Государственный бюджет и его роль в развитии экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета
1.2 Функция государственного бюджета
Глава 2. Структура государственного бюджета и характеристика уровней бюджета страны
2.1 Структура государственного бюджета
2.2 Характеристика отдельных уровней бюджетной системы: роль и значение в экономике страны
Глава 3. Государственный бюджет 2011-2014 г
3.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2011 году
3.2 Прогноз социально-экономического развития в 2013 - 2014 гг
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет и его роль в развитии экономике РФ.docx

— 73.36 Кб (Скачать файл)

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и  финансирования отраслей народного  хозяйства. В условиях становления  рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации  ресурсов и их использования усиливается. Контрольная функция бюджета  позволяет через формирование и  использование фонда денежных средств  государства «сигнализировать»  о том, как поступают в доход  бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений.

Бюджетный контроль преследует три основные цели:

- мобилизацию денежных  средств для централизованного фонда государства;

- соблюдение режима экономии  при расходовании финансовых  ресурсов;

- повышение эффективности  расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным  с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там  тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Госбюджет должен обслуживать  функции государства и его  основное назначение - удовлетворение государственных потребностей.

Госбюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного  производства в процессе распределения  и перераспределения стоимости  общественного продукта и части  национального богатства путем  образования централизованных фондов государства и их использования  на цели расширенного производства, удовлетворения социальных и других общественных потребностей. Госбюджету, как части финансовых отношений присущи те же признаки и функции, что и у финансов как у экономической категории.

Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного финансового плана  государства, являются:

- экономическая (обеспечивает финансирование важнейших НХ объектов - предприятия и производства на субсидировании, имеющие большое НХ значение). Вот многом роль определяется конкретной экономической ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд. США в годы Второй мировой войны - нужно увеличение выпуска военной продукции - были госкапвложения, возведение за счет госинъекции атомной промышленности; иной пример - индустриализация).

- важный инструмент межотраслевого  и межтерриториального Распределения  ресурсов. С помощью налогов и  субсидий ограничиваются одни  отрасли, а субсидируются другие. Во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов - сильное межтерриториальное распределение;

- Социальная - государство обеспечивает бесплатное образование, лечение частичное или полное финансирование из бюджета. (Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь малоимущим)- почти 60% от бюджета - США. Т.е. бюджет - главный рычаг выравнивания в социальном смысле, чтобы не допустить в стране социальных конфликтов);

- Политическая - финансирование  армии, правоохранительных органов.  До середины XIX века военные расходы  были основным элементом расходов. Сейчас отходит на второй план, т. к. есть более важные направления;

- НТП - финансирование  фундаментальных наук, государственных  научно-технических проектов;

- Финансирование госорганов  власти.

Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП. Есть мнение, что расходы лучше, т. к. именно они, а не заниженный доход определяют степень участия в распределительном  процессе.

Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и  территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры регионов РФ. В современных  условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного  производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию  денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между  централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств.

На мой взгляд бюджет РФ является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития и не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

Так же считаю, что должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Глава 2. Структура государственного бюджета и характеристика уровней бюджета страны

2.1 Структура государственного  бюджета

Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:

1. Принцип единства - сосредоточение  в бюджете всех расходов и  всех доходов государства. В  государстве должна существовать  единая бюджетная система, однообразие  финансовых документов и бюджетной  классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета  учитываются все затраты и  все поступления.

3. Принцип реальности  предполагает правдивое отражение  доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности - это обязательное информирование  населения об основных расходах  и источниках доходов.

Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга  взаимосвязанных частей: доходной и  расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих  доходов. Структура доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических  условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что  бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы разделяются  на: налоговые и неналоговые.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

§ федеральные налоги и  сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в  порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ;

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

§ государственная пошлина  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:

§ доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности;

§ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

§ доходы от реализации государственных  запасов;

§ доходы от продажи земли  и нематериальных активов;

§ поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников;

§ административные платежи  и сборы;

§ штрафные санкции, возмещение ущерба;

§ доходы от внешнеэкономической  деятельности.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга. Расходы  федерального бюджета:

- расходы на государственное  управление и местное самоуправление;

- судебная власть;

- расходы в сфере международной  деятельности;

- расходы на международное  сотрудничество;

- расходы на реализацию  международных договоров в рамках  СНГ;

- фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

- промышленность, энергетика  и строительство технические  регламенты, стандартизация и обеспечение  единства измерений;

- государственная поддержка  угольной отрасли;

- государственная поддержка  народных художественных промыслов;

- воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

- сельское хозяйство и  рыболовство;

- охрана окружающей среды  и природных ресурсов;

- транспорт, связь и  информатика;

- автомобильный транспорт;

- железнодорожный транспорт;

- водный транспорт;

- воздушный транспорт;

- связь и информатика;

- расходы в области  социально-культурной сферы;

- расходы на образование;

- культура, искусство и  кинематография;

- расходы на здравоохранение,  физическую культуру и спорт;

- расходы на социальную  политику;

- расходы по обслуживанию  государственного долга;

- финансовая помощь другим  бюджетам бюджетной системы;

- исследование и использование  космического пространство;

- дорожное хозяйство.

 

2.2 Характеристика отдельных  уровней бюджетной системы: роль  и значение в экономике страны

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Федеральный  бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития стран и  реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости  осуществления избранной социально-экономической  стратегии. Основными задачами бюджетной  политики являются:

- усиление роли налогово-бюджетной  политики в качестве инструмента  стимулирования экономического  роста;

- повышение устойчивости  бюджетной системы, снижение ее  зависимости от внешнеэкономической  конъюнктуры;

- обеспечение профицита  федерального бюджета в условиях  увеличения долговых выплат при  соблюдении оригинальных графиков  платежей по внешним обязательствам;

- повышение качества управления  государственными активами и  пассивами, совершенствование управление  государственным долгом.

Особенностью проекта  федерального бюджета является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства. Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта. При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким образом дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга. В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в развитии экономике РФ