Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа
Цель написания работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи: определить экономическую сущность внебюджетных фондов, рассмотреть особенности нормативного регулирования их деятельности; провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе; на основании результатов анализа предложить пути совершенствования функционирования внебюджетных фондов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
ПРИЛОЖЕНИЕ В Показатели структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов
Исходя из указанных признаков
внебюджетных фондов можно дать развернутое
определение государственного внебюджетного
фонда как совокупности находящихся
в государственной
Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную [22]. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть национального дохода перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.
Контрольная функция внебюджетных
фондов проявляется в возможности
постоянного сигнализировать о
ходе и результатах
Таким образом, с институциональной
точки зрения государственные внебюджетные
фонды - это совокупность самостоятельных
финансово-кредитных
Все внебюджетные фонды в зависимости от уровня управления подразделяются на федеральные и региональные; по целевому назначению - на экономические и специальные (социальные), в зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования - на централизованные и децентрализованные.
Централизованные (государственные)
внебюджетные фонды имеют
Средства большинства
Децентрализованные
– по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
– для решения отраслевых задач.
Таким образом, организационно внебюджетные
фонды отделены от бюджетов и имеют
определенную самостоятельность и
строго целевое назначение, а обособленное
их функционирование позволяет финансировать
важнейшие экономические и
Таким образом, социально-экономическое развитие государства в посткризисный период предусматривает, с одной стороны, потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических нужд, а с другой стороны, необходимость ранжирования общественных потребностей по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовывать целевые денежные фонды.
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И
.1 Источники формирования
и направления расходования
Страховые взносы с 1 января 2010 года являются основным источником формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Объектом обложения страховыми
взносами признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые плательщиками
страховых взносов в пользу физических
лиц по трудовым договорам и гражданско-
Особенности деятельности внебюджетных фондов выделены в главу 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) [3].
В соответствии со статьей 145 БК РФ проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются на очередной финансовый год и плановый период и представляются в Минздравсоцразвития России, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих бюджетов.
Бюджеты государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации по представлению
Правительства Российской Федерации
принимаются в форме
В 2009 году был принят федеральный
закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды
С 2011 года страховые взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 463000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагаются и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.
Тарифы страховых взносов, установленные данным законом в 2011 году, приведены в таблице Б.1 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
В течение 2011 - 2014 годов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов и др. применяются ставки согласно таблице Б.2 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
В течение 2011 - 2019 годов для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с ФЗ от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [11] и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [10] для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны; для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, применяются ставки согласно таблице Б.3 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
В течение 2011-2014 годов для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде применяются ставки, согласно таблице Б.4 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
В течение 2011 - 2012 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), занимающихся определенными видами экономической деятельности, применяются ставки согласно таблице Б.5 ПРИЛОЖЕНИЯ Б [14].
В настоящее время средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются за счет:
− страховых взносов работодателей;
− страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
− страховых взносов иных категорий работающих граждан;
− средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
− добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
− доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений финансовых средств, не запрещенных законодательством, а также в других установленных законом случаях [3].
Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны, это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.
Средства ПФР направляются на:
− выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
− выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
− оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
− финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов [3].
Средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования Российской Федерации.
Средства ФСС направляются на:
− выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
− оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
− оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
− частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
− частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
− частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
− оплату проезда к месту лечения и обратно;
− создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
− обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда и др. [15].
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования реализует
− специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Минздравсоцразвития России;
− высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированном в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;
− медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством;
− дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
− дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;
− дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и др. [3].
Информация о работе Государственные внебюджетные фонды России