Государственные внебюджетные фонды России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи: определить экономическую сущность внебюджетных фондов, рассмотреть особенности нормативного регулирования их деятельности; провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе; на основании результатов анализа предложить пути совершенствования функционирования внебюджетных фондов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
ПРИЛОЖЕНИЕ В Показатели структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов

Файлы: 1 файл

внебюджетные фонды.docx

— 87.25 Кб (Скачать файл)

Расходование средств государственных  внебюджетных фондов в соответствии со ст. 147 БК РФ осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством [3].

Отчеты об исполнении бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  составляются органами управления фондами  и представляются в Минздравсоцразвития России для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Таким образом, область перераспределения  внебюджетных средств ограничена целевым  назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции  этого сегмента государственных  финансов в отдельных случаях  имеет ряд преимуществ перед  бюджетной формой перераспределения  финансовых ресурсов. При выделении  во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается  соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется  неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

 

2.2 Анализ структуры и  динамики доходов и расходов  средств государственных внебюджетных  фондов

 

В ходе написания работы был проведен структурный анализ формирования и  функционирования государственных  социальных внебюджетных фондов. Одним  из них является Пенсионный Фонд Российской Федерации, анализ структуры и динамики доходов и расходов которого основан  на статистических данных, представленных в таблицах В.1, В.2 ПРИЛОЖЕНИЯ В. Динамика доходов и расходов ПФР за 2006-2010 годы и плановые 2011-2013 годы представлена на рисунке 1.

Доходы бюджета ПФР без учета  накопительной составляющей в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом  на 44,5% и составили 4,25 трлн. рублей, из них: 1,6 трлн. рублей - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии; 2,64 трлн. рублей - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, из которых  на покрытие дефицита бюджета ПФР  перечислено 1,32 трлн. рублей. Общие  доходы бюджета ПФР за 2010 год составили 4,61 трлн. рублей, что по отношению  к внутреннему валовому продукту составляет 10,4% (в 2009 году - 3,2 трлн. рублей, или 8,2% к ВВП).

С 1 января 2010 года тариф отчислений в пенсионную систему был установлен в размере 20%, при одновременном  введении для отдельных категорий  плательщиков пониженных тарифов. В  связи с этим на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда из федерального бюджета было перечислено 72,84 млрд. рублей.

В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в бюджет Фонда от граждан и работодателей поступило 3,6 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. При этом за застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы в 2009 году, из федерального бюджета перечислено 2,5 млрд. рублей.

Расходы на пенсионное обеспечение  за 2010 год увеличились на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей - расходы на выплату  трудовых пенсий (в 2009 году - 2,4 трлн. рублей).

В результате проведенной в 2010 году валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 рублей. Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны - 1715 рублей, для участников Великой Отечественной войны - 1855 рублей.

При этом наблюдается рост числа  вновь назначенных пенсий. Если в 2005 году были назначены пенсии 2,5 млн. человек, то в 2010 году - почти 2,8 млн. человек. В 2010 году общее количество пенсионеров  превысило 39,7 млн. человек. Из них число  получателей трудовых пенсий составило 36,6 млн. человек, получателей социальных пенсий - 2,8 млн. человек.

В течение 2010 года пенсии были проиндексированы трижды. 1 апреля 2010 года трудовые пенсии россиян были проиндексированы на 6,3%, социальные пенсии - на 8,8%. Кроме того, 1 июля социальные пенсии дополнительно  увеличились на 3,41%. Помимо увеличения трудовых и социальных пенсий, 1 апреля на 10% был проиндексирован размер ежемесячных денежных выплат. В целом, в течение 2010 года пенсии в стране увеличилась на 23%, а по сравнению  с серединой 2009 года - на 46%, что превышает  уровень потребительской инфляции.

Объем поступивших в ПФР в I полугодии 2011 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1 трлн. 343,4 млрд. руб., что на 47,5% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Этот показатель составляет 49,1% от годового прогноза поступлений. В целом по году прогнозируется поступление страховых  взносов на 43% больше, чем в 2010.

Значительный рост поступления  страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 году обусловлен повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  с 20% до 26% и на обязательное медицинское  страхование в ФОМС с 1,1% до 3,1%, увеличением  значения фонда оплаты труда работников, с которого взимаются страховые  взносы, с 415 000 рублей в до 463 000 рублей год, а также системной работой  со страхователями.

Плановые показатели приведены  на основании положений федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда  РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 10 декабря 2010 года №355-ФЗ [7]. В  соответствии с законом «О бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» суммарные доходы ПФР  в 2012 году составят 5,7 трлн. рублей (в 2011 году - 5,14 трлн. рублей), или 9,7% объема ВВП  страны [8]. Суммарные расходы составят 5,4 трлн. (в 2011 году - 4,82 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета  составит 289,6 млрд. рублей.

На выплату трудовых пенсий из бюджета  ПФР в 2012 году будет выделено 4,2 трлн. рублей. Из федерального бюджета в  бюджет ПФР поступит 1,5 трлн. рублей на исполнение обязательств государства  по выплате государственных пенсий, пособий, материнского капитала, других социальных выплат, а также на софинансирование формирования пенсионных накоплений.

Средства федерального бюджета  на предоставление материнского капитала в 2012 году предусмотрены в бюджете  ПФР в сумме 162,7 млрд. рублей. Размер материнского капитала с 1 января 2012 года будет проиндексирован на 6,0% и  составит 387,6 тыс. рублей.

В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2012 год в сумме 7,5 млрд. рублей (в 2011 году - 5 млрд. рублей).

Анализ структуры и динамики доходов и расходов ФСС основан  на статистических данных, представленных в таблицах В.3, В.4 ПРИЛОЖЕНИЯ В [18].

 

Рисунок 2 - Динамика доходов и расходов ФСС за 2006-2010 годы

 

Доходы ФСС от поступления страховых  взносов в 2010 году по сравнению с  ЕСН увеличились, несмотря на рост объемов  выплат, не облагаемых страховыми взносами за счет расширения гражданско-правовых отношений в сфере производства и услуг, увеличения льгот при  оплате труда инвалидов, возмещении расходов на командировки, оказании материальной помощи работникам и членам их семей  и действие других факторов снижения фискальной нагрузки, предусмотренных  законодательством.

Коэффициент сбора страховых взносов  на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010 году превысил 98%.

В 2009 году, общий объем доходов  бюджета ФСС в сумме 445 133, 6 млн. рублей (123,9 % к 2008 году), в том числе  за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 70 568 млн. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 млн. рублей. Общий объем расходов бюджета  ФСС в сумме 447 188, 6 млн. рублей.

Доходы ФСС в 2010 году составили 463 776,7 млн. руб. (или 109% к плановым показателям), расходы - 491 199,3 млн. руб. (108, 2%). Из них  доходы по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 319 404 млн. руб., расходы - 353 610, 7 (дефицит - 34 206, 6); от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 62 788 3 и 54 905 соответственно (профицит - 7 883). Доходы от страховых  взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432, 3 млн. руб. Это на 19 384, 9 млн. руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 году, и на 26 213, 2 млн. руб. ниже плановых показателей. Расходы по этому виду страхования  выросли на 22, 3% и составили 343 425, 2 млн. руб.

По итогам 2010 года уровень сбора  указанных страховых взносов  составил 98,9%. Доходы от налогов на совокупный доход составили 11 762,3 млн. руб. (85,6% к  запланированным) и увеличились  по сравнению с 2009 года на 1 886,5 млн. руб. (или на 19,1%).

Расходы на выплату пособий по временной  нетрудоспособности в 2010 году возросли на 22,4% относительно расходов 2009 года и  составили 182,5 млрд. рублей или 57,1% в  общих расходах по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством, оплачено 392,6 млн.дней.

В 2010 году расходы работодателей  на оплату первых 2 дней временной нетрудоспособности составили 14,7 млрд. рублей, оплачено 63,6 млн. дней.

В 2010 году среднедневной размер пособия  по временной нетрудоспособности составил 464,8 рубля, что на 92,34 руб. или на 24,8% выше показателя 2009 года (372,45 руб.).

Детальный анализ факторов увеличения среднедневного размера пособия  показал, что из полученной прибавки более 2/3 приходится на рост средней  заработной платы, из которой исчисляется  размер пособия, и менее 1/3 - на увеличение в связи с отменой ограничения  пособия по временной нетрудоспособности максимальным размером. В 2009 г. такой  максимум был установлен в сумме 18720 руб. в расчете на полный календарный месяц.

С 1 января 2010 года размер пособий определялся  из заработка, на который начисляются  страховые взносы. То есть заработка, не превышающего 34583 руб. в расчете  на месяц.

Можно утверждать, что модернизация страхования на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством обошлась бюджету  Фонда социального страхования  в 6-7% дополнительных расходов. Социальный же эффект существенный: у значительной части работников с заработком выше среднего размера сняты имевшиеся  экономические барьеры для обращения  к врачу за получением своевременной медицинской помощи, имея ввиду ранее существовавшее снижение дохода при нахождении на «больничном» листе.

На выплату пособий по беременности и родам направлено 67,3 млрд. руб. (рост на 17,5% к 2009 г.). Среднедневной размер пособия возрос на 65,8 рублей (или  на 16,6%) и составил 463,0 рубля.

На выплату пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, подлежащим обязательному  социальному страхованию, израсходовано 79,1 млрд. руб., что на 30,2% больше, чем  в 2009 году.

В 2010 году 2 млн. граждан получили 14,7 млн. пособий, что на 3% больше, чем  в 2009 году. Средний размер пособия  увеличился на 26,4% относительно 2009 года и составил 5375,1 руб.

Расходы на выплату пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию, составили 42,7 млрд. руб., что на 15,7% больше, чем  в 2009 году.

Через территориальные органы социальной защиты субъектов Российской Федерации  выплачено пособий 1,6 млн. гражданам, что на 0,2 млн. больше, чем в 2009 г. Средний  размер пособия по уходу за первым ребенком −1,8 тыс. руб., по уходу за вторым и последующими детьми - 3,6 тыс. рублей.

Законодательные изменения привели  к существенному улучшению положения  застрахованных граждан.

В 2010 году в медицинские организации  поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей.

В структуре поступлений средств  основную долю составляют страховые  платежи - 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них  на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано  на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. При росте  расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в  структуре расходов по сравнению  с уровнем 2009 года снизилась и  составила 1,68%.

В бюджет ФФОМС в I полугодии 2011 года поступило 151,9 млрд. руб. страховых взносов, что в 3,6 раза больше по отношению  к поступлениям в I полугодии 2010 года.

В 2009 году в бюджеты ТФОМС поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления  налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого  социального налога - 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем  в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование  неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению  с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.

В 2009 году поступление платежей в  среднем по Российской Федерации  на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля; страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля.

В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования  в I полугодии 2011 года поступило 106,6 млрд. руб., что в 1,4 раза превышает объем  поступлений в I полугодии 2010 года.

Прогнозируемый общий объем  доходов бюджета Фонда в 2011 году составит 335 968 млн. рублей, общий объем  расходов бюджета - 335 968 млн. рублей.

Бюджет ФФОМС на очередной финансовый год и двухлетний плановый период сформирован бездефицитным и  составляет: в 2012 году 891,7 млрд. рублей (на 555,7 млрд. рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд. рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд. рублей.

Таким образом, анализ деятельности государственных  социальных внебюджетных фондов показал  динамичное увеличение объема бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС, а замена единого  социального налога на отчисление страховых  взносов во внебюджетные фонды позволила  сделать учет и контроль поступления  денежных средств более оперативным.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды России