Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение понятия и состава внебюджетных фондов, их общей характеристики, классификации, правовых основ государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы автором решены следующие задачи:
- рассмотрение понятий внебюджетных фондов;
- ознакомление с деятельностью государственных внебюджетных фондов;
- ознакомление с источниками формирования внебюджетных фондов и направлениями использования средств фондов.

Содержание работы

Введение 3
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РФ 6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
1.2 Источники формирования внебюджетных фондов 9
1.3 Связи между внебюджетными фондами 11
2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 13
2.1 Пенсионный фонд (ПФР) 13
2.2 Фонд социального страхования (ФСС) 17
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) 21
3.ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО (ЭКОНОМИЧЕСКОГО) НАЗНАЧЕНИЯ 25
3.1 Российский фонд технологического развития и отраслевые
внебюджетные фонды НИОКР 25
3.2 Государственный внебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы 27
3.3 Дорожный фонд 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Главными  методами мобилизации национального  дохода в процессе перераспределения  при формировании фондов выступают  специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства  бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

В тех  случаях, когда внебюджетные фонды  имеют положительное сальдо, оно  может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли  в форме дивидендов или процентов.

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).

По  Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим  исключением), доходы которых формировались  за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

 

1.3 Связи между  внебюджетными фондами

 

Государственными  внебюджетными фондами РФ являются (статья 144 Бюджетного кодекса):

1) Пенсионный  фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального  страхования Российской Федерации;

3) Фонд обязательного  медицинского страхования.

Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между  внебюджетными фондами и другими  звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального  страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств  центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с  разными финансовыми звеньями и  другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Таким образом, подводя итог данной главе, можно  сделать следующие выводы:

1) Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых средств, находящиеся в распоряжении центральных или местных органов власти, имеющие целевое назначение и позволяющие преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов.

2) Основными  источниками формирования являются:

- обязательные  платежи;

- добровольные  взносы физических и юридических лиц;

- субсидии из  бюджета;

- дополнительные  доходы и сэкономленные финансовые  ресурсы;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами.

3) Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

 

 

 

2. Внебюджетные  фонды РФ социального назначения

 

2.1 Пенсионный  фонд (ПФР)

 

Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992 г. Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения.4

Пенсионный  фонд обеспечивает:

- целевой сбор  и аккумуляцию страховых взносов,  а также финансирование соответствующих  расходов;

- организацию  работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализацию  средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с  участием налоговых органов за  своевременным и полным поступлением  в Пенсионный фонд страховых  взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организацию  и ведение индивидуального учета  застрахованных лиц в соответствии  с Федеральным законом «Об  индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе государственного  пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионные фонд РФ;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции Фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсии и пособий;

- изучение и  обобщение практики применения  нормативных актов по вопросам  уплаты в Пенсионный фонд страховых  взносов и внесение в Верховный Совет РФ предложений по ее совершенствованию;

- проведение  научно-исследовательской работы  в области государственного пенсионного  страхования;

- разъяснительную  работу среди населения и юридических  лиц по вопросам, относящимся  к компетенции Фонда. Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

1) страховых  взносов работодателей, граждан,  занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов (85—90% всех доходов ПФ);

2) ассигнований  из бюджета на выплату пенсий  военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5—6%);

3) добровольных  взносов физических и юридических  лиц (1 — 2%);

4) доходов от  капитализации средств ПФ и  других поступлений(2-3%);

5) средств, возмещаемых  ПФ Государственным фондом занятости  населения Российской Федерации  в связи с назначением досрочных  пенсий безработным (1%);

6) пеней, штрафов,  финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ(1%).

Бюджет ПФ формируется  в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

• работодатели — предприятия, учреждения, организации;

• крестьянские хозяйства;

• родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями  хозяйствования;

• индивидуальные предприниматели;

• нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные  детективы.

С 1 января 2005 г. отчисления в ПФ для работодателей составили 20%; для фермерских хозяйств и организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования - 15,8%; для индивидуальных предпринимателей — 7,3%, для адвокатов — 5,3%.

Уплата начисленных  взносов производится путем безналичных  расчетов со своих расчетных или  текущих счетов на счет ПФ РФ по месту  регистрации в качестве плательщиков взносов.5

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых  пенсий, в том числе гражданам,  выезжающим за пределы России;

2) выплата социальных  пенсий и пособий (1,5% расходов  ПФ).

Социальные  пенсии — это пенсии людям, не имеющим  заработка(например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий  военнослужащим и других государственных  пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются  из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание  аппарата ПФ (0,7%);

5) расходы по  доставке пенсий (3,6%);

6) выплата пособий на погребение (0,5%).

ПФ финансирует  различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров  и детей.

Руководство ПФ РФ осуществляет Правление, и его  постоянно действующий орган  — Исполнительная дирекция. Правление  осуществляет оперативно-методическое руководство деятельностью фонда, представляет его во взаимоотношениях с государственными, общественными и международными организациями. Отделения ПФ есть во всех регионах и крупных городах.

Основу новой  пенсионной системы составили три  федеральных закона, принятых в конце 2001 г., - «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». 24 июня 2002 г. был принят еще один Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В соответствии с этими законами трудовая пенсия делится на три части: базовую, страховую  и накопительную часть. Базовая  часть одинакова для большинства  пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете». Она также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера». Как базовая, так и страховая части являются элементами распределительной системы. Они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.

Третья часть  трудовой пенсии — накопительная. Она  представляет собой определенный процент  пенсионных взносов, различающийся  в зависимости от возраста работника  и его заработка. Эта часть  накапливается в Пенсионном фонде и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица». Накопительная часть формирует будущую пенсию. При этом аккумулированные средства инвестируются либо государственной управляющей компанией (Внешэкономбанк), либо частными структурами — уполномоченной управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом.

Взносы в  пенсионный фонд – 22%.

 

2.2 Фонд социального  страхования (ФСС)

 

Образован согласно указу президента РФ в 1992 году. Фонд социального страхования(ФСС) – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

ФСС создан в  целях обеспечения государственными гарантиями в системе социального  страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.6

Основными задачами Фонда социального страхования  являются:

- выплату пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;

- оплату дополнительных  выходных дней по уходу за  ребенком-инвалидом или инвалидом  с детства до достижения им  возраста 18 лет;

- санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей, в т.ч.  расходы на лечебное питание; 

- частичное  содержание находящихся на балансе  страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право  занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

- частичную  оплату путевок в детские загородные  оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории РФ, для детей  работающих граждан;

- частичное содержание  детско-юношеских спортивных школ;

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды