Государственные внебюджетные фонды России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи: определить экономическую сущность внебюджетных фондов, рассмотреть особенности нормативного регулирования их деятельности; провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе; на основании результатов анализа предложить пути совершенствования функционирования внебюджетных фондов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
ПРИЛОЖЕНИЕ В Показатели структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов

Файлы: 1 файл

внебюджетные фонды.docx

— 87.25 Кб (Скачать файл)

Исходя из указанных признаков  внебюджетных фондов можно дать развернутое  определение государственного внебюджетного  фонда как совокупности находящихся  в государственной собственности  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации денежных средств (финансовых ресурсов), обособленных от государственных  бюджетов, имеющих целевой характер, источники формирования в виде целевых  доходов или целевых отчислений от конкретных доходов, размер и направления  расходования которых ежегодно указываются  в соответствующих законах о  бюджетах этих фондов, оперативное  управление которыми осуществляется уполномоченными  государственными учреждениями.

Как и бюджет, внебюджетные фонды  выполняют две функции: распределительную  и контрольную [22]. Распределительная  функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть национального дохода перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности  постоянного сигнализировать о  ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в  отдельных секторах экономики.

Таким образом, с институциональной  точки зрения государственные внебюджетные фонды - это совокупность самостоятельных  финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Как финансовая категория  внебюджетные фонды представляют собой  совокупность денежных распределительных  и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Все внебюджетные фонды в зависимости  от уровня управления подразделяются на федеральные и региональные; по целевому назначению - на экономические  и специальные (социальные), в зависимости  от источников формирования, назначения и масштабов использования - на централизованные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное  значение и используются для решения  общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входит ПФР, ФСС и ФОМС.

Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения  некоторых групп населения.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения  территориальных, отраслевых, межотраслевых  и других задач. К ним относятся  внебюджетные фонды, создаваемые:

– по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;

– для решения отраслевых задач.

Таким образом, организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют  определенную самостоятельность и  строго целевое назначение, а обособленное их функционирование позволяет финансировать  важнейшие экономические и социальные мероприятия государства. Особенности  функционирования фондов представлены на рисунке А.1 ПРИЛОЖЕНИЯ А.

Таким образом, социально-экономическое  развитие государства в посткризисный  период предусматривает, с одной  стороны, потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью  обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических нужд, а с  другой стороны, необходимость ранжирования общественных потребностей по степени  важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовывать целевые  денежные фонды.

 

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ  ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

.1 Источники формирования  и направления расходования средств  социальных внебюджетных фондов  Российской Федерации

 

Страховые взносы с 1 января 2010 года являются основным источником формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Плательщиками страховых взносов  являются лица, производящие выплаты  и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными  предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной  практикой.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками  страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам.

Особенности деятельности внебюджетных фондов выделены в главу 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов»  Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) [3].

В соответствии со статьей 145 БК РФ проекты  бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются на очередной финансовый год и плановый период и представляются в Минздравсоцразвития России, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению  Правительства Российской Федерации  принимаются в форме федеральных  законов. Бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами по каждому внебюджетному фонду отдельно. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов утверждаются законами субъектов Российской Федерации.

В 2009 году был принят федеральный  закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования», в соответствии с которым единый социальный налог  с 1 января 2010 был заменен страховыми взносами напрямую в ПФР, ФСС, федеральный  и территориальные ФОМС [13].

С 2011 года страховые взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с  суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 463000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагаются и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.

Тарифы страховых взносов, установленные  данным законом в 2011 году, приведены  в таблице Б.1 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

В течение 2011 - 2014 годов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов и др. применяются ставки согласно таблице Б.2 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

В течение 2011 - 2019 годов для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с ФЗ от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [11] и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [10] для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны; для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, применяются ставки согласно таблице Б.3 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

В течение 2011-2014 годов для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде применяются ставки, согласно таблице Б.4 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

В течение 2011 - 2012 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), занимающихся определенными видами экономической деятельности, применяются ставки согласно таблице Б.5 ПРИЛОЖЕНИЯ Б [14].

В настоящее время средства государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  формируются за счет:

− страховых взносов работодателей;

− страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

− страховых взносов иных категорий работающих граждан;

− средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

− добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

− доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений финансовых средств, не запрещенных законодательством, а также в других установленных законом случаях [3].

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны, это крупнейшая федеральная система оказания государственных  услуг в области социального  обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами  пенсионного обеспечения, которые  было необходимо выделить в самостоятельный  внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного  фонда России появился принципиально  новый механизм финансирования и  выплаты пенсий и пособий.

Средства ПФР направляются на:

− выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

− выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

− оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

− финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов [3].

Средствами государственного социального  страхования Российской Федерации  управляет Фонд социального страхования  Российской Федерации.

Средства ФСС направляются на:

− выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

− оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

− оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

− частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

− частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

− частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

− оплату проезда к месту лечения и обратно;

− создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

− обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда и др. [15].

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную  политику в области обязательного  медицинского страхования граждан  как составной части государственного социального страхования, за счет его  средств предоставляются:

− специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Минздравсоцразвития России;

− высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированном в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;

− медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством;

− дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

− дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;

− дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и др. [3].

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды России