождествлять. Финансовое право четко выделяет налоговые и неналоговые платежи  в зависимости от формы платежей и методов их взимания.

Порядок установления неналоговых  поступлений, их исчисление и взимание отличаются от налоговых:

    • для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты);
    • размер отдельных неналоговых доходов регулируется не Бюджетным Кодексом РФ и Налоговым Кодексом РФ, а специальными нормативными документами. К примеру, санкции определяются Гражданским Кодексом РФ и Уголовным Кодексом РФ;
    • целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулярного характера. Например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.9

Неналоговые доходы зачисляются преимущественно  в соответствующие бюджеты в  полном объеме. Следовательно, налоговый платеж - это обязательный взнос, входящий в налоговую систему и устанавливаемый налоговым законодательством, а неналоговый платеж не включается в налоговую систему и регулируется не налоговыми законами.

    1. Оценка эффективности формирования доходов федерального бюджета РФ

 

    1. Анализ оценки формирования доходов федерального бюджета РФ

В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных  доходов. Общий объем налоговых  доходов  федерального  бюджета  за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, то есть снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.10

С начала 2009 года наблюдается  существенный рост задолженности по налогам  и  сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам  и  сборам (25%). По федеральным налогам  и  сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии 2010 года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

При расчете объема  доходов  федерального  бюджета  на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения  и  дополнения в законодательство Российской Федерации, вступившие в действие с 1 января 2010 года.

В части налогового законодательства приняты следующие решения:

а) индексация ставок акцизов:

- на табачные изделия:  индексация специфических ставок  на 44% к уровню 2009 года и увеличение  адвалорной ставки до 7%;

- на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;

- на алкогольную продукцию  - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам  на 2010 год;

- на пиво - в 3 раза к  уровню 2009 года или на 190% к ранее  утвержденным ставкам 2010 года;

б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ  со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;

в) увеличение размеров государственной  пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым  в арбитражных судах (для юридических  лиц); за совершение действий, связанных  с приобретением гражданства  или выходом из него, а также  с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении  федерального пробирного надзора; за государственную  регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);

г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных  статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее  время минимальный уровень налоговых  ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.

По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих  решений:

а) увеличение норматива  зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть  и  газовый конденсат с 95 до 100%;

б) зачисление в доход  федерального  бюджета   доходов  от управления средствами Резервного фонда  и  Фонда национального благосостояния.11

В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие  меры:

а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты  в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;

б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости  от изменения мировых цен.

В банковском законодательстве запланировано внесение изменения  в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке  России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального  бюджета  от фактически полученной Банком  России  прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов  и  сборов, с 50 до 75%.

 

 

Рис. 1. Доходы федерального  бюджета  (ВВП), млрд. руб.

 

Общая сумма  доходов  федерального  бюджета  в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.1). В номинальном выражении доходы составили в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году  и  ожидаются 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.12

 

 

Рис. 2. Доходы федерального  бюджета, изменение в реальном выражении

Снижение  доходов  федерального  бюджета  в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным,  и  даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис.2).

Нефтегазовые доходы федерального  бюджета  существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году. В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП (рис.3). 

 

 

Рис. 3. Нефтегазовые доходы федерального  бюджета, % ВВП

Причины, в результате которых  поступления в 2010-2012 годах будут  меньше  доходов  2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей  и  заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников  доходов  в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций  и  другие разовые поступления.13

Информация о работе Государственные доходы: основные их формы и пути совершенствования в современной России