Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 14:07, курсовая работа
Государственные финансы – это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.
Целью работы является изучение структуры Государственных и Муниципальных финансов.
Введение 3
1 Государственные и муниципальные финансы 4 1.1 Экономическая сущность и структура государственных и
муниципальных финансов 4
1.2 Основные задачи и цели государственных и муниципальных
финансов 7
1.3 Роль региональных и местных бюджетов как главной финансовой
базы органов власти субъектов и органов местного самоуправления 9
2 Анализ бюджета г. Москвы за 2010-2011 гг. 14
2.1 Анализ доходной части бюджета 14
2.2 Анализ расходной части бюджета 19
2.3 Сбалансированность бюджета 23
Заключение 24
Список использованных источников 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра «Экономика и финансы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
2014
Содержание
Введение 3
1 Государственные и муниципальные финансы 4 1.1 Экономическая сущность и структура государственных и
муниципальных финансов 4
1.2 Основные задачи и цели государственных и муниципальных
финансов 7
1.3 Роль региональных и местных бюджетов как главной финансовой
базы органов власти субъектов и органов местного самоуправления 9
2 Анализ бюджета г. Москвы за 2010-2011 гг. 14
2.1 Анализ доходной части бюджета 14
2.2 Анализ расходной части бюджета 19
2.3 Сбалансированность бюджета 23
Заключение 24
Список использованных источников 25
Введение
Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы – важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Государственные и муниципальные финансы – это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.
Государственные финансы
– это мощный рычаг
Целью работы является изучение структуры Государственных и Муниципальных финансов.
Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
- от того, насколько эффективно
финансовое управление и
1 Государственные и муниципальные финансы
1.1 Экономическая сущность и структура государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, имеющих денежный характер, возникающих в распределительном процессе по поводу формирования, распределения и использования органами государственной власти и местного самоуправления денежных средств для удовлетворения социальных потребностей граждан, финансирования национальной обороны и правоохранительной деятельности, содержания аппарата управления, регулирования экономики и выполнения других задач и функций государства, муниципальных образований.
Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального сектора экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.
Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях: распределительной, перераспределительной и контрольной.
Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики.
Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.
Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
Контрольная функция реализуется по следующим основным направлениям:
- контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
- контроль над соблюдением
заданных параметров
- контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
- единства законодательной и нормативной базы;
- открытости и прозрачности;
- разграничения полномочий и предметов ведения;
- целевой ориентированности;
- научного подхода к реализации намеченных целей;
- экономичности и
- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
В Российской Федерации в составе государственных финансов можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне).
Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов РФ, государственного кредита. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), территориальные государственные внебюджетные фонды и государственный кредит.
В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами.
Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями.
За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
1.2 Основные задачи и цели государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы: 1) бюджетная система как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов; 2) система государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.
Управление финансами сектора государственного (муниципального) управления регулируется финансовой политикой. Финансовые цели, формулируемые как ограничения, правила поведения или необходимые изменения в финансовом положении, управлении финансами, определяют финансовую политику субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Цели финансовой политики могут быть независимыми, взаимосвязанными и соподчиненными, предполагающими последовательное или комплексное достижение. Сложные цели могут допускать различные пути их достижения, между которыми необходимо осуществить выбор.
Политика управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципального образования) разрабатывается для сектора государственного (муниципального) управления в целом, включающего все тем или иным образом контролируемые субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) ресурсы и организации. Отдельные цели финансовой политики могут охватывать как весь указанный сектор, так и отдельные его направления, составные части. Например, целью финансовой политики может быть совершенствование системы взаимодействия с государственными (муниципальными) предприятиями или снижение совокупного долга.
Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в экономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении долга и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.
В управлении государственными и муниципальными финансами выделяют несколько функциональных элементов:
1) планирование - оценивает
состояние финансов и
2) оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;
3) контроль осуществляется
на всех стадиях использования
финансов государства, сопоставляя
плановые и фактические
Таким образом, финансовые цели управления государственными и муниципальными финансами субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и пути их достижения определяют финансовую политику. Прозрачность облегчает контроль со стороны общества за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:
1.3 Роль региональных и местных бюджетов как главной финансовой базы органов власти субъектов и органов местного самоуправления