Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа
Цель написания работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи: определить экономическую сущность внебюджетных фондов, рассмотреть особенности нормативного регулирования их деятельности; провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе; на основании результатов анализа предложить пути совершенствования функционирования внебюджетных фондов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
ПРИЛОЖЕНИЕ В Показатели структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов
Расходование средств
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в Минздравсоцразвития России для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Таким образом, область перераспределения внебюджетных средств ограничена целевым назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.
2.2 Анализ структуры и
динамики доходов и расходов
средств государственных
В ходе написания работы был проведен структурный анализ формирования и функционирования государственных социальных внебюджетных фондов. Одним из них является Пенсионный Фонд Российской Федерации, анализ структуры и динамики доходов и расходов которого основан на статистических данных, представленных в таблицах В.1, В.2 ПРИЛОЖЕНИЯ В. Динамика доходов и расходов ПФР за 2006-2010 годы и плановые 2011-2013 годы представлена на рисунке 1.
Доходы бюджета ПФР без учета накопительной составляющей в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом на 44,5% и составили 4,25 трлн. рублей, из них: 1,6 трлн. рублей - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии; 2,64 трлн. рублей - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, из которых на покрытие дефицита бюджета ПФР перечислено 1,32 трлн. рублей. Общие доходы бюджета ПФР за 2010 год составили 4,61 трлн. рублей, что по отношению к внутреннему валовому продукту составляет 10,4% (в 2009 году - 3,2 трлн. рублей, или 8,2% к ВВП).
С 1 января 2010 года тариф отчислений в пенсионную систему был установлен в размере 20%, при одновременном введении для отдельных категорий плательщиков пониженных тарифов. В связи с этим на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда из федерального бюджета было перечислено 72,84 млрд. рублей.
В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в бюджет Фонда от граждан и работодателей поступило 3,6 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. При этом за застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы в 2009 году, из федерального бюджета перечислено 2,5 млрд. рублей.
Расходы на пенсионное обеспечение за 2010 год увеличились на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей - расходы на выплату трудовых пенсий (в 2009 году - 2,4 трлн. рублей).
В результате проведенной в 2010 году
валоризации средний размер трудовой
пенсии по старости увеличился на 1090 рублей.
Для отдельных категорий
При этом наблюдается рост числа вновь назначенных пенсий. Если в 2005 году были назначены пенсии 2,5 млн. человек, то в 2010 году - почти 2,8 млн. человек. В 2010 году общее количество пенсионеров превысило 39,7 млн. человек. Из них число получателей трудовых пенсий составило 36,6 млн. человек, получателей социальных пенсий - 2,8 млн. человек.
В течение 2010 года пенсии были проиндексированы
трижды. 1 апреля 2010 года трудовые пенсии
россиян были проиндексированы на 6,3%,
социальные пенсии - на 8,8%. Кроме того,
1 июля социальные пенсии дополнительно
увеличились на 3,41%. Помимо увеличения
трудовых и социальных пенсий, 1 апреля
на 10% был проиндексирован размер
ежемесячных денежных выплат. В целом,
в течение 2010 года пенсии в стране
увеличилась на 23%, а по сравнению
с серединой 2009 года - на 46%, что превышает
уровень потребительской
Объем поступивших в ПФР в I полугодии 2011 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1 трлн. 343,4 млрд. руб., что на 47,5% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Этот показатель составляет 49,1% от годового прогноза поступлений. В целом по году прогнозируется поступление страховых взносов на 43% больше, чем в 2010.
Значительный рост поступления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 году обусловлен повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 20% до 26% и на обязательное медицинское страхование в ФОМС с 1,1% до 3,1%, увеличением значения фонда оплаты труда работников, с которого взимаются страховые взносы, с 415 000 рублей в до 463 000 рублей год, а также системной работой со страхователями.
Плановые показатели приведены
на основании положений
На выплату трудовых пенсий из бюджета
ПФР в 2012 году будет выделено 4,2 трлн.
рублей. Из федерального бюджета в
бюджет ПФР поступит 1,5 трлн. рублей
на исполнение обязательств государства
по выплате государственных
Средства федерального бюджета на предоставление материнского капитала в 2012 году предусмотрены в бюджете ПФР в сумме 162,7 млрд. рублей. Размер материнского капитала с 1 января 2012 года будет проиндексирован на 6,0% и составит 387,6 тыс. рублей.
В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2012 год в сумме 7,5 млрд. рублей (в 2011 году - 5 млрд. рублей).
Анализ структуры и динамики доходов и расходов ФСС основан на статистических данных, представленных в таблицах В.3, В.4 ПРИЛОЖЕНИЯ В [18].
Рисунок 2 - Динамика доходов и расходов ФСС за 2006-2010 годы
Доходы ФСС от поступления страховых взносов в 2010 году по сравнению с ЕСН увеличились, несмотря на рост объемов выплат, не облагаемых страховыми взносами за счет расширения гражданско-правовых отношений в сфере производства и услуг, увеличения льгот при оплате труда инвалидов, возмещении расходов на командировки, оказании материальной помощи работникам и членам их семей и действие других факторов снижения фискальной нагрузки, предусмотренных законодательством.
Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010 году превысил 98%.
В 2009 году, общий объем доходов
бюджета ФСС в сумме 445 133, 6 млн.
рублей (123,9 % к 2008 году), в том числе
за счет межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета в сумме 70 568
млн. рублей и из бюджета Федерального
фонда обязательного
Доходы ФСС в 2010 году составили 463 776,7 млн. руб. (или 109% к плановым показателям), расходы - 491 199,3 млн. руб. (108, 2%). Из них доходы по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 319 404 млн. руб., расходы - 353 610, 7 (дефицит - 34 206, 6); от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 62 788 3 и 54 905 соответственно (профицит - 7 883). Доходы от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432, 3 млн. руб. Это на 19 384, 9 млн. руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 году, и на 26 213, 2 млн. руб. ниже плановых показателей. Расходы по этому виду страхования выросли на 22, 3% и составили 343 425, 2 млн. руб.
По итогам 2010 года уровень сбора указанных страховых взносов составил 98,9%. Доходы от налогов на совокупный доход составили 11 762,3 млн. руб. (85,6% к запланированным) и увеличились по сравнению с 2009 года на 1 886,5 млн. руб. (или на 19,1%).
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2010 году возросли на 22,4% относительно расходов 2009 года и составили 182,5 млрд. рублей или 57,1% в общих расходах по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оплачено 392,6 млн.дней.
В 2010 году расходы работодателей на оплату первых 2 дней временной нетрудоспособности составили 14,7 млрд. рублей, оплачено 63,6 млн. дней.
В 2010 году среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности составил 464,8 рубля, что на 92,34 руб. или на 24,8% выше показателя 2009 года (372,45 руб.).
Детальный анализ факторов увеличения среднедневного размера пособия показал, что из полученной прибавки более 2/3 приходится на рост средней заработной платы, из которой исчисляется размер пособия, и менее 1/3 - на увеличение в связи с отменой ограничения пособия по временной нетрудоспособности максимальным размером. В 2009 г. такой максимум был установлен в сумме 18720 руб. в расчете на полный календарный месяц.
С 1 января 2010 года размер пособий определялся из заработка, на который начисляются страховые взносы. То есть заработка, не превышающего 34583 руб. в расчете на месяц.
Можно утверждать, что модернизация
страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством обошлась бюджету
Фонда социального страхования
в 6-7% дополнительных расходов. Социальный
же эффект существенный: у значительной
части работников с заработком выше
среднего размера сняты имевшиеся
экономические барьеры для
На выплату пособий по беременности и родам направлено 67,3 млрд. руб. (рост на 17,5% к 2009 г.). Среднедневной размер пособия возрос на 65,8 рублей (или на 16,6%) и составил 463,0 рубля.
На выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, израсходовано 79,1 млрд. руб., что на 30,2% больше, чем в 2009 году.
В 2010 году 2 млн. граждан получили 14,7 млн. пособий, что на 3% больше, чем в 2009 году. Средний размер пособия увеличился на 26,4% относительно 2009 года и составил 5375,1 руб.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, составили 42,7 млрд. руб., что на 15,7% больше, чем в 2009 году.
Через территориальные органы социальной защиты субъектов Российской Федерации выплачено пособий 1,6 млн. гражданам, что на 0,2 млн. больше, чем в 2009 г. Средний размер пособия по уходу за первым ребенком −1,8 тыс. руб., по уходу за вторым и последующими детьми - 3,6 тыс. рублей.
Законодательные изменения привели
к существенному улучшению
В 2010 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей.
В структуре поступлений средств
основную долю составляют страховые
платежи - 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них
на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей,
или 1,5 %. В общей сумме расходов
страховых медицинских
Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.
В бюджет ФФОМС в I полугодии 2011 года поступило 151,9 млрд. руб. страховых взносов, что в 3,6 раза больше по отношению к поступлениям в I полугодии 2010 года.
В 2009 году в бюджеты ТФОМС поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога - 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.
В 2009 году поступление платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля; страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля.
В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в I полугодии 2011 года поступило 106,6 млрд. руб., что в 1,4 раза превышает объем поступлений в I полугодии 2010 года.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в 2011 году составит 335 968 млн. рублей, общий объем расходов бюджета - 335 968 млн. рублей.
Бюджет ФФОМС на очередной финансовый год и двухлетний плановый период сформирован бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд. рублей (на 555,7 млрд. рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд. рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд. рублей.
Таким образом, анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов показал динамичное увеличение объема бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС, а замена единого социального налога на отчисление страховых взносов во внебюджетные фонды позволила сделать учет и контроль поступления денежных средств более оперативным.
Информация о работе Государственные внебюджетные фонды России