Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 14:07, курсовая работа
Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.
Целью работы является изучение структуры Государственных и Муниципальных финансов.
Введение 3
1 Государственные и муниципальные финансы 4 1.1 Экономическая сущность и структура государственных и
муниципальных финансов 4
1.2 Основные задачи и цели государственных и муниципальных
финансов 7
1.3 Роль региональных и местных бюджетов как главной финансовой
базы органов власти субъектов и органов местного самоуправления 9
2 Анализ бюджета г. Москвы за 2010-2011 гг. 14
2.1 Анализ доходной части бюджета 14
2.2 Анализ расходной части бюджета 19
2.3 Сбалансированность бюджета 23
Заключение 24
Список использованных источников 25
Региональные и местные бюджеты являются неотъемлемой частью единой бюджетной системы РФ. В настоящее время в России проводится политика бюджетного и налогового федерализма, предполагающая концентрирование большей части финансовых ресурсов на федеральном уровне и выделение части из них на другие уровни бюджетной системы, которая усиливает бюджетную дисциплину и способствует более эффективному расходованию бюджетных средств.
Региональные бюджет - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Бюджетная система РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории, в третьих гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.
Региональные и местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 56 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 9 автономных округов. Местные бюджеты (бюджеты районов, городов и сельские) включают 29 тыс. бюджетов (без учета новых образований — городских и сельских поселений).
В последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в соответствии с Федеральным законом от 6 .октября 2003 г. № 131ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".
Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.
Во первых, сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджетах субъектов Федерации
и местных бюджетах позволяет органам
представительной и исполнительной власти
регионов имеет финансовую базу для реализации
своих полномочий в соответствии с Конституцией
Российской Федерации. Создание финансовой
базы функционирования региональных органов
власти у органов местного самоуправления
— главная роль региональных и местных
бюджетов. Посредством бюджетов образуются
денежные фонды административно-
Во вторых, формирование региональных и местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.
В третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального, развития территорий. С этой целью формируются региональные программы экономического и социального развития' регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.
В четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
В пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.
В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственную и муниципальную собственность. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.
В шестых, региональные и местные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Характеризуя роль региональных и местных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным и местным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов.
Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов может возрастать при наделении органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов.
2 Анализ бюджета г. Москвы за 2010-2011 гг.
2.1 Анализ доходной части бюджета
Для выполнения практической части курсовой работы предложен бюджет г. Москвы за 2010-2011 гг. по фактическим данным.
Целью работы является проведение анализа доходов и расходов данных бюджетов.
Проведем сравнительный анализ доходной части регионального бюджета на 2010 год и на 2011 год. Рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1 – Структура доходов регионального бюджета на 2010-2011 год
Вид |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
Изменения в млн. руб. |
Изменения в % |
Удельный вес в разделах, % | |
Млн. |
Млн. |
% |
% | |||||
руб. |
руб. |
доля |
доля |
2010 год |
2011 год | |||
Всего |
994509,3 |
1158657 |
100 |
100 |
164147,7 |
|||
Налоговые доходы, из них: |
927049,5 |
1091633,3 |
100 |
100 | ||||
Налоги на прибыль организаций |
375944,6 |
475000 |
37,80 |
41,00 |
99055,4 |
3,19 |
40,55 |
43,51 |
Налоги на совокупный доход |
21366,1 |
17500 |
2,15 |
1,51 |
-3866,1 |
-0,64 |
2,30 |
1,60 |
Налоги на имущество организаций |
66150 |
63500 |
6,65 |
5,48 |
-2650 |
-1,17 |
7,14 |
5,82 |
Государственная пошлина |
1169 |
1148,9 |
0,12 |
0,10 |
-20,1 |
-0,02 |
0,13 |
0,11 |
Продолжение таблицы 1
Вид |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
Изменения в млн. руб. |
Изменения в % |
Удельный вес в разделах, % | |
Млн. |
Млн. |
% |
% | |||||
руб. |
руб. |
доля |
доля |
2011 год |
2012 год | |||
Налоговые доходы, из них: |
927049,5 |
1091633,3 |
100 |
100 | ||||
Налоги на прибыль организаций |
375944,6 |
475000 |
37,80 |
41,00 |
99055,4 |
3,19 |
40,55 |
43,51 |
Налоги на совокупный доход |
21366,1 |
17500 |
2,15 |
1,51 |
-3866,1 |
-0,64 |
2,30 |
1,60 |
Налоги на имущество организаций |
66150 |
63500 |
6,65 |
5,48 |
-2650 |
-1,17 |
7,14 |
5,82 |
Государственная пошлина |
1169 |
1148,9 |
0,12 |
0,10 |
-20,1 |
-0,02 |
0,13 |
0,11 |
Налог на доходы физических лиц |
417159,6 |
480000 |
41,95 |
41,43 |
62840,4 |
-0,52 |
45,00 |
43,97 |
Акцизы |
32840 |
42070,4 |
3,30 |
3,63 |
9230,4 |
0,33 |
3,54 |
3,85 |
Налог на имущество физических лиц |
1570,2 |
1640 |
0,16 |
0,14 |
69,8 |
-0,02 |
0,17 |
0,15 |
Транспортный налог |
7350 |
7274 |
0,74 |
0,63 |
-76 |
-0,11 |
0,79 |
0,67 |
Земельный налог |
3500 |
3500 |
0,35 |
0,30 |
0 |
-0,05 |
0,38 |
0,32 |
Неналоговые доходы, из них: |
67459,8 |
67024 |
100 |
100 |
Продолжение таблицы 1
Вид |
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
Изменения в млн. руб. |
Изменения в % |
Удельный вес в разделах, % | |
Млн. |
Млн. |
% |
% | |||||
руб. |
руб. |
доля |
доля |
2011 год |
2012 год | |||
Доходы от размещения временно свободных средств бюджета |
4150 |
4350 |
0,42 |
0,38 |
200 |
-0,04 |
6,15 |
6,49 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
19846,4 |
20419 |
2,00 |
1,76 |
572,6 |
-0,23 |
29,42 |
30,47 |
Административные платежи и сборы |
422,6 |
485 |
0,04 |
0,04 |
62,4 |
0,00 |
0,63 |
0,72 |
Доходы от реализации инвестиционных контрактов |
6953,5 |
4752,6 |
0,70 |
0,41 |
-2200,9 |
-0,29 |
10,31 |
7,09 |
Доходы от установки объектов рекламы и информации |
1600 |
2220,3 |
0,16 |
0,19 |
620,3 |
0,03 |
2,37 |
3,31 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2748,4 |
2717,3 |
0,28 |
0,23 |
-31,1 |
-0,04 |
4,07 |
4,05 |
Прочие неналоговые доходы |
1864,9 |
1810,9 |
0,19 |
0,16 |
-54 |
-0,03 |
2,76 |
2,70 |
Дивиденды по акциям |
150 |
280 |
0,02 |
0,02 |
130 |
0,01 |
0,22 |
0,42 |
Доходы от продажи земельных участков |
3500 |
3500 |
0,35 |
0,30 |
0 |
-0,05 |
5,19 |
5,22 |