Государственные внебюджетные фонды. Воздействие финансов на социальную сферу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющие целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Содержание работы

1.Внебюджетные фонды 2
2.Пенсионный фонд Российской Федерации 3
3.Фонд социального страхования 3
4.Фонды обязательного медицинского страхования 3
5.Государственный фонд занятости населения 3
Заключение 3
Список используемой литературы 3

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 55.67 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации к фондам социального  назначения относятся:

  1. Пенсионный фонд РФ (ПФ);
  2. Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  3. Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

До 2001 г. существовал также Государственный  фонд занятости населения РФ (ГФЗН).

Эти фонды  призваны обеспечить конституционные  права граждан Российской Федерации  на получение пенсий, социального  пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т.п.

Источники, порядок формирования и  использования средств внебюджетных фондов социального назначения

Главным источником доходов внебюджетных социальных фондов является единый социальный налог, введённый в действие Налоговым  кодексом РФ с 1 января 2001 г. Его налогоплательщиками  являются две группы лиц:

группа 1: Работодатели, производящие выплаты  наёмным работникам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

группа 2: Индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов  Севера, занимающиеся традиционными  отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

Если  налогоплательщик одновременно относится  к нескольким вышеуказанным категориям налогоплательщиков, он признаётся отдельным  налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Организации и индивидуальные предприниматели, переведённые на уплату налога на вменённый  доход для определённых видов  деятельности, освобождены от уплаты социального налога в части доходов, получаемых от осуществления этих видов  деятельности.

Объектом  налогообложения для первой группы налогоплательщиков при исчислении налога являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового  характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг); авторским  и лицензионным договорам, а также  выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

Для второй группы налогоплательщиков объектом налогообложения  для исчисления социального налога являются доходы от предпринимательской  либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с  их извлечением, а для предпринимателей, принимающих упрощённую систему  налогообложения, объектом обложения  является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Не подлежат обложению государственные пособия, компенсационные выплаты, суммы  страховых платежей, выплачиваемых  организацией по договорам добровольного  пенсионного обеспечения, заключённым  со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, и некоторые  другие виды доходов, установленные  Налоговым кодексом РФ. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате социального налога для отдельных налогоплательщиков. Так, например, от уплаты налога освобождены организации любых организационно-правовых форм с суммы доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II, и III групп.

Ставки  социального налога дифференцированы для различных групп и категорий  налогоплательщиков. Так, для налогоплательщиков первой группы – работодателей, производящих выплаты наёмным работникам, за исключением  организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств общая суммарная  ставка при доходе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с  начала года до 100 тыс. руб. составляет 35,6%, в том числе в Пенсионный фонд – 28%, Фонд социального страхования  – 4%, в Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования – 0,2% и  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования – 3,4%.

Для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, и т.д. (т.е. исключённых  из первой группы) суммарная ставка при доходе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с  начала года до 100 тыс. руб. установлена  в размере 26,1%, в том числе в  Пенсионный фонд – 20,6%, в Фонд социального  страхования – 2,9%, в Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования соответственно 0,1% и 2,5%.

Для второй группы налогоплательщиков ставка социального  налога при налоговой базе нарастающим  итогом с начала года до 100 тыс. руб. составляет 22,8%, в том числе в  Пенсионный фонд – 19,2%, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  – 0,2%, в территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  – 3,4%. Для данной категории налогоплательщиков социальный налог не предусматривает отчислений в Фонд социального страхования.

Для адвокатов  Налоговый кодекс РФ предусматривает  особый порядок как уплаты, так  и установления ставки налога.

Сумма социального  налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждог7о  фонда и определяется как соответствующая  доля налоговой базы. Отличительной  особенностью социального налога является регрессивный характер установления ставки налога для всех категорий налогоплательщиков: с ростом налоговой базы на каждого  отдельного работника нарастающим  итогом с начала года ставка налога уменьшается.

2.Пенсионный фонд Российской Федерации

 

Пенсионный  фонд РФ был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 2 декабря 1990 г., в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово –  кредитным учреждением, которое  осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения. Его деятельность регламентируется Положением о Пенсионном фонде. Денежные средства Пенсионного  фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет фонда и отчёт о его  использовании утверждаются федеральным  законом.

Главными  задачами Пенсионного фонда РФ являются:

  • Выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе граждан, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • Пособий по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
  • Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиком страховым взносом в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Государственная пенсионная система в России функционирует  на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего  и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая  ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять  уровень государственных пенсий до минимального прожиточного минимума, что ведёт к выравниванию государственных  пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».

Общее руководство  Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное управление – исполнительной дирекцией. В субъектах  Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного  фонда, а в городах и районах  – уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение  средств Фонда между регионами  для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного  фонда. Финансовое положение Пенсионного  фонда к 2001 г. значительно укрепилось. В 2000 – 2001 гг. неоднократно производилось  увеличение пенсий.

Программа пенсионной реформы РФ, утверждённая в мае 1998 г., в перспективе предусматривает  переход от действующей распределительной  системы пенсионного обеспечения  к смешанной, а также введение персонифицированного учёта в системе  государственного пенсионного страхования.

Введение  индивидуально – персонифицированного учёта в системе государственного пенсионного страхования обусловлено  следующими факторами:

  1. созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
  2. обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при её назначении;
  3. созданием информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
  4. развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  5. созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
  6. упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный  учёт в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

  • единство государственного пенсионного страхования в РФ;
  • всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учёта сведений о застрахованных лицах;
  • доступность для каждого застрахованного лица сведений о нём;
  • использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;
  • соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учёта, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммам страховых взносов;
  • осуществление индивидуального учёта в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой  счёт с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальный  органы выдают каждому застрахованному  лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

Лицо, впервые  поступившее на работу по трудовому  договору, получает страховое свидетельство  по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Страховые свидетельства государственного пенсионного  страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечёт за собой необходимость  внесения соответствующих изменений  в его индивидуальном страховом  счёте.

Сведения  о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому  договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы Фонда, в которых эти  работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые  взносы в Фонд, сами представляют сведения о себе в органы Фонда по месту  своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов  государственного пенсионного страхования.

Вновь созданные  юридические лица, а также индивидуальные предприниматели регистрируются в  качестве плательщиков страховых взносов  в тридцатидневный срок со дня  учреждения. Банки открывают им расчётные  и иные счета при предъявлении документа, подтверждающего регистрацию  в качестве плательщика страховых  взносов.

Важней  принцип любого пенсионного фонда  – солидарная ответственность поколений. Его цель обеспечить заработанный человеком  уровень жизненных благ путём  перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – примут обеспечение  нынешних) и в пространстве –  где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными  отчислениями гарантирует себе определённый прожиточный уровень в будущем.

Средства  Пенсионного фонда РФ формируются  за счёт трёх главных источников: страховых  взносов работодателей и работающих, ассигнований из федерального бюджета  РФ. Часть средств поступает за счёт капитализации (вложения в коммерческие структуры) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

Страховые ставки взносов в Пенсионный фонд (тарифы) установлены в 1999 г. (Федеральным  законом от 4 января 1999 г. № 1 – ФЗ «О тарифах страховых взносах  в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения РФ, в  фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.»):

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды. Воздействие финансов на социальную сферу