Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы автором решены следующие задачи:
- рассмотрение понятий внебюджетных фондов;
- ознакомление с деятельностью государственных внебюджетных фондов;
- ознакомление с источниками формирования внебюджетных фондов и направлениями использования средств фондов.

Содержание работы

Введение 3
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РФ 6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
1.2 Источники формирования внебюджетных фондов 9
1.3 Связи между внебюджетными фондами 11
2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 13
2.1 Пенсионный фонд (ПФР) 13
2.2 Фонд социального страхования (ФСС) 17
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) 21
3.ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО (ЭКОНОМИЧЕСКОГО) НАЗНАЧЕНИЯ 25
3.1 Российский фонд технологического развития и отраслевые
внебюджетные фонды НИОКР 25
3.2 Государственный внебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы 27
3.3 Дорожный фонд 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

3) иными федеральными  органами исполнительной власти -

внебюджетные  фонды ведомств;

4) корпорациями, концернами и ассоциациями (далее  объединениями) — внебюджетные  фонды объединений.10

Внебюджетные  фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности (далее — предприятия и объединения) в размере 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Указанные отчисления предприятиями и организациями не производятся, если реализуемая продукция (работы, услуги) изготовлялась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований. Для осуществления операций по поступлению и расходованию средств внебюджетных фондов в банках открываются счета федеральным министерствам, иным федеральным органам исполнительной власти, а также объединениям.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения в  соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды; для финансирования НИОКР, по которым они являются государственными заказчиками, могут на договорной основе консолидировать в своих внебюджетных фондах часть средств внебюджетных фондов объединений, находящихся в составе или ведении указанных федеральных органов исполнительной власти. Размер средств, перечисляемых объединениями во внебюджетные фонды министерств и ведомств, устанавливается в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти с объединениями.

Министерство  промышленности, науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов в порядке, определяемом совместно с Министерством финансов РФ, ведет реестр внебюджетных фондов.

Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование:

- НИОКР по  созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов;

- по разработке  новых и совершенствованию применяемых  технологий; мероприятий по повышению  технического уровня продукции; 

- работ по  стандартизации, сертификации и  лицензированию продукции, а также  в области охраны труда и техники безопасности;

- по разработке  нормативных и конструктивных  материалов и др.

Эти средства могут  размещаться на депозитных счетах в  банках. В данном случае полученные доходы в виде процентов облагаются налогом на прибыль по установленной ставке, а оставшаяся часть направляется на увеличение средств соответствующих внебюджетных фондов.

Контроль за целевым использованием средств  внебюджетных фондов осуществляют Министерство промышленности, науки и технологий РФ и Министерство финансов РФ. В случае нецелевого расходования средств они имеют право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленных нарушений и их последствий регистрация может быть возобновлена.

 

3.2 Государственный  внебюджетный фонд воспроизводства

минерально-сырьевой базы

 

Действует в  соответствии с Положением о фонде, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25.04.93 г. № 4546-1.

Средства фонда  формируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны.

Объектом налогообложения  при определении отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы является стоимость  реализованного сырья или реализованной  продукции, полученных из полезных ископаемых, добытых предприятиями, за вычетом налога на добавленную стоимость, акциза.

До утверждения  в установленном порядке налоговых  ставок применяются ставки отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы согласно Положению о фонде.

Ежегодно до начала следующего календарного года Роскомнедра представляет Минфину России и Госналогслужбе РФ уточненные сведения о размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для конкретных мероприятий.

По истечении  календарного года производится уточнение  суммы отчислений на финансирование геологоразведочных работ с зачислением неиспользованных или использованных не по назначению средств в федеральный бюджет.

В соответствии со статьей 40 Закона РФ “О недрах”  освобождаются от уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы следующие категории пользователей:

  • собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
  • пользователи недр, ведущие региональные геолого-физические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр;
  • пользователи недр, получившие участки для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (заказники, заповедники).

Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из облагаемого оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых и предусмотренных ставок11.

Датой совершения оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых, считается  день поступления средств за реализованную  продукцию на счета предприятий  в учреждения банков.

В тех случаях, когда у плательщика метод  определения выручки от реализации установлен по мере отгрузки, датой  совершения оборота считается день отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.

Суммы отчислений, а также суммы фактического финансирования за счет собственных средств недропользователей включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых.

 

3.3 Дорожный  фонд

 

Дорожные фонды  создаются в качестве целевых  во многих государствах. На территории России они образованы с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РФ «О дорожных фондах в РСФСР». Данный закон предусматривает образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них. Их средства формируются, главным образом, за счет специальных налогов и сборов согласно указанному Закону.

Целевые внебюджетные дорожные фонды образуются за счет:

• налога на реализацию горюче-смазочных материалов;

• налога на пользователей  автомобильных дорог;

• налога с владельцев транспортных средств;

• налога на приобретение автомобильных средств (кроме приобретаемых в личное пользование гражданами легковых автомобилей);

• акцизов с  продажи легковых автомобилей в  личное пользование граждан.

Налоги устанавливаются  в процентах от сумм реализации горюче-смазочных  материалов (ГСМ). Взимается также налог с владельцев автотранспорта по определенным тарифам, рассчитанным на рабочий объем двигателя транспортного средства.

Финансирование  затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования осуществляется за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде РФ и в Дорожных фондах субъектов РФ.

Средства Федерального дорожного фонда направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции  строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к Федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Федерации, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Наряду с  фондами социального назначения  существуют и фонды экономического назначения. К ним относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность. Экономические фонды предназначены для регулирования экономических процессов.

2. Экономические фонды создавались, главным образом, для финансирования научных исследований, для стабилизации и развития отраслей, материально-технического обеспечения отдельных ведомств (правоохранительных, фискальных и др.). Наиболее крупные из них — Российский фонд технологического развития и почти 20 отраслевых внебюджетных фондов НИОКР.

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе сделана попытка раскрыть теоретическую  основу вопроса. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. В ходе работы над курсовой работой были рассмотрены сущность внебюджетных фондов РФ, их роль в финансовой системе, виды фондов, источники формирования и направления использования средств фондов. Были подведены итоги о проблемах функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ рассмотренного вопроса.

Внебюджетные  фонды — это обособленная часть  финансовых ресурсов органов государства  и местного самоуправления, формируемая  за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. Для организации  финансирования целевых общегосударственных задач используются соответствующие внебюджетные фонды.

В настоящее  время в Российской Федерации  предприятия осуществляют платежи  в следующие внебюджетные фонды:

  1. Социальные внебюджетные фонды:
  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • фонды обязательного государственного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования.

2.      Экономические фонды:

  • дорожные фонды;
  • природоохранные фонды;
  • фонды развития территорий;
  • отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР.

Социальные  внебюджетные фонды формируются, как  правило, за счет отчислений предприятий-работодателей.

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддерживать существование  лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный  уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее.

Основными задачами деятельности Внебюджетных фондов в  Российской Федерации являются:

- обеспечение  устойчивости финансовой системы  обязательного страхования на  основе эквивалентности страхового  обеспечения средствам обязательного социального страхования;

- введение всеобщего  обязательного характера социального  страхования;

- гарантирование  соблюдения прав застрахованных  лиц на защиту от социальных  страховых рисков и исполнение  обязательств по обязательному  социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

осуществление государственного регулирования системы  обязательного социального страхования;

- введение обязательности  уплаты страхователем страховых  взносов или налогов;

- нести ответственность  за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение  надзора и общественного контроля др.

Дальнейшее развитие внебюджетных фондов позволит улучшить жизнь россиян. При этом все изменения, связанные с изменением процентов взносов должны вовремя доводится до граждан и рассчитываться из ходя из суммы их доходов. Кроме того, совершенствование системы сбора и распределения страховых взносов приведёт к благополучной ситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене. Помимо точно просчитанных и экономически обоснованных методов решения проблем, необходимо внедрять и рационализаторские идеи, которые будут также не менее грамотно просчитаны, желательно на несколько лет вперед.

Процесс создания, распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан со всеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями в обществе. Поэтому при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так как все «жизнедеятельные» отрасли тесно связаны друг с другом и изменения в качественно лучшую сторону одних, ведёт к негативным последствиям других.

 

 

 

Список используемых первоисточников

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 3 января, 2 февраля 2006 г.)
  2. Федеральный закон РФ от 16.08.2003 г. № 166-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”.
  3. Федеральный закон РФ от 3 января 2003 г. № 3-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и в фонды обязательного медицинского страхования на 2003 год».
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации":// Рос. газета.-2001.-№ 247.-20 дек.; (В ред. Федер. законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 08.05.2004 № 34-ФЗ).
  5. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». (В ред. от 14.02.2005)
  6. Федеральный закон Российской Федерации 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Росс<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды