Государственные внебюджетные фонды России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы - отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи: определить экономическую сущность внебюджетных фондов, рассмотреть особенности нормативного регулирования их деятельности; провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе; на основании результатов анализа предложить пути совершенствования функционирования внебюджетных фондов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
ПРИЛОЖЕНИЕ В Показатели структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов

Файлы: 1 файл

внебюджетные фонды.docx

— 87.25 Кб (Скачать файл)

- внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования;

- паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему обязательного медицинского страхования [6].

Важное значение для модернизации системы медицинского страхования  имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», вступивший в силу с 1 января 2011 года [16]. Законом  установлен минимальный размер платежа  за неработающее население, что с  одновременным повышением ставок страховых  взносов приведет к увеличению наполнения системы медицинского страхования  до 1,2-1,3 трлн. руб. в год. Начиная с  мая 2011 года, гражданам выдаются полисы единого образца, действующие на всей территории страны, что позволит получать бесплатную медицинскую помощь независимо от места прописки или  места реального жительства. Другое новшество - приобретение человеком  права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. Это создает конкуренцию на рынке  и страховых, и медицинских услуг.

Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, но и организации  любой организационно-правовой формы  и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской  практикой. Главное, наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Единство функционирования и финансовую устойчивость всей системы с 2011 года обеспечивает Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, который  аккумулирует дополнительные средства, которые будут направляться на целевое  финансирование региональных программ модернизации здравоохранения.

Развитие добровольного медицинского страхования должно быть неразрывно связано с разграничением платных  и бесплатных медицинских услуг  в учреждениях государственной  и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения  доступности бесплатной медицинской  помощи.

Реформирование системы социального  страхования в России в ближайшие  годы должно иметь следующие целевые  ориентиры:

- создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам государства широкий круг социальных услуг;

- построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу социальных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения;

- повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования;

- осуществление социального страхования преимущественно теми страховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства;

- развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями.

Реформирование сферы социального  страхования в России должно базироваться на следующих принципах:

− законность - законодательное закрепление прав и ответственности субъектов страхования, на основе установления порядка и размера выплат и их зависимости от сроков внесения и размеров страховых взносов;

− личная ответственность - работающие граждане непосредственно вносят страховые взносы, сами или через представителей могут участвовать в управлении соответствующими страховыми учреждениями;

− эквивалентность страхового взноса - финансирование предоставляемой социальной помощи за счет страховых взносов, тем самым устанавливается соразмерность страховых взносов и объема предоставляемых социальных услуг;

− солидарность - более обеспеченные страхуемые вносят более высокие страховые взносы и тем самым оказывают материальную помощь менее обеспеченным.

Таким образом, анализ деятельности социальных внебюджетных фондов позволяет говорить о том, что в настоящее время  в России существует необходимость  в разработке новых, адекватных современным  социально-экономическим условиям, механизмов и форм работы. Новые  направления реформирования системы  пенсионного, социального и медицинского страхования должны предусматривать  соответствующее правовое, финансово-экономическое, методологическое, научно-информационное и кадровое обеспечение, разработку и внедрение инновационных технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В России основой социальной защиты является единая общенациональная система  обязательного страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, страхование как финансовая категория - это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и расходовать внебюджетные фонды денежных средств для материального обеспечения различных слоев общества.

При написании работы на основе теоретического анализа определена сущность и значение внебюджетных фондов, выявлены особенности  их функционирования, классификационные  признаки и факторы, влияющие на увеличение количества внебюджетных фондов, обуславливающие  необходимость в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном  уровне с целью обеспечения государственных  социальных и общеэкономических  потребностей.

Внебюджетные фонды, являясь важным звеном финансовой системы государства, аккумулируют денежные ресурсы и  направляют их на решение различного рода социально-экономических задач, позволяют достичь социального  согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах  всех слоев населения.

Основными внебюджетными фондами  являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования  Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации.

Так как внебюджетные фонды формируются  на основе перераспределения доходов  и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения национального  дохода, это обстоятельство делает систему обязательного страхования  особо восприимчивой к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются  на собираемости взносов в указанные  фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем  в обществе.

На основе структурного анализа  деятельности государственных социальных внебюджетных фондов в ходе работы определены целевые ориентиры и  принципы реформирования сферы социального  страхования в России, предложены направления реформирования, заключающиеся  в разработке методологии формирования и функционирования системы социального  страхования, введении страхования  профессиональных и региональных пенсий и пособий за выслугу лет, перераспределении  функций фондов социального страхования  и обязательного медицинского страхования, а также в определении перечня  социальных рисков и разработке механизма  их применения в качестве объектов социального страхования.

Таким образом, система социальных внебюджетных фондов России требует  дальнейшего реформирования, совершенствования  сбора и распределения страховых  взносов с целью более полного  удовлетворения потребностей граждан  и государства в целом. В ответ  на глобальные демографические вызовы развитые зарубежные системы пенсионного, социального и медицинского страхования  осуществили параметрические реформы. Однако российская система по причине  объективных особенностей демографического и макроэкономического характера, а также огромного груза накопленных  обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы  зарубежного опыта. Совершенствование этой системы приведёт к благополучной ситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Балабанов И.Т., Степанов В.Н. Бюджетная система РФ. - СПб., 2009. - 378 с.

2 Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под. ред. Г.Б.Поляка - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 356 с.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ: [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Государственный бюджет СССР / под ред. Г.Л. Рабиновича. М., 1983. С. 295-300.

 Конвенции  и рекомендации, принятые Международной  конференцией труда. 1919-1956: в 2 т.  Т. 1. Женева // Международное бюро  труда. 1991. С. 259-276.

Мохов А.А. Концепция  развития системы здравоохранения  в Российской Федерации до 2020 года и ее правовое обеспечение // Российская юстиция. 2011. - №8. - с. 61 - 65.

О бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.2011 № 373-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 ноября 2011 г.. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

 О бюджете  Пенсионного фонда РФ на 2011 и  на плановый период 2012 и 2013 годов  [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.12.2010 №355-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 декабря 2010 г.. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

9 О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2000 г.. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

10 О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: федер. закон от 23.08.1996 № 125-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 7 августа 1996 г.. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

О науке и  государственной научно-технической  политике [Электронный ресурс]: федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 12 июля 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 7 августа 1996 г.. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

12 О пенсионном обеспечении граждан в СССР. Закон СССР от 15.05.1990: [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

13 О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18 июля 2009 г.. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

Об инновационном  центре «Сколково» [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 сентября 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сентября 2010 г.. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

15 Об основах обязательного социального страхования Федеральный закон [Электронный ресурс]: федер. закон от от 16.07.1999 № 165-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июня 1999 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 июля 1999 г.. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

16 Об обязательном медицинском страховании [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 ноября 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2010 г.. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

Советское финансовое право: учебник / под ред. Е.А. Ровинского. М., 1978. С. 164.

18 Статистика Фонда социального страхования: [Электронный ресурс]: Интернет-статья. http://www.fss.ru/. - 10.11.2010.

19 Финансы /Под ред . А.М. Ковалевой. - М., 2009. - 512 с.

Финансы, деньги, кредит. Под. ред. О.В. Соколовой. - М., 2009. - 527 с.

21 Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 640 с.

22 Черник Д.Г., Дадашев А.З. Финансовая система РФ. - М.., 2009. - 502 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации

Рисунок А.1 - Особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Тарифы страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды

 

Таблица Б.1 - Тарифы страховых взносов  в 2011 году

ПФР

ФСС

ФОМС

Итого

   

Федеральный ФОМС

Территориальный ФОМС

 

26%

2,9%

2,1%

3%

34%


 

Таблица Б.2 - Специальные тарифы страховых  взносов 2011-2014 гг., %

Наименование фонда

Тариф

 

2011

2012

2013-2014

Пенсионный фонд РФ

16

16

21

Фонд социального страхования РФ

1,9

1,9

2,4

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

1,1

2.3

3,7

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

1,2

0

0

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды России