Государственные доходы: основные их формы и пути совершенствования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов и пути совершенствования доходной базы федерального бюджета в современной России. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
изучение экономической роли и функций бюджета, форм государственных доходов бюджетов;
рассмотрение оценки эффективности формирования доходов федерального бюджета РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Роль, функции и формы доходов государственного бюджета…………5
Социально-экономическая роль и функции бюджета……………5
Налоговые доходы государственного бюджета…………………10
Неналоговые доходы государственного бюджета………………14
Оценка эффективности формирования доходов федерального бюджета РФ………………………………………………………………………….17
2.1. Анализ оценки формирования доходов федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………17
2.2. Основные направления использования средств федерального бюджета…………………………………………………………………...24
2.3. Пути совершенствования доходной базы федерального бюджета в современной России……………………………………………………...29
Выводы и предложения……………………………………………………..35
Список использованной литературы……………………………………….41

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к  ВВП %, расходы - с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году - 0,7% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.

Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  с учетом погашения и привлечения  бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию  на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - 482,1 млрд. рублей,  на 1 января 2014 года - 480,1 млрд. рублей.

В среднесрочной перспективе  сохраняется необходимость выделения  ассигнований в форме межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации.

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями  остается необходимость внедрения  передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

 

2.3. Пути совершенствования доходной базы федерального бюджета в современной России

Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы налоговая  политика должна быть нацелена на решение  двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня  доходов  бюджетной системы.19

Структура и уровень налогообложения  должны минимизировать искажающее и  оказывать позитивное воздействие  на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия  для  развития  предпринимательской деятельности и инновационной активности.

Бизнес должен проявить высокую  степень ответственности при  выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение  от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых   в   современных  условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

При формировании налоговой политики на среднесрочную  перспективу  должен учитываться ряд актуальных факторов.

Во-первых, в кризисный период произошло  резкое снижение  доходов  бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.

Во-вторых, большинство граждан  и организаций находятся сегодня  в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения   государственной  пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут - при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых  взносов в системе пенсионного  и медицинского страхования для  финансового положения организаций  и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении  субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться  со снижением уровня пенсионного  обеспечения.20

С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным  ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:

- увеличить предельную величину  процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии  с текущими процентными ставками;

- установить временный специальный  порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

Целесообразно также  развитие  института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

  • в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для  государственных  или муниципальных нужд;
  • разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

В целях создания условий для   развития  научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрения результатов такой деятельности необходимо усовершенствовать порядок амортизации нематериальных активов. При этом для нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования, целесообразно установить срок амортизации два года.21

Актуальной остается проблема налогообложения  добычи твердых полезных ископаемых, и в первую очередь угля, в части, касающейся перехода на взимание налога на добычу полезных ископаемых при  добыче угля на основании специфических  налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля и отдельных условий его добычи.

Требуется принять меры по мобилизации  дополнительных бюджетных  доходов  и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения  современных  технологий налогового администрирования.

Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения  от уплаты налогов.

В этой связи целесообразно реализовать следующий комплекс мер:

  • законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства РФ о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами;
  • оперативно принять поправки в Налоговый кодекс РФ в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием. При этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, гарантировать работоспособность нового механизма контроля и быть направлены на минимизацию существующих рисков, связанных с использованием трансфертных цен;
  • законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избегании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Деятельность налоговых органов  должна быть скорректирована с учетом экономической ситуации. Нужно исключить  практику борьбы за формальные показатели собранных налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать  результативность камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков.

Необходимо совершенствовать процедуры  администрирования, ведения и представления  действительно востребованной налоговой  отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых  органов Российской Федерации и  граждан, не несут какой-либо значимой информации.22

В условиях объективного снижения налоговых  поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых  доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной  политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.

Прибыль компаний не должна рассматриваться  как бесплатный ресурс для инвестиций. При ее распределении приоритет  должен быть отдан не поощрительным  выплатам руководству компаний, а  выплатам дивидендов акционерам. Данная мера направлена, прежде всего, на сохранение инвестиционной привлекательности  компаний и их капитализацию. Особое внимание в этой сфере должно быть уделено компаниям, осуществившим в последние годы, открытые размещения акций на фондовом рынке.23

Необходимы также решения и  активная работа по следующим направлениям:

  • инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам, расширение налоговой автономии региональных и местных властей;
  • скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;
  • увеличение  доходов  от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов  государственной  власти, органов  государственной  власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при администрировании налогов;
  • оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной  перспективе  будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.

Таким образом, для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы налоговая политика должна быть нацелена на модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов  бюджетной системы.

 

 

Выводы и предложения

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения.

При переходе к рыночной экономике  государственный бюджет сохраняет  свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального  размещения производительных сил, подъема  экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки  экономики, выполнение комплексно-целевых  программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и  социальную защиту населения.

Налоговые доходы федерального бюджета  являются основными в их общем  объеме и характеризуют объем  налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ.

Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями (объединениями), организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом  распределения стоимости общественного  продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с  другой - выступают объектом дальнейшего  распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.24

Состав бюджетных доходов, формы  мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались основном на денежных накоплениях государственных предприятий.

В 2010-2012 годах предполагается снижение  доходов  федерального  бюджета  с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010  и  2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост  доходов  в среднем на 7% в год. Таким образом, учитывая значительное снижение  доходов  федерального  бюджета  по сравнению с объемами  доходов  в 2008 году  и  необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального  бюджета  с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.

Информация о работе Государственные доходы: основные их формы и пути совершенствования в современной России