Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
КРЕДИТА………………………………………………………………...5
1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования…..5
1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита…………...6
1.3. Формы государственного кредита…………………………………………...10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ:
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ……………………………....14
2.1. Сущность государственного и муниципального долга……………………14
2.2. Обслуживание долга…………………………………………………………..24
ГЛАВА3.ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И
МУНИЦИПАЛЬНЫМ КРЕДИТОМ И ДОЛГОМ……………………...26
3.1. Государственный кредит в современной России: особенности и
тенденции развития………………………………………………………………..26
3.2. Управление государственным кредитом и государственным долгом……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....40
• по методам размещения — на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;
• по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей па счетах);
• в зависимости от эмитента
— облигации, выпускаемые
Муниципальные ценные бумаги
эмитируются местными органами
власти и по статусу
Муниципальные облигации
Государственные ценные
Фискальная функция заключается в мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т. п.) и сосредоточении их в руках государства.
Фискальная функция обусловливает экономическую — привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т. п.).
Государственные ценные бумаги — важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Роль их принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально государственные ценные бумаги использовались главным образом для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами, связанными с войнами, стихийными бедствиями и другими аналогичными событиями. Постепенно их выпуск приобретает экономическую направленность, и они начинают играть существенную роль в государственном регулировании национальной экономики и денежного обращения. Так, Россия выпустила свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для покрытия расходов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные бумаги (государственные займы) выпускались на инвестиционные нужды — развитие производства, инфраструктуры (например, строительство железных дорог), решение задач городского хозяйства. В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; наоборот — при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов. Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых отношений, т. е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому Центральным банком правительству, по ссудам Центрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими банкам. Это уникальный инструмент организации государственных займов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение задолженности по государственным займам — так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансовой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в том числе и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.
Государственные ценные
бумаги во многом определяют
состояние фондового рынка,
• облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ — ПД) имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
• облигации федерального
займа с фиксированным
• государственные
краткосрочные облигации (ГКО)
со сроками обращения 3, 6 и 12
месяцев. Выпускаются на
• облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска— 10 трлн. руб.— разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал— 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ — ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
• облигации государственного
нерыночного займа (ОГНЗ); выпускаются
в бездокументарной форме;
• государственные
жилищные сертификаты (ГЖС); являются
документарными именными не
• государственные долгосрочные облигации (ГДО). Выпущены 1 июля 1991 г. со сроком обращения 30 лет, т. е. до 1 июля 2021 г. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонный доход—15% от номинала облигации, выплачивается один раз в год — 1 доля;
• облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. В счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа доллары США. Номинал облигации—1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска — 7885 млн. долл. пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка — 3% годовых выплачивается один раз в год. В дальнейшем рынок федеральных займов будет развиваться в направлении совершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону удлинения сроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесторов.
2. 2. Обслуживание долга.
Обслуживание
Рефинансирование
— это погашение старой
Конверсия — традиционно
это изменение доходности
Консолидация —
изменение срока действия уже
выпущенных займов в сторону
увеличения (как правило) или сокращения.
Предполагает облегчение
Унификация займов
— это объединение нескольких
займов в один, когда облигации
ранее выпущенных займов
Информация о работе Государственные (муниципальные) заимствования, их формы и методы