Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
КРЕДИТА………………………………………………………………...5
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования…..5
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…………...6
1.3. Формы государственного кредита…………………………………………...10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ:
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ……………………………....14
2.1. Сущность государственного и муниципального долга……………………14
2.2. Обслуживание долга…………………………………………………………..24
ГЛАВА3.ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И
МУНИЦИПАЛЬНЫМ КРЕДИТОМ И ДОЛГОМ……………………...26
3.1. Государственный кредит в современной России: особенности и
тенденции развития………………………………………………………………..26
3.2. Управление государственным кредитом и государственным долгом……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....40
• государственный
кредит имеет избирательный,
Как способ
финансирования расходов правит
Особым элементом
публичных финансов является
муниципальный кредит. По основным
признакам он совпадает с
1.3. Формы государственного кредита.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
1) государственные займы;
2) обращение части вкладов населения в государственные займы;
3) заимствование
средств общегосударственного
4) казначейские ссуды;
5) гарантированные займы.
1. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация - это государственное долговое обязательство, которое дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.
Другим видом
государственных ценных бумаг
в нашей стране являются
2. Обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (казначейских сберегательных сертификатов). Это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
3. Заимствование
средств общегосударственного
4. Казначейские ссуды - выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Государственные органы оказывают финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на вышеназванных условиях.
5. Гарантированные займы - правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Государственные
внешние займы предоставляются,
Государственные
внешние займы предоставляются
в денежной или товарной форме.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
2. 1. Сущность
государственного и
Общее понятие
государственного (публичного) долга
Российской Федерации, его
Под внутренним
Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
• договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
• соглашений и
договоров, в том числе
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет. В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно. Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются, прежде всего, с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США — 70%, в Великобритании — 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляли в 2000 г. 93% всего внутреннего долга.
Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг — облигации. Облигация — это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу. Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на. первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ. Облигационные займы классифицируются по различным признакам:
• по виду эмиссии —
на предъявителя и именные
(облигации государственных и
муниципальных займов
• по виду выплат дохода
— на процентные и
• по характеру обращения
— на облигации, свободно
• по характеру держателей
ценных бумаг — на реализуемые
только среди населения, среди
юридических лиц и
• по срокам погашения
— на краткосрочные (срок
Информация о работе Государственные (муниципальные) заимствования, их формы и методы