Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
КРЕДИТА………………………………………………………………...5
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования…..5
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…………...6
1.3. Формы государственного кредита…………………………………………...10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ:
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ……………………………....14
2.1. Сущность государственного и муниципального долга……………………14
2.2. Обслуживание долга…………………………………………………………..24
ГЛАВА3.ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И
МУНИЦИПАЛЬНЫМ КРЕДИТОМ И ДОЛГОМ……………………...26
3.1. Государственный кредит в современной России: особенности и
тенденции развития………………………………………………………………..26
3.2. Управление государственным кредитом и государственным долгом……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Финансы
на тему: Государственные (муниципальные) заимствования, их формы и методы.
Выполнил студент 2 курса,
Специальность: ФиК, ОЗО,
сокращенная программа, 1 группа
Хромов М.С.
Проверила:
Ноябрьск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
КРЕДИТА……………………………………………………………
1.1. Общие принципы государственного и
муниципального кредитования…..
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…………...6
1.3. Формы государственного кредита………………
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ……………………………....14
2.1. Сущность государственного и
2.2. Обслуживание долга…………………………………………………………..
ГЛАВА3.ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И
МУНИЦИПАЛЬНЫМ КРЕДИТОМ И
3.1. Государственный кредит в современной России: особенности и
тенденции развития…………………………………………………………
3.2. Управление государственным кредитом и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....40
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом.
Государственный кредит выражает совокупность
кредитных отношений
Государственный кредит в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.
Вместе с тем
государственный кредит в
Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность
и последствия
- изучить основы управления государственным долгом.
Предметом курсовой
работы выступает финансовая
категория – долговые
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
КРЕДИТА
1. 1. Общие принципы государственного и
муниципального кредитования.
Государственный и
муниципальный кредит
Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов, определяется содержанием категории «кредит». Таким образом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит, представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации. В сфере заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложения затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление пере распределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения. Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные ресурсы для их осуществления.
1. 2. Функции и цели
государственного и
Функции государственного и
муниципального кредита
Распределительная функция государственного и муниципального кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности, изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации — иные государства, международные финансово-кредитные организации, и т. п. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения — все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер государственного кредита — все в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе которых лежит равноположение сторон.
Регулирующая функция
государственного и
Контрольная функция вытекает из самой природы кредита. Таким образом, государственный кредит — это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое отношение. Так, государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме — привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.
Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части валового внутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство — субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях (например, принудительное размещение государственных займов или же особое право на гарантии при международном кредитовании и т. п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Тем не менее, от финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:
• в отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, возмездной основе;
• движение средств
осуществляется в прямом и
обратном направлении, тогда
• государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
• существование кредита
• кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
Информация о работе Государственные (муниципальные) заимствования, их формы и методы